Режиссер: Питер Джексон.
В ролях: Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр, Мэл Эванс, Майкл Линдсей-Хогг, Йоко Оно, Глин Джонс, Джордж Мартин.
Мировая премьера: 25 ноября 2021.
На российские экраны мог бы выйти мини-сериал от самого Питера Джексона, посвященный самому драматичному периоду жизни легендарных The Beatles. Так сложилось, что фанатам четверки из России стал доступен двойной уровень ностальгии: люди не просто с теплотой смотрят на знакомые лица, но и погружаются в забытую атмосферу полулегального просмотра, только теперь вместо рентгеновских пластинок пришли флэшки и торрент-трэкеры.
«The Beatles: Get Back» — это семичасовой документальный мини-сериал о записи одного из самых выстраданных альбомов группы «Let It Be». Своего рода рассказ о том, как всё начало рушиться. Данный фильм должен был выйти еще в 70-м году, но именно в тот период музыканты потеряли контакт друг с другом, сам альбом долгое время находился в подвешенном состоянии и было уже совершенно не до документалок.
В результате человечество получило одну из лучших пластинок в истории рок-музыки, а, спустя 40 лет Питер Джексон заимел 150 (!) часов эксклюзивного контента из студии, над которыми основательно потрудился. По большому счету, никто бы не расстроился, если бы правообладатель просто вывалил бы в сеть весь массив данных и сериал вместо семи серий имел бы 150. На самом деле, так они и поступили: пиратки с отдельными кусками давно гуляют по сети, но найти в них какую-то структуру было нереально до текущего момента.
Откровенно говоря, наверное, работу Джексона за него мог бы сделать кто угодно и перед просмотром можно решить, что его имя здесь — рекламный трюк (как будто Beatles нуждаются в рекламе), если не знать, что режиссер «Властелина колец» не только отличный визионер, но и знатный документалист.
Режиссер уже работал с хрониками, записанными британскими корреспондентами из окопов Первой мировой. Джексон раскрасил старые пленки, переозвучил немую запись (иногда текст читался по губам. Серьезно), создал внутренний сюжет и выпустил под названием «Они никогда не постареют». И потом, на примере экранизаций Толкина, ясно видно: когда Джексон влюблен в первоисточник, на выходе получается отличный контент.
Возвращаясь к Битлам, режиссер проделал огромную работу, в первую очередь, для будущих поколений. Ни одна статья не смогла бы передать настроение во время записи ключевого альбома. Кроме того, Джексон развеял несколько укоренившихся мифов: благодаря этим пленкам мы знаем, что в январе 1969-го «Битлз» не только ссорились, страдали и не могли вымучить из себя ничего путного, но и вообще-то довольно много смеялись и очень, очень много работали.
Зрителям подробно объясняют контекст, начиная с того, собственно, кто такие «Битлз» и в каком состоянии они подошли к началу действия, до отдельных имен и названий, всплывающих в беседах.
«Отбеливания» истории в картине не видно, хотя, безусловно, есть попытка ее конструирования — к примеру, Джексон готовит зрителя к внезапному уходу Харрисона из группы, показывая то его напряженное лицо, то веселых Маккартни и Леннона, которые обращают на него внимание, лишь чтобы дать какое-то указание.
Большинство запретных тем вошли в хронометраж. Это и ранний злободневный вариант песни «Get Back» — про иммигрантов из Пакистана и Пуэрто-Рико, сталкивающихся с призывами «убираться, откуда приехали» (в наш век огромное количество людей не выкупили наличие лирического героя и сочли Битлов расистами). Это и ленноновская наркозависимость, о которой сами Джон и Пол говорят в начале второй серии.
Одним из самых ярких моментов картины стала сцена ссоры Маккартни и Харрисона во время репетиции, когда последний заявил: «Я сыграю то, что ты хочешь, или не буду играть, если ты не хочешь».
Как и положено при просмотре хорошего сериала, со второй по пятую серии зритель все больше погружается в гнетущую атмосферу непрекращающихся склок между музыкантами, кажется, что такая группа вообще больше ничего не запишет (да, иногда ты забываешь, что знаешь финал истории), но в финале настроение резко меняется и Джексон умудряется закончить свое повествование на высокой ноте.
Последняя серия целиком посвящена знаменитейшему концерту на крыше. Не знаем, как вы, но автор рецензии еще никогда не видел запись данного выступления в таком хорошем качестве, снятой со всех углов и даже от лица прибывшей полиции.
На седьмой серии четко понимаешь: «а группа-то живее всех живых». Сколько, оказывается, в ней было драйва в период полураспада, как тяжело музыканты переживали друг за друга. Их конфликт становится чем-то большим, чем разногласия из-за славы, женщин или наркотиков.
Перед титрами всё настолько весело, что даже грустно. Не можешь отделаться от мысли: «А ведь могли же». Может быть, выйди фильм в 70-м, зрительская любовь стала бы психоаналитиком для группы и помогла бы сгладить разногласия внутри четверки. Может быть, сам Марк Чепмен лишний раз бы задумался о своем отношении к Леннону и закрутил ствол своего револьвера в узел, как на памятнике «в его честь» возле здания ООН в Нью-Йорке.
Александр Губкин.