В мае 2021 года в столице Поморья открылся «Архангельский мусоросортировочный комплекс» (АМСК). Создание нового предприятия стало отличной новостью для северян, постепенно знакомящихся с практикой раздельного сбора мусора, к которой поморы, будем честны, до сих пор относятся пренебрежительно.
Да, в последние годы в стране появилась приятная тенденция, позволяющая отнести вторичную переработку к числу приоритетных направлений политики государства. Кажется, что в данном случае логика работает аналогично по отношению к любым другим видам деятельности — смотрим, как у других, и аккуратненько списываем (или набираемся опыта). Но даже при самых удачных раскладах мгновенно впитать и воплотить в жизнь опыт Швеции или Германии кажется чем-то немыслимым.
Для решений столь глобальных задач обществу требуется не просто перезагрузка, а появление или даже перевоспитание целого поколения. И как справедливо отметили сотрудники АМСК, раз в Архангельске уже идёт сортировка мусора, то эти процессы становятся всё ближе.
Что касается самого мусороперерабатывающего комплекса, то он работает по понятной схеме: на территорию АМСК (располагается на территории ООО «Спецавтохозяйство по уборке города») прибывает мусоровоз и разгружается внутри ангара. Погрузчик подает отходы в приямок, откуда они поступают на сортировочную линию, где работники вручную разделяют сырьё по полезным фракциям.
Всего существует 25 полезных фракций. Из них можно выделить несколько: металлы, стекло, бумага (например, картон, газеты, книги) и ПЭТ. Остальные отходы поступают в пресс-компактор, которые прессует в бункеры, которые вывозятся на архангельский полигон для хранения. Следует отметить, что прессовка позволяет сократить объëм сырья более чем в пять раз.
Дальнейшая судьба у полезных фракций самая разная — их отправляет на специальные предприятия, занимающиеся переработкой. В основном речь идёт об организациях, осуществляющих деятельность на территории Северо-Западного федерального округа.
— В среднем к нам за один день поступают примерно 50 тонн мусора. Мы же работаем ещё и на Северодвинск с Новодвинском. Стараемся всё это переработать.
Вы сами заметили, что качество пребывающего сырья оставляет желать лучшего. Грубо говоря, нашим сотрудникам приходится самим выискивать нужные сухие фракции из обычных отходов. Выходит примерно 18%. Этого очень мало, — рассказал редакции ИА «Эхо СЕВЕРА» заместитель директора предприятия Алексей Демчик.
Как правило, на территории комплекса трудятся люди с рабочими специальностями. График здесь 2 через 2, что удобно для подработки. Текучка кадров тоже присутствует, но это кажется вполне логичным процессом.
На АМСК, к слову, бывали и неожиданные находки. Например, рабочие телефоны или пятитысячные купюры. Есть и индивидуумы, выкидывающие в синие контейнеры стиральные машинки.
Но куда важнее миссия самого перерабатывающего комплекса. Она социальная и требует не только усилий со стороны инвесторов и региональных властей, но и помощи от людей...
На территорию АМСК поступает сырьё из синих контейнеров. Тех самых, которые не так давно стали появляться на городских площадках для сбора ТКО. Всё, что мы с вами выкидываем в зелёные контейнеры, отправляется на городской мусорный полигон. Поэтому северянам стоит лишний раз задуматься: в тот ли контейнер вы выбрасываете свои пакеты?
Да и в целом поморам было бы полезно оказаться с экскурсией в этом месте — где-то в глубине души зарождается желание заботиться об экологии родного края, подкрепляемое увиденным от выбрасываемого в контейнеры. Безусловно, и в Архангельске есть семьи, годами сортирующие отходы. Хоть они пока что в меньшинстве.
Поэтому нам необходимо стремиться к тому, чтобы данная жизненная позиция стала нормой.
— К сожалению, у многих людей нет правильного понимания, какие именно отходы должны попадать в синие контейнеры. Часто там оказываются те же самые фракции, что и в зелёных. Наша основная цель заключается в том, чтобы повысить процент так называемой выборки. Для этого необходимо работать с самими людьми, объяснять им и показывать как делать правильно.
Постепенно мы начинаем проводить эту работу. Очевидно, что с улучшением качества сырья у нас станет больше возможностей для модернизации процесса и оборудования. Эти вещи взаимосвязаны напрямую, — подытожил Алексей Демчик.