Завтра в Архангельске−21°CСеверодвинске−22°CОнеге−20°CВельске−22°CМирном−19°CШенкурске−22°CЯренске−23°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,среда, 14.02.2024 11:41

На самокрутки

12.05.2022 14:52
В поле зрения нашего культурного смотрителя на этот раз попало достояние современной поморской литературы, бывший чекист и будущий классик Павел Кренёв.

Вторичность и провинциальная пошлость, заполонившие актуальное культурное пространство, стали уже чем-то настолько привычным, что интеллигентная публика даже не хихикает. Видимо, руководствуется правилом про безрыбье и рака, и посему уплетает за обе щёки то, что имеет.

А имеет немало. Недавно довольно известный в узких кругах прозаик Павел Кренёв выпустил свой 22-й (!) сборник отборной прозы, чем несказанно обрадовал поморскую душу. Книжка называется «Шелоник. Поморские истории». Если вдуматься в количество трудов гиганта художественной мысли, можно разувериться в региональной словесности до самого нижнего предела.

Воистину толковым людям буквально нечего читать. Адекватной, качественной, интересной, важной в глобальном плане литературы Поморье в наши дни предложить не может, зато местные «культурные» рупоры регулярно дают нехилый пиар людям, чьи художественные дарования немного пахнут нафталином. И всё потому, что ни у кого не хватает вкуса и смелости сказать, наконец,  об этом. Вот и мнётся поморская интеллигенция, притомившаяся бесконечными грибочками, лесочками, печками-лавочками и прочими сусальными Соловками. 

Случай Павла Кренёва замечателен ещё и тем, что является ходячей иллюстрацией лермонтовского Максима Максимыча из «Героя нашего времени». Уроженец деревни Лопшеньга, в прошлом — вояка, ныне — зампред правления Союза писателей России. Живёт патриот малой родины (которой посвятил тома и тома), разумеется, в Москве. Вот что сказано в биографии:

«Окончил Ленинградское Суворовское военное училище, факультет журналистики Ленинградского госуниверситета, Высшие курсы КГБ СССР, аспирантуру Академии ФСБ России. Служил в Советской Армии, работал журналистом в ленинградской прессе, служил в органах государственной безопасности, преподавал в Академии ФСБ, занимался научной работой, руководил группой научных сотрудников и консультантов Министерства безопасности РФ по вопросам разведки и контрразведки. Был сотрудником администрации президента РФ в Главном правовом управлении, полномочным представителем президента России в Архангельской области, занимал ряд других должностей на государственной службе».

С таким списком хочешь не хочешь, а прижизненным классиком станешь. 

Кстати, хочется уличить маэстро пера. Вот как может человек с такой биографией писать на своём сайте: «Живущий доселе на берегах Белого моря народ каким-то чудом пронёс через все лихолетья, бесчеловечные опыты тех, кто душил и разрушал Россию „до основанья“, хрустальные частицы подлинной народной культуры, языка и исторического опыта»?!

Чисто по законам логики нереально одновременно быть и кондовым охранителем, служакой советского режима, и носителем «русского логоса», «солью земли», наследником древней русской цивилизации. Это несовместимые вещи. Тут либо наивность, либо речевые спекуляции. Так сказать, «художественная правда». 

В своих интервью мастер с видом знатока сетует, что государство ограничило свои вторжения в мир искусства. Вот несколько цитат Кренёва: «…Государство отстранилось, по большому счету, от литературы, не занимается писателями и издателями. Живи, как хочешь, пиши, куда и что хочешь… При этом людям, тебя издавшим, абсолютно до лампочки, каков литературно-художественный уровень твоего произведения, им не интересны вопросы морали и нравственности, положенные в основу сюжетного действа. Согласуются ли они с эстетическими основами российского общества? Им всё это не интересно. Главное для многих современных авторов и издательств — это деньги, которые удастся заполучить, а там — хоть трава не расти. Очень печально, что никакие государственные структуры не вмешиваются в это самоубийственное положение дел». 

«Раньше действовали доброжелательные государственные подходы к созданию в стране творческой атмосферы, формированию среди населения литературного вкуса, шла пропаганда добротной литературы, широко рекламировались лучшие книги и журналы, телевидение организовывало встречи с хорошими писателями… Работали специально назначенные государственные люди, задачей которых было выявлять и поддерживать лучших писателей. Их пестовали, заботились о них, в регионах и в Центре. Сейчас, к сожалению, этого нет. А нет заботы о писателях — нет и хорошей литературы. Всё тут взаимосвязано. Без единого государственного подхода всё находится в раздрае».

Сказать такое может только безнадёжный патриот. Писатель Кренёв чудовищно грешит против истины. Любой из его тезисов можно переиграть и уничтожить, чем и займётся автор.

1. В произведениях искусства не должно быть никакой учительской подоплёки, искусство заведомо имморально. Сила прекрасного — в том, чтобы очистительный эффект в душе человека достигался сугубо эстетическим инструментарием, без какого-либо менторского давления. За это выступали и Фет, и Пушкин, и Оскар Уальд, и Игорь Северянин, и Набоков. И мы тоже.
2. Прежние «доброжелательные меры» в адрес литературы и пишущих ограничивались травлями, убогой цензурой, кастовостью в иерархиях наподобие Союза писателей и в конечном счёте — низведением литературы до положения идеологической обслуги. Оспорить это утверждение невозможно, таковы факты.
3. Сейчас и вправду это варварское безумие сошло на нет. И именно благодаря этому спокойно могут существовать десятки, сотни истинных мастеров, будь то Ольга Седакова, Сергей Гандлевский или Владимир Сорокин, и при этом каждый из них зарабатывает на достойную жизнь чисто литературным трудом. Все возможности у современных писателей есть, и литература экстра-класса есть. Только вот Павел Кренёв в неё не вписался: слона-то он и не заметил.
4. Единственный естественный способ выживания писателя как писателя, как творческой единицы, — это невмешательство какой-либо иной инстанции в его прямую деятельность. Таким вмешательством может быть и «забота свыше», о которой кажется грезит наш герой. Ему она мало чем угрожает, а вот даровитым людям с ней было бы гораздо дискомфортнее. Чем больше писателей — тем для лучше, если они всё делают по одиночке. Плох тот пишущий, которого мучит законодательный «раздрай» и изоляция от «заботы» свыше и коллег. Даровит тот, для кого это нормальное состояние.

Советская нахрапистость и бронебойная позиция — не лучшее, что может привести к чему-то достойному на бумаге. Вот и остаётся бесконечно муссировать одно и то же, одно и то же. Насиловать бедную деревню, обильно расходуя чернила и страстно любимый поморский лес. 

Прозаик Некрасов

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле