Завтра в Архангельске−8°CСеверодвинске−8°CОнеге−8°CВельске−8°CМирном−9°CШенкурске−9°CЯренске−11°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 04.02.2024 13:28

Будущее не определено

04.05.2022 09:00
Рецензия на франшизу «Терминатор» от нашего не культурного смотрителя.

…И восстали машины из пепла ядерного огня. И пошла война на уничтожение человечества, и шла она десятилетиями. Но последнее сражение состоится не в будущем — оно состоится здесь. Сегодня ночью…

Что представляется вам, когда вы слышите слово «Терминатор»? Кто-то вспоминает Арнольда Шварценеггера в роли защитника юного Джона Коннора, кто-то его же — в роли бездушной машины-убийцы, кому-то мерещится пронзающий насквозь взгляд Роберта Патрика, некоторые тоскуют по нуарным временам из «тех самых 80-х» и славят Кайла Риза как образец идеального солдата, а Сару Коннор — как идеальную мать.

Первые два фильма стали настоящей классикой кинематографа. В моём детстве «Терминатора» знали все: дети во дворе, играясь друг с другом, воспроизводили сцены и диалоги из фильмов, цитату «Iʼll be back» не использовали разве что ленивые, и равнодушных к данным картинам — особенно ко второй части — не было. Ну, разве что в каких-нибудь уж совсем глухих деревнях, что, конечно, тоже не точно.

«Терминатор-2» лично для меня — больше, чем фильм. Я, как и многие «дети 90-х», вырос на нём, в детстве мог цитировать целые диалоги и монологи по памяти, а сцену с погружением Шварца в расплавленную сталь до сих пор считаю одной из лучших, что я видел в кино. Терминатор из второй части — защитник и настоящий пример стойкости и мужественности, а сам фильм — исключительный идеал, начиная от подбора актёров и заканчивая музыкой, спецэффектами и трюками.

К огромному сожалению, франшиза «Терминатора» (как и франшиза «Звёздных войн», являющейся, наряду с первыми двумя кинолентами о противостоянии людей и машин, одной из моих любимых), подверглась издевательствам со стороны жадных продюсеров, которые начали клепать фильм за фильмом в поисках денег и потери здравого смысла. И если третья и четвёртая части ещё продолжали сюжетную линию, то вышедшие 5-я и 6-я послали весь сюжет ко всем чертям, а в попытках «продолжить ту самую вторую часть» полностью дискредитировали сами себя и отправились на свалку истории.

Помимо вышедших шести фильмов, франшиза включает в себя четыре новеллы, целый телевизионный сериал, а также комиксы, книги, мини-сериалы и видеоигры, но они не сыскали какого-либо успеха в нашей стране и прошли в основном мимо зрителя (разве что кроме книг, да и то относительно), поэтому останавливаться на них не будем — здесь только фильмы и ничего более.

Помню, как я и мои приятели ждали третью часть, хотя вторая прямо говорила, что история на этом закончена и более ничего снято и показано не будет. Но однажды фантазии и мечты подтвердились сначала слухами из каких-то утренних новостей, а затем, весной, старший брат привёз домой видеокассету «Терминатор-3: Восстание машин». Неописуемый восторг!

Радости моей не было предела. Да чего уж там — «Терминатор» был настолько крут, что третью часть собрались смотреть едва ли не всей семьёй. И на тот момент она всем понравилась. Да, уже тогда возникли несколько вопросов, и основным из них был таким: почему на роль Джона Коннора взяли непонятного актёра, но ввиду отсутствия Интернета в поморской глубинке мы и знать не знали, что Эдвард Фёрлонг, исполнитель роли Джона во второй части, сторчался просто напрочь и на роль спасителя человечества больше не годился, поэтому был изгнан поеденными молью тряпками, а мы ещё долгое время оставались в неведении — ну как так?

В целом же фильм на момент выхода большинству пришёлся по нраву. Кто бы мог подумать…

Четвёртая часть, просмотренная уже на мониторе компьютера, также понравилась, и даже чуть больше. Это был уже не классический «Терминатор», а попытка создать нечто новое: нам наконец-то показали то самое будущее и ту самую войну с машинами, которые восстали-таки из пепла ядерного огня, но всё равно что-то было не так — и это даже несмотря на добротный подбор актёров и нолановского Бэтмена в главной роли. Возможно, что более зрелый возраст заставлял задуматься, мол, а почему здесь так, а не эдак, что вообще происходит и почему?

Но, опять же повторюсь, что и этот фильм в целом тоже зашёл, и я спустя даже столько лет считаю его лучшим из того, что выходило после второй части.

Далее наступил 2015 год, и внезапно в кинотеатры ворвалась пятая часть — «Генезис», которую Джеймс Кэмерон, продюсер и автор сценария первых двух кинолент, окрестил истинным продолжением 2-й части, а третью и четвёртую обозвал шлаком и призвал более к ним не возвращаться. На неё я и мои друзья ходили в кинотеатр. Ещё при просмотре возникло мнение, что «Терминатор» какой-то не такой, но в зале фильм понравился практически всем без исключения, а некоторые сцены тонули в аплодисментах — информация стопроцентная, раза три или четыре так и было. Опять же, кто бы мог подумать…

Кто бы мог подумать, что и эту часть вдруг объявят неканоном, всех героев вышвырнут на помойку безызвестности, а найденное после уничтожения завода «Кибердайн» непонятное ядро кинут вслед за ними. Странно было раз за разом слышать от Кэмерона, что, мол, вот эта часть канон, всё окей, а спустя несколько лет у него, видимо, что-то стучало в голове и он начинал свои же хвалебные стенания проклинать на чём свет стоит и говорить о том, что вот сейчас-то вы увидите настоящую третью часть.

Угу. Как же.

Небольшой оффтоп. Из всех вышедших фильмов по «Звёздным войнам» (кроме оригинальной трилогии и сиквелов) я посмотрел только один — про молодого Хана Соло, но не потому, что там лицом светила Эмилия Кларк (главная героиня «Генезиса», к слову), а просто потому, что в один из вечеров мне было совершенно нечем заняться, по телевизору начался этот фильм и я решил его посмотреть. Нууу, неплохо, но пересматривать его я, пожалуй, не буду.

Как не буду смотреть и другие фильмы, где ВНЕЗАПНО некая девочка приобретает черты Мэри Сью и просто становится самым продвинутым пользователем Силы (это такая магия в мире «Звёздных войн») просто потому что ПОТОМУ ЧТО, а также другие фильмы и сериалы. В одной их кинолент, например, был  нагло взят и изуродован сюжет игры «Star Wars: Dark Forces», и даже «эпичное» появление Люка Скайуокера в сериале «Мандалорец», вызвавшее волны восторга, просто может быть разбито тем фактом, что, будь новая трилогия хотя бы просто нормальной, это появление среди фанатов вызвало бы разговоры в стиле «Фу, опять то же самое».

Это танцы на костях, не более, и все попытки сделать что-то новое оборачиваются провалами. Да, «Дисней» привлекает к миру «ЗВ» новых поклонников, но при этом пренебрегает сотнями хороших книг, комиксов и игр — ведь вся вселенная уже исписана вдоль и поперёк, и от происходящего на экранах становится грустно, а появление надоевших штурмовиков, во главе которых стоят уже даже не ситхи, а невесть кто, ничего, кроме недоумения, не вызывает.

Между прочим, сегодня 4 мая — День «Звёздных войн». May the 4th be with you!

Но вернёмся к «Терминатору».

Как и в истории со «Звёздными войнами», я не хотел смотреть шестую часть, «истинное продолжение» дилогии, от слова совсем. Каюсь, я начинал просмотр, но не смог выдержать и 10 минут. Где-то я слышал, что там будет твориться настоящий «ад» с латиносами и феминистками, а также полным падением Шварценеггера в бездну того самого угнетения, но лицезреть это воочию на тот момент у меня не хватило сил.

Спустя пару лет я всё же решился на просмотр. Здесь не обошлось и без личностного становления: пускай я и знал, что меня ожидает, но теперь был, в принципе, готов практически ко всему.

Конечно же, дабы оценить всю степень полноты величия и одновременно уничтожения франшизы, необходимо было смотреть все фильмы, начиная с самой первой части, вышедшей в 1984 году. Сказано — сделано.

Терминатор, 1984

«Киборг-убийца». Я ни разу не смотрел его целиком и в хорошем переводе до этого года — так уж получилось… Но мне удалось восполнить этот пробел, чему я несказанно рад.

Потрясающе сделанный научно-фантастический боевик с элементами триллера. При относительно небольшом бюджете (6,4 млн долларов) держит в напряжении от первой до последней минуты. Ты словно переносишься в атмосферу Лос-Анджелеса 80-х и в показанное в нескольких эпизодах постапокалиптическое мрачное будущее: актёрская игра, цельный, грамотный сюжет, трюки и спецэффекты, «химия» между Линдой Хэмилтон и Майклом Бином, музыка, прекрасно дополняющая фильм (вспомните заглавную тему), — вся работа проделана настолько хорошо, что картина захватывает и не отпускает до самого конца.

В 1984 году официантка Сара Коннор (Линда Хэмилтон) живёт обычной жизнью молодой американской девушки. Но всё меняется, когда из 2029 года прибывает Т-800 (Арнольд Шварценеггер) — робот в человеческой оболочке, у которого поставлена лишь одна задача: ликвидировать Сару, что в будущем станет матерью лидера Сопротивления, Джона Коннора. Из будущего также прибывает сержант этого самого Сопротивления по имени Кайл Риз (Майкл Бин) с целью спасти Сару.

Стоп-кадр из фильма «Терминатор». Единственный момент, когда в одном кадре находились Бин, Шварценеггер и Хэмилтон.Стоп-кадр из фильма «Терминатор». Единственный момент, когда в одном кадре находились Бин, Шварценеггер и Хэмилтон.

Киборг не знает, как выглядит его жертва и где её искать, и пользуется для её поиска телефонным справочником, убивая всех девушек с такими же именем и фамилией, которых ему удаётся найти, а параллельно с этим и других людей, в том числе близкую подругу Сары вместе с бойфрендом. Кайл спасает Коннор, когда Терминатор обнаруживает её в ночном клубе, и, произнеся фразу: «Идём, если хочешь жить!», закладывает основу для будущей франшизы.

Терминатора словно невозможно остановить, ему нипочём ни пули, ни бомбы, но в конечном итоге Сара Коннор всё-таки побеждает его, давя под гидравлическим прессом. Робот уничтожен, но цена победы оказалась слишком высока: множество убитых и раненых, уничтоженный полицейский участок вместе со всем личным составом, десятки разбитых автомобилей, а сам Кайл Риз жертвует собой, подорвав себя вместе с киборгом динамитной шашкой, однако успевает перед этим провести ночь вместе с Сарой — таким образом зачинается Джон Коннор, и временная петля замыкается.

Чувство неотвратимости приближающейся гибели, недоверие и отсутствие веры в происходящее окружающих людей, в том числе полицейских, отчаянная храбрость Кайла Риза и его самопожертвование — только бы спасти любимую… Ты веришь тому, что показано на экране, сочувствуешь и сопереживаешь героям, представляешь себя на их месте и понимаешь, что война испуганных до смерти людей с восставшими машинами вполне возможна в одном из вариантов будущего. 

Классика жанра! Это действительно надо знать!

Терминатор 2: Судный день, 1991

Вторая часть была просмотрена мною очень, очень много раз, но, к сожалению, в урезанном варианте, из-за чего, к примеру, было непонятно, как и почему у Т-1000 поломался процессор в самом конце фильма или как он оказался в клинике «Каскадеро». Что же касается перевода, то выходящие дубляжи были один одного хуже, за исключением оригинала, созданного ещё ОРТ.

Второй фильм закрепил успех первой части и стал поистине культовым произведением. По сюжету из будущего в 1995 год для ликвидации юного Джона Коннора (Эдвард Фёрлонг) прибывает новая модель робота-убийцы — изготовленный из жидкого металла Т-1000 в исполнении Роберта Патрика, на защиту самого себя Джон Коннор, лидер Сопротивления, из будущего присылает перепрограммированного Т-800, роль которого, как и в первой части, также исполнил Арнольд Шварценеггер.

В фильме присутствует и Сара Коннор, вновь сыгранная Линдой Хэмилтон. Однако теперь это не хрупкая, испуганная милая девушка, а настоящий солдат, женщина-воин, всю свою жизнь после смерти Кайла готовящая сына к неизбежной войне с машинами. В целях предотвращения будущего, гибели миллиардов людей она хочет взорвать компьютерную фабрику «Кибердайн системс», но терпит фиаско, а за свои идеи и мотивацию попадает в психбольницу, оставляя Джона, чья жизнь и судьба так важны для человечества, под опекой сторонних людей.

Т-800 и Т-1000 одновременно обнаруживают Джона Коннора в торговом центре. Завязывается схватка, в которой становится очевидно, что персонаж Шварценеггера уступает своему противнику. «Жидкого» терминатора удаётся остановить, но лишь временно. Т-800 объясняет Джону, что всё то, что говорила его мать, является правдой, и герои решают вытащить её из психушки, куда параллельно направляется персонаж Роберта Патрика.

Сара Коннор, впервые встретившись с киборгом, точь-в-точь напоминающим ей машину-убийцу из первой части, впадает в панику, но Джону удаётся убедить её, что робот на их стороне. Вместе они сбегают от плавно, как масло сквозь нож, проходящего сквозь металлическую решётку Т-1000 на глазах отказывающегося верить в происходящее доктора Сильбермана (Эрл Боен), и едут на юг, но, узнав, что войну всё-таки можно попробовать остановить, меняют планы.

Стоп-кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день».Стоп-кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день».

В конечном итоге у Терминатора Т-800, Джона и Сары, кажется, получается предотвратить Судный день, уничтожив и ответственный за создание Скайнета — искусственного интеллекта, что получит полный контроль над ядерным потенциалом США и начнёт ядерную войну 29 августа 1997 года — «Кибердайн системс», и злого робота из жидкого металла, и микрочип киборга из первой части.

Но хэппи энда в полном его значении, здесь, как и в предшествующем фильме, также не будет: для полной уверенности в том, что Судный день не наступит, хороший Терминатор тоже должен быть уничтожен, но программа самоликвидации недопустима его протоколами, поэтому он просит Сару опустить его в чан с расплавленной сталью. Джон, которому Терминатор, по сути, заменил отца, плачет, умоляет и приказывает роботу остаться, однако он отказывается подчиняться, мотивируя это спасением человечества. Киборг прощается с людьми, обнимает плачущего Джона со словами «Теперь я знаю, почему вы плачете», а затем опускается в чан, поднимая вверх большой палец правой руки.

Эта сцена даже спустя столько лет снова вызвала во мне бурю чувств. Я считаю, что таким и должен быть настоящий фильм — вызывающим эмоции, заставляющим задуматься, что-то понять, переосмыслить, посмотреть на какие-то вещи заново, с иной точки зрения. Иначе это и не фильм вовсе, а пустая трата времени. Но, повторюсь, это лишь исключительно моё мнение.

Как и в первой части, во второй, пусть и в меньшей степени, присутствуют элементы триллера, а сцены, когда Т-1000 убивает одного из опекунов Джона и полицейского в психбольнице, сняты настолько качественно, что пронзают дрожью даже сейчас. Сам фильм по праву считается суперклассикой кинематографа в целом и боевиков в частности. Описывать все действия и диалоги из кино не имеет смысла — просто посмотрите его, только постарайтесь найти качественный перевод и расширенную версию, так как, к огромному сожалению, в России до сих пор тяжело найти и то, и другое. Ну или, конечно, оригинал — так эмоций от просмотра будет ещё больше, я гарантирую это.

Да, сейчас модным стало искать различного рода косяки и киноляпы, и во второй части они, безусловно, есть, но когда смотришь фильм в первый раз, то просто этого не замечаешь — настолько ты очарован картиной, настолько сильно веришь происходящему. Да что там в первый — и в пятый, и в десятый раз можно прийти в восторг от качества подачи картинки. И при этом надо учитывать то, что практически весь фильм снят в живую, в нём минимум компьютерной графики, а та, что имеется, смотрится настолько органично, что понимаешь, что если в наш мир действительно нагрянут роботы из будущего, то они будут выглядеть именно так, делать именно эти вещи, ходить, говорить и бегать так, как показано, не искажая пространство, не летая и не вытворяя какие-то неописуемые хаотичные бредни.

Но будущее, как говорится, предопределено.

Терминатор 3: Восстание машин, 2003

Спустя долгие, долгие годы, наплевав на все стенания создателей первых двух частей, выяснилось, что будущее всё-таки не предопределено, и что судьбы, которую мы творим, нет, и что вообще всё это бессмысленно, за исключением желания продюсеров до отвала набить себе карманы зелёными бумажками.

В 2003 году новая часть «Терминатора» выглядела очень недурно. Казалось бы, что ещё надо: есть и Шварц в роли пусть и другого, но всё же Т-850 (улучшенная модель Т-800), есть и Джон Коннор (но и тогда было интересно, КАК вообще можно было взять на эту роль какого-то там, при всём уважении, Ника Стала; где Эдвард Фёрлонг, чёрт возьми?), есть и антипод — женщина-терминатор T-X с зубодробительным набором способностей, включая огнемёт и умение наращивать грудь, есть и Скайнет, и «Кибердайн», и в кат-сценах из будущего роботы по-прежнему стреляют в человеков… Всё бы так, да что-то не так.

В 2022 году фильм с бюджетом в 187,3 млн долларов смотрится с одной стороны неплохо благодаря сценам, снятым в живую, но отвратительные рисованные миниатюры напрочь выбивают из колеи. Сюжет хромает настолько сильно, что просто диву даёшься, как вообще можно было выпустить данный фильм в прокат. К примеру, почему T-X сразу не отправилась домой к Кейт Брустер (это будущая жена Джона Коннора, исполнитель роли — Клэр Дэнис), а поехала к ней на работу в клинику для животных? И таких моментов, увы, в фильме предостаточно.

Сюжет сходу отвергает то, что вдалбливалось нам Кайлом Ризом и Сарой Коннор в предыдущих двух частях. Становится понятно, что будущее неизбежно, и что Судный день рано или поздно наступит. Наступает он следующим образом: из будущего прибывают два робота — добрый Т-850, представленный всё тем же Арнольдом, и злая женщина-киборг Т-Х, сыгранная Кристианной Локен; первый — чтобы защитить будущих лидеров Сопротивления, вторая — чтобы сделать всё с точностью до наоборот.

Сотовую связь и Интернет глючит, всё выходит из-под контроля, и военные США не придумывают ничего лучше, как отдать управление ИИ Скайнет, который объявляет людей вне закона и развязывает ядерную войну. Параллельно с этим появляется доктор Сильберман из первых двух частей (чтобы в панике бежать от одного только вида Терминатора), сам Терминатор отвешивает люлей потасканному социопату Джону и его будущей жене, разбивает унитазы об голову Т-Х, которая умеет заводить машины с пол-оборота и устраивает локальный апокалипсис в стенах научно-исследовательского центра… А ещё Шварц в самом начале надевает на себя очки стриптизёра в виде звёздочек, и уже после этой сцены становится понятно, что ничего серьёзного от такого фильма ждать не стоит.

Стоп-кадр из фильма «Терминатор 3: Восстание машин».Стоп-кадр из фильма «Терминатор 3: Восстание машин».

Да, тупизна Джона и его откровенно бомжеватый вид сильно резонируют с тем самым бойким пареньком из предыдущей части, но чтобы настолько… Может, таким образом создатели картины решили передать привет Фёрлонгу, который, по слухам, был не столько упорот в те годы, а просто запросил неподъёмный гонорар — кто знает? В конечном итоге кастинг на исполнителей главных ролей с треском провалился. Мало того, шуточки за сотку, бессмысленные действия, спецэффекты ради спецэффектов и бессвязные диалоги практически полностью убили чувство опасности, гибели, неотвратимости неизбежного, что было в первых двух частях. И это очень грустно.

А ещё грустным выглядит почти полное отсутствие музыки в фильме. В моментах с погонями, стрельбой, началом Судного дня музыка если и появляется, то только затем, чтобы вызвать у зрителя ещё больший диссонанс от происходящего. В сцене погони днём по Лос-Анджелесу музыкального сопровождения не слышно вовсе, а в ушах звенит только от звуков бьющихся друг об друга автомобилей да Шварценеггера обо всё что можно.

Иногда, по окончанию очередного нелепого диалога, можно услышать минорное фортепьянное модерато с вкраплением диезов, и при закрытых глазах может показаться, что это вовсе и не «Терминатор-3», а какой-нибудь «Звонок» или «Что скрывает ложь». Отвратительно. А особенно отвратительным это выглядит при воспоминаниях о музыке из прошлых частей, например, во время погони Т-1000 за Джоном, когда он сваливал от «жидкого» робота на мопеде.

Вообще, после просмотра приходишь просто в ужас от того, как можно было настолько бездарно подойти к созданию продолжения культовой дилогии. Но, к слову, это не самый, далеко не самый плохой фильм в этой киновселенной. Увы.

Терминатор: Да придёт спаситель, 2009

Многие годы меня и некоторых моих друзей, поклонников киносаги о роботах, иногда посещали мысли: блин, а сняли бы «Терминатора», в котором бы показали нам войну людей и машин непосредственно в будущем. Вот было бы круто! И немудрено, ведь редкие сцены, показывающие нам концовку 20-х годов XXI столетия, будоражили юные умы своей мрачностью, загадочностью и, конечно же, боевым азартом.

В 2008 году компания «The Halcyon Company» приобрела права на франшизу у Эндрю Вайны и Марио Кассара, а также нескольких сценаристов, работающих над сценарием предыдущих частей, и принялась снимать то, чем грезила определённая группа поклонников «Терминатора» — фильм о постапокалиптическом будущем, который преподнесли зрителям под названием «Да придёт спаситель».

Вышел «Т-4» спустя год и сразу же был встречен шквалом критики: людям не понравилась сама идея «Терминатора» в будущем, говорили, мол, что атмосфера не та (а в третьем фильме что, та атмосфера?), да и отсутствие Шварца, бывшего тогда губернатором Калифорнии, как-никак сказывалось. Ещё не понравились пересвеченная, «замыленная» картинка (сделано это было специально, дабы показать мир спустя годы после ядерной катастрофы), дыры в сценарии, порой отсутствие логики и мотивации персонажей в определённых моментах и так далее. И всё это при бюджете в 200 млн долларов, отличном кастинге, натуральных съёмках…

Однако спустя годы даже самые ярые критики всё же признали: «Да придёт спаситель» — добротный, неплохой фильм, и действительно лучший, чем остальные три части, вышедшие после «Судного дня», но, к сожалению, задумка, казавшаяся достойной уважения, превратилась в труху и не нашла откликов у широкой аудитории.

Стоп-кадр из фильма «Терминатор: Да придёт спаситель».Стоп-кадр из фильма «Терминатор: Да придёт спаситель».

В начале «Спасителя» нам показывают 2003 год. Маркус Райт (Сэм Уортингтон), заключённый, осуждённый на смертную казнь, подписывает договор о посмертной передаче своего тела компании «Кибердайн системс» для научных исследований. Приговор приведён в исполнение, однако затем система Скайнет обретает самодостаточный разум и наносит удар по жителям планеты Земля.

2018 год. Человечество бьётся с машинами за само право существования. Джон Коннор (Кристиан Бейл) — командир одного из отрядов Сопротивления — в отличие от размазанного нарика из третьей части представлен здесь суровым и расчётливым бойцом, цель которого — защитить оставшихся в живых людей, сплотить их, дать им надежду, найти уязвимые места врага и отыскать Кайла Риза, своего будущего отца. С этой целью Джон участвует в самых рискованных операциях, в ходе одной из которых он находит чертежи новой серии терминаторов T-800.

В это время Риз (Антон Ельчин) выживает в разбомбленном Лос-Анджелесе вместе с маленькой Крохой (Джадагрейс). Они встречают Райта, проснувшегося после анабиоза и не особо врубающегося в происходящее (на самом деле реактивированном Скайнетом, но об этом позднее). Кайл объясняет Маркусу, что произошло в мире за время его отсутствия и что необходимо найти Коннора, который точно знает, что делать.

Затем ВНЕЗАПНО появляются огромные роботы, которые собирают людей и отправляют их в концлагерь для дальнейшей модификации собственных ходячих андроидов (выясняется, что у Скайнета есть сразу несколько таких лагерей), хватают Кайла и Кроху и удаляются с ними в неизвестном направлении. Показаны также новые виды роботов: терминаторы теперь превратились в мотоциклы, в змей (и могут плавать в воде, о, ужас!), в гигантских трансформеров, в дронов и ещё невесть в кого, а человекоподобные серии ещё мало походят на людей, вследствие чего вычислять и уничтожать их по-прежнему не так уж и трудно.

Однако стоит выразить респект: в четвёртой части киборги выглядят не вылизанными и надраенными до блеска, как в иных фильмах франшизы, а выцветшими, потасканными, покоцанными — так, как и нужно. 

Показаны сцены, где Джон Коннор не смог найти общий язык с командованием Сопротивления, тугоумными генералами, штаб которых располагается… в подводной лодке и к которым можно было добраться через десятки метров под водой. Узнав о том, что Скайнет опубликовал список людей, приговорённых компьютерами к ликвидации, и что первым в списке значится «какой-то гражданский, Кайл Риз», Коннор решает ускорить поиски, просит в эфире радио не атаковать Скайнет до его приказа и не слушать главный штаб, а затем встречается тет-а-тет с Маркусом Райтом и сильно удивляется тому, ЧТО из себя представляет бывший заключённый.

Выясняется, что в результате провала миссий предыдущих «понаехавших» в наше время роботов из прошлых частей Скайнет в изменённом варианте будущего использует разработки компании «Кибердайн системс», для которых Маркус Райт завещал своё тело после казни в 2003 году. Райт не подозревает, что он киборг и что его контролирует Скайнет; сам того не ведая, он выполняет поставленную ИИ задачу — отыскивает Джона Коннора и Кайла Риза и приводит их в ловушку в Сан-Франциско. Однако при встрече лицом к лицу с голограммой доктора Серены Коган, сотрудницы «Кибердайн Системс», ставшей визуализацией Скайнета (Хелена Бонэм Картер), Маркус осознаёт, что он — живой человек, уничтожает чип у себя в голове и спешит на помощь Коннору, которого уже достаточно сильно подмял новенький Т-800 с цифровой головой калифорнийского губера.

В конечном итоге фильм заканчивается так, как и положено «Терминатору»: вроде бы всё хорошо, да не совсем — практически все протагонисты, за исключением Маркуса, выживают, а Райт, отдавший своё сердце Джону Коннору, становится по сути героем. «Да придёт спаситель» закладывал нешуточный фундамент под грядущую трилогию, однако не особая феерия в прокате, разрушительная критика и банкротство «The Halcyon Company» поставили крест на этих планах. 

Лично мне фильм понравился при просмотре и в 2009-м, и в 2022 году. Он подан так, как и должно быть: порадовало отсутствие шуток и хохм, превративших третью, а затем и пятую части в какое-то лютое посмешище, выжженные ядерным ударом текстуры юго-запада США до зуда щипали глаза, суровый Кристиан Бэйл и другие актёры идеально вписались в концепцию франшизы… Кроме того, «Спаситель» продолжал сюжетную линию всех трёх предыдущих частей. Наконец-то стало понятно, как Коннор превратился из командира одного из отрядов людей в лидера Сопротивления, была продемонстрирована встреча Джона со своим будущим отцом, Кайлом Ризом, а жену Джона, Кейт (Брайс Даллас Ховард), показали с округлённым животиком, что подтверждало слова Терминатора из третьей части о будущих детях Конноров, ставших ключевыми персонажами в войне с машинами.

Увы, но, как было сказано выше, «Да придёт спаситель» не нашёл откликов в сердцах у зрителей. Хотя, казалось бы, он не копирует предыдущие части, а создаёт нечто новое — чего же вам надобно? Актёры подобраны в разы лучше, чем в третьей части, сценарий хоть и пестрит провалами (типа странных баз Скайнета или швыряний роботами людей вместо прямого устранения), однако всё же кое-где расставляет точки над i и над ё, наконец-то появилась музыка, и она достаточно неплоха, но… Но как-то не зашло. Очень обидно!

Здесь сказались и отсутствие привычных сцен из предыдущих фильмов, и какая-то неописуемая глупость как людей, так и роботов, чьё громадное разнообразие в стиле «Трансформеров» вызывало лишь недоумение (и при этом их было минимум на охране ключевого объекта), а ещё, наверное, также и то, что первоначальный сценарий был слит в Сеть за несколько месяцев до премьеры, ввиду чего сценаристам пришлось придумывать что-то иное, в конечном итоге попавшее в прокат.

Да, «Терминатор-4» по-своему неплох. Да, посмотреть его ещё раз, в принципе, стоит. А мысль о том, что могло быть лучше, не отпустит вас и по окончанию просмотра «Спасителя». Особенно обращая внимание на то, какой фееричный мрак ждал нас всех в будущем.

Терминатор: Генезис, 2015

Пятой частью «Генезис» является лишь формально. По сути, это перезапуск всей франшизы, и никакими цифрами он не окаймлён. А зря, очень зря. Хотя…

Гигантское количество ляпов, огромные сюжетные промахи, масса бредовых диалогов и бессмысленных действий, низвергающих все возможные физические законы, отрицательное значение логики и бездарнейшая актёрская игра на одну пятиминутку «Генезиса» с лихвой перевешивают все 4 части «Терминатора», вышедшие до. Даже третью, на минуточку. Не помогли ни вернувшийся Арни, ни Мать Драконов, которая устала ждать, когда Железный Трон вернётся к ней, и решила попытать счастья не в Вестеросе, ни Дж. К. Симмонс, ни 155 миллионов долларов бюджета, ни… Ни всё остальное.

Перечислять фееричный поток провалов и сущей бредятины, коей «Генезис» напичкан от первой до последней минуты, как-то не хочется, но, дабы не вводить читателя в заблуждение, позволим себе маленькую ремарку: вы можете посмотреть этот фильм и сделать выводы самостоятельно, однако, если будете вдумываться, то, скорее всего, испытаете несравненного вида горение пониже спины, что вызовет атомный взрыв, и вот тогда-то из пепла ядерного огня точно появятся и машины-убийцы, и машины стиральные, и все прочие, вплоть до «Зингера».

Но давайте всё же к сути. Ещё во время промоакции, когда жажда наживы ударила Кэмерону прямо в лоб и он заявил, что 3-я и 4-я части больше не являются каноном и сейчас он де покажет, как надо грамотно рубить бабло снимать истинное продолжение «Судного дня», у большинства людей радостно загорелись глаза: ну наконец-то «Терминатор» вернулся! Знали бы они тогда, как сильно ошибались…

Что же касается лично меня, то мне не понравились ни слова Джеймса, ни то, что предыдущую актёрскую команду вышвырнули на улицу, ни новый кастинг (при всём уважении), ни сама концепция грядущей пятой части. Не пятой, ок, другой. Но в кинотеатре фильм в целом зашёл на ура; выше я упоминал, что некоторые сцены тонули в аплодисментах, а некоторые, увы, в хохоте. На премьере «Терминатора» люди смеялись, чего вообще не должно быть. Ведь это же кино о чём-то страшном, неотвратимом, злом, агрессивном и неизбежном, разве нет? Ах, о чём это я.

«Генезис» представляет собой ничто иное, как пародию на предыдущие фильмы: большинство отсылок представлены ни к месту, а только для того, чтобы выбить у зрителя ощущение дежавю. Бесцельное копирование сцен из первой части бесит просто неимоверно, и уже по прошествии четверти киноленты становится просто непонятно, кто, зачем, когда и для чего здесь что-то делает, говорит, предпринимает какую-то несуразицу. Кошмар.

Фильм начинается с рассказа Кайла Риза (исполнитель роли — Джай Кортни; очередной бездарь в культовой франшизе, вы издеваетесь?) о будущем. В нём он говорит, что люди жили, как крысы, голодали, пока Джон Коннор (Джейсон Кларк) не явился и не показал, как надо воевать с машинами и выживать, внеся в Сопротивление поистине правильный смысл. Здесь стоит отступить и внимательно посмотреть на упитанных, накачанных бойцов из будущего. Вы там точно жили, голодая?

На дворе тем временем 2029 год — момент «X»: именно из этого периода в прошлое отправились первый Т-800 и сержант Риз. Солдаты Сопротивления проникают на базу Скайнет и лупят роботов едва ли не в рукопашную, а те особо и не сопротивляются. В один прекрасный момент другой отряд вырубает некий мозговой центр ИИ, после чего киборги отключаются один за другим. А как же батарея, рассчитанная на автономную работу в течение 120 лет?!

Да, и ещё. Там, в будущем, терминаторы ездят на машинах, как люди, за рулём, и лагеря для людей у них как у людей, да и сами они какие-то… странные. М-да.

Перед своей кончиной Скайнет отправляет-таки в прошлое Т-800. Следом за ним отправляется знатно подкачавшийся Кайл Риз, которого Джон Коннор (а он, к слову, выглядит ещё хуже, чем в третьей части; кто бы мог подумать!) наставляет и даёт дельные советы. Но ВНЕЗАПНО во время транспортировки на бойцов Сопротивления нападает какой-то нанотехнологичный дядька, у Кайла случается нервный срыв и он во время полёта видит своё прошлое, которое никогда не видел… Аааааа!!!

Лос-Анджелес, 1984 год. Стены фракталов испещряются синими молниями, и из будущего в наш мир приходит Т-800, похожий на молодого Шварца. Конечно, это не он, а всего лишь компьютерные технологии. Тем не менее голый киборг бодрячком вышагивает к местным панкам, дабы забрать их одежду, но вдруг из-за поворота резко выплывает ещё один Т-800, которого теперь уже играет постаревший, но настоящий Шварценеггер, и со словами «Я ждал тебя» отхватывает неиллюзорных ударов по голове, пока Сара Коннор (Эмилия Кларк) не всаживает пришельцу бронебойную пулю в батарею. Ура, молодцы (нет).

В то же самое время в трущобах непонятно из какого измерения выныривает психованный Кайл Риз. Отобрав у бомжа штаны, он сталкивается с… Т-1000, который пытается его поцарапать. Далее следуют повторы первой части, затем Мать Драконов приезжает в грузовике вместе со Шварцем и все вместе они укатывают франшизу в полное и бессмысленное уныние.

Тупые, плоские шутки ниже пояса, ухмылка Т-800 (что вкупе с наиотвратительнейшей русской озвучкой вгоняют в краску даже людей с полным отсутствием адреналина), истеричный Кайл, глупая Сара, жалующийся на старость робот, который может прожить 120 лет… Всё это выглядит настолько нелепо и жалко, что диву даёшься, как такой фильм вообще допустили в прокат. Стоп — мы ведь уже говорили об этом, да?

Описывать происходящий далее бред, честно говоря, не очень хочется, но всё же нужно. Истеричка Кайл, который ничем не похож на своего прототипа в исполнении Майкла Бина, требует объяснений. Сара говорит, что будущее изменилось непонятно почему, и жидкий Т-1000 пытался убить её ещё в детстве, но Т-800 помог ей, спас и воспитал, а она за это дала ему имя (и теперь терминатора зовут Папс. ПАПС!) и в течение всего этого периода пыталась сделать его человечным, но как-то не вышло: «Работы ещё много». Хотя у Джона из второй части данный манёвр получилось оформить буквально за сутки.

Герои побеждают жидкого робота, а затем в построенной машине времени (что, просто ЧТО???) отправляются в будущее, но не в 1997-й, а в 2017 год (и всё это благодаря видениям Риза). Там Сару и Кайла арестовывают и помещают в дурку, затем туда ни с того ни с сего приходит Джон Коннор, потом в сцену врывается ещё более старый (но не бесполезный) Т-800 и расстреливает Коннора, но тот, полежав с минуту на асфальте, встаёт как ни в чём не бывало и рассказывает, что Скайнет из другого измерения перепрограммировал его и послал в прошлое, чтобы развязать ядерную войну при помощи программы «Генезис», подмявшей под себя жизнь социума в начале XXI века. При этом сам Джон напичкан нанотехнологиями с ног до головы и представляет собой нечто среднее между каким-то дегенератом и роботом с необъятной душой, которому есть дело до других людей в целом и до своей «семьи» в частности.

«Его нельзя подкупить. С ним не договориться. Ему не ведомы жалость, раскаяние или страх. И он ни за что не остановится!» — говорил Кайл Риз в первой части. Твои бы слова да сценаристам в уши, товарищ сержант…

Какой, казалось бы, бред. Теперь Джон Коннор, очень жаждущий общения, стал плохим, превратившись в робота Т-3000 (таким его сделал робот Т-5000 из другого измерения; какая несуразица), и его надо уничтожить. Окей. Но ликвидировать Коннора не так-то просто. Для этого Шварцу пришлось самим же собой протаранить вертолёт на полном ходу, а потом погрузиться в сплав, из которого делают роботов модели Т-1000, и слегка проапгрейтиться. 

Вышеперечисленная шиза — не выдумки. В фильме всё было именно так.

В конце картины Сара целуется с Кайлом, но при этом говорит, что отныне вольна выбирать себе своё будущее (Кайлу, кстати, глубоко плевать на происходящее). На заднем фоне стоит гыгыкающий и скалящийся Терминатор по имени Папс, и все вместе они говорят нам о том, что эпичнейшая франшиза всех времён и народов окончательно пала смертью храбрых в битве с продюсерами и зелёными банкнотами.

Стоп-кадр из фильма «Терминатор: Генезис».Стоп-кадр из фильма «Терминатор: Генезис».

Логика в фильме отсутствует напрочь. Впрочем, как и сценарий. «Генезис» напоминает собой какой-то сюр, истинное безумие которого невозможно осознать даже при всём желании. К слову, изначально пятая часть (пардон, но я буду по-прежнему величать её так) задумывалась как старт для новой трилогии, о чём свидетельствует сцена после титров, но её, как и планы по трилогии со стартом в виде «Спасителя», без жалости вышвырнули на помойку вместе со всеми актёрами, кроме Арнольда. А лучше бы и его кинули туда же.

Терминатор: Тёмные судьбы, 2019

Скажу сразу: это худший из всех «Терминаторов». Казалось бы, что хуже пятой части и придумать тяжело, но нет. Оказывается, если разбавить некогда суровый и холодный концепт политической повесточкой и проблемой меньшинств, то может получиться лютое, просто наилютейшее НЕЧТО, что льётся из человека при отравлении или ротавирусе.

Джеймс Кэмерон снова переел психоделиков и вновь объявил, что собирается сделать истинное продолжение «Судного дня», хотя нахваливал и продвигал «Генезис» обеими руками и даже не стеснялся. На «Тёмные судьбы» было потрачено почти 200 миллионов баксов, в кресло режиссёра присел Тим Миллер, заявивший, что бó‎льшую часть фильма сделают при помощи технологий CGI, продюсеры вернули Линду Хэмилтон из небытия, вернули для одной сцены даже Эдварда Фёрлонга… правда, совсем молодого, и тоже при помощи компьютера. В общем, крику много, толку — ноль.

В этом фильме есть абсолютно всё, чтобы с первой же минуты бежать за помощью к унитазу: процветающий в каждой сцене феминизм, огромная масса мексиканцев и меньшистских проблем типа пересечения границы со Штатами, по-испански здесь говорят добрую четверть картины, актёры подобраны безобразно, спецэффекты бездарны и смешны, логика героев и антигероев потерялась на первых страницах сценария, как, впрочем, и сам сценарий. Вернувшейся Линде Хэмилтон все, конечно, желают доброго здравия, но лучше бы она, при всём к ней уважении, отдыхала где-нибудь на ранчо со стаканом виски с содовой в руке, а не снималась в этом кромешном ужасе.

То же самое касается и Шварценеггера. Арни, родненький, ну что ты наделал? Ну зачем тебе это всё? Ну за что ты так с нами?..

Ответ на всё один: деньги.

Сюжет фильма начинается с показа того, как пехота роботов серии Т-800 выходит из воды на пляжах Гватемалы. Однако Судный день предотвращён, всё нормализовалось, и видение с жуткими киборгами исчезает. На пляже сидит Сара Коннор в той же одёже, что и во второй части. Молодой Джон Коннор (он, как ни странно, одет в другой прикид) покупает себе коктейль. И вдруг ВНЕЗАПНО откуда-то появляется внешне схожий со Шварцем Терминатор и делает пиф-паф в сторону Джона, а затем таскает за волосы Сару и куда-то уходит, оставляя её плакать над телом убиенного ныне лидера Сопротивления.

Если будущую ядерную войну удалось предотвратить, то откуда взялся этот Терминатор? Как он нашёл их в Гватемале? Там ведь только что была война, никаких баз данных нет, да и прибыли Сара и Джон как нелегалы… Кто бы знал. Мало того, по ходу фильма выяснится, что роботы начали прибывать на Землю с завидной регулярностью раз в два-три года, а Саре, которой в США путь был заказан после взрыва «Кибердайна», на телефон, прячимый ею в пачке чипсов, приходят смс-ки с координатами вновь прибывших, а в конце — всего два слова: «За Джона».

Я, честно признаться, больше не хочу писать об этом театре абсурда, но раз уж начал…

Итак, Судный день не наступил. Лидер несуществующего больше Сопротивления безжалостно убит, Сара кромсает одного робота за другим (при этом нужно вспомнить, что для уничтожения одной модели Т-800 было затрачено колоссальное количество ресурсов, а Кайл Риз вообще пожертвовал собой; как же у Сары Коннор получается с такой лихвой уничтожать терминаторов?), а действие фильма переносится в Мексику. Туда прибывают двое: женщина-полукиборг Грейс (Маккензи Дэвис) и мексиканский терминатор Rev-9 (Гэбриел Луна). Последний хочет покарать некую Дани Рамос (Наталия Рейес), первая — защитить девушку от расправы.

О бессмысленности диалогов и действий не стоит даже говорить. Новый робот мексиканского происхождения обладает такими способностями, что не снились даже в кошмарах после «Генезиса», но в самый последний момент он почему-то тормозит и его лупят все кому не лень. Грейс, безусловно, сильная личность, но сильной она стала только потому, что такой её сделали искусственно (стоит отметить, что медперсонал возглавляла афроамериканка). Взять ту же Сару из первых двух частей и её преображение и становление — ну небо и земля же!

Стоп-кадр из фильма «Терминатор: Тёмные судьбы».Стоп-кадр из фильма «Терминатор: Тёмные судьбы».

Вообще, в фильме очень, очень много моментов, где дамы показаны сильными, смелыми и независимыми, но большинство сцен настолько глупы, что не поддаются никакому объяснению. К примеру, вражда Сары и Грейс — зачем она в фильме? Чем она мотивирована? Неужто РЕВНОСТЬЮ Грейс по отношению к Саре, которая тоже хочет спасти Дани? Господи, какой ужас.

Грейс агрится и бьёт всех подряд, ведь она же сильная, у Дани терминатор мексиканской национальности вырезал всю семью (а ей, откровенно говоря, пофиг), Сара какая-то вся старая и говорит при первом появлении «Iʼll be back»… Само собой, без сцен копирования предыдущих частей не обошлось и здесь. Увы, увы.

Героини укрываются в отеле, Грейс рассказывает, что она прибыла из 2042 года, что она перенесла операцию по расширению возможностей организма кибернетическими частями тела и должна защитить Дани, которая в будущем станет лидером Сопротивления. Правда, сопротивляются нынче в будущем не Скайнету, а какому-то ИИ «Легион», чьи роботы способны делиться на две части и в одиночку вырезать очень большое количество человеков. При этом Грейс так морщится при словах о «каком-то там Скайнете», что хочется просто взять и подарить сразу все кинонаграды сценаристам и продюсерам фильма, а также всем без исключения актёрам.

Во время пересечения границы на поезде, доверху набитом латиносами, на героев снова нападает терминатор мексиканской национальности, но у него ничего не выходит. Дани, Сара и Грейс попадают в концентрационный лагерь для мигрантов, очухавшаяся сильная и независимая снова всех бьёт, на лагерь нападает ТМН (терминатор мексиканской национальности) в форме одного из охранников, все мигранты сбегают, а охранник тётенька (конечно же тёмненькая) вместо того, чтобы остановить беглецов, нападает на ТМН и бьёт его дубинкой. Зачем… Какой смысл? Где логика?

Три девицы сбегают на вертолёте и пересекают границу, направившись в то место, откуда Саре шлют смс-ки с координатами прибывающих роботов. Локацию героини узнали благодаря навыкам Грейс (само собой, искусственным). Далее в сцене, копирующей момент из второй части, из уютного домика посреди техасского леса появляется Т-800 (Арнольд Шварценеггер) — постаревший, с бородой, упитанный, статный. У Сары срывает крышу, и она хочет убить Терминатора, но потом успокаивается.

Да-да, это Т-800 слал ей смс-ки и в конце добавлял «За Джона». Мрак. Более того, в ходе диалогов выясняется, что киборг обрёл нечто вроде души, совести, раскаялся и теперь хочет загладить свою вину. После этого становится известно, что робот, терминатор, завёл семью, и отныне его зовут Карл и он занимается шитьём штор.

«Идём со мной, если хочешь... шить».

ВСЁ. ХВАТИТ. Больше об этом фильме я писать не буду. Да что же это такое-то, Господи!..

…В финальной сцене терминатор мексиканской национальности валяется в какой-то яме, он почти деактивирован. Грейс полегла на поле брани. Сара ранена, но жива. Дани стала сильно просто потому что ПОТОМУ ЧТО. Шварц падает вниз, к МКН, на какие-то прутья и, взрывая ядро питания, вытащенное из Грейс, уничтожает злого робота со словами «За Джона!» В конце мы видим обнимающихся Сару и Дани, смотрящих горестно вниз, а дисплей Шварценеггера гаснет как и при ликвидации в концовке фильма 91-го года выпуска. 

Данная сцена даже не копирует, а тупо пародирует концовку «Судного дня». Стыдно. Просто стыдно. Прости нас, Кайл Риз из первой части, мы всё потеряли.

После просмотра шестого «Терминатора» я испытал разочарование. В принципе, иного я и не ожидал, но даже представить себе не мог, что данный фильм выйдет настолько чудовищным. Немудрено, что он провалился в прокате, и новую трилогию, ко всеобщему счастью, заморозили на старте. Блин, а так всё хорошо начиналось, столько можно было сделать по-настоящему классных кинокартин!.. Но нет.

Вообще, раз уж начали всё менять и приплетать осовремененные проблемы общества, то могли бы пойти конём и привнести нечто новое в саму суть лидера Сопротивления: например, Дани стала им не потому что ПОТОМУ ЧТО, а потому, что она умная, шарит в политике и экономике, знает, как врачевать, ну и так далее. Мол, именно поэтому она сплотила людей и повела их за собой. Однако сильная женщина здесь просто сильна сама по себе; к примеру, она стала лучше и точнее стрелять после того, как у неё убили родственников. А ещё она отныне выше прыгает, толкает более забористые и мотивирующие речи, и вообще. Тьфу…

Хочется просто взять, соорудить машину времени и отправиться в прошлое, попасть на съёмочную площадку «Терминатора-2», подойти к Кэмерону, Хэмилтон, Фёрлонгу, Шварценеггеру, Патрику и показать им на прихваченном с собою телефоне (я бы точно придумал, как это сделать) сцены из шестой части. А потом спросить: ну как? Понравилось?

Но вместо послесловия я просто оставлю это здесь

Михаил Майстренко 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле