Завтра в Архангельске +26°CСеверодвинске +26°CОнеге +27°CВельске +25°CМирном +25°CШенкурске +25°CЯренске +24°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, воскресенье, 03.07.2022 10:04

Восстание разрешается

03.07.2022 10:00
Рецензия на фильм «Межсезонье» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Александр Хант

В ролях: Игорь Иванов, Женя Виноградова, Константин Гацалов, Ольга Саханова, Жанна Пугачева

Премьера: 23 июня 2022 года

В 2017 году режиссер-дебютант с внешностью Балабанова выстрелил на всю Россию своим авторским роуд-муви «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Та лента сарафанным радио распространилась по стране, неоднократно окупилась и собрала множество заслуженных премий.

Надо думать, что широкую народную любовь «Витька Чеснок» обрел из-за того, что почти идеально показал собирательный образ того самого глубинного народа. Кроме того, режиссер очень верно уловил дух времени.

Если и дальше проводить параллели с Балабановым, то в большинстве его фильмов прямо чувствовался какой-то свежий ветер (далекий, но всё же), постепенно отмирающие образы мыслей и архетипы из мертвого СССР. В общем, настроение его кино совпадало с внутренним ощущением большинства россиян.

То же самое есть и у Ханта, только теперь во главу угла встала общая безысходность, жизнь сегодняшним днем и никаких надежд на перемены в будущем. Витька Чеснок и Багров примерно одного возраста, оба уже сформировались, как личности, что-то в своей жизни повидали. Однако у Данилы в голове возвышенные ценности, любовь к Родине и матери, а Витька ненавидит всё вокруг себя, имеет потребности животного и существование социального овоща. Оба героя плюют на общественные устои, только один меняет мир, а другой упивается жизнью алкоамебы (что не мешает ему быть безумно-трогательным персонажем).

Другое дело — подростки. Их жизнь только начинается, еще ничего не ясно, но всё, что вокруг явно неправильно. Острое чувство всеобщей несправедливости — постоянный спутник любого 10-классника и каждый борется с ним в меру своей испорченности. Собственно, об этом второй по счету фильм Ханта — «Межсезонье».

Кино рассказывает историю двух школьников: девочки Саши и мальчика Дани. Саша — бунтарка с рождения: короткие волосы, злобный взгляд исподлобья, комната в анархистских плакатах и с огромной картой, на которой расписан план захвата родного города. Даня — примерный отличник, мамин ангелочек с выглаженным воротничком, музыкалкой после школы и телескопом у кровати.

Зрителя знакомят с главными героями на подростковом рейве, где ни тот, ни другая не чувствуют себя в своей тарелке и на этой почве сближаются. Всё начинается с первого смелого поступка — между одноклассниками едва не случился первый секс (спокойно, актеры давно совершеннолетние, хоть по ним и не скажешь) и завертелось…

Далее подростки постепенно пробуют общественные нормы на прочность и быстро убеждаются, что мнимые границы существуют лишь в головах забитых жизнью испуганных взрослых, а они — молодые и смелые — заставят этот мир прогнуться под них.

«Межсезонье» очень подробно раскрывает истинную суть популярной максимы «В жизни надо попробовать всё». Почему-то те, кто руководствуются таким принципом очень редко начинают с картин, но почти всегда приходят к героину. Наши герои — не исключение: начав с прогула уроков и мелкого воровства, они довольно быстро разрешают себе убийство другого человека, а потом и самих себя.

Наблюдать за трансформацией главных персонажей действительно интересно. Например, Саша, всю жизнь жившая мечтой о революции, столкнувшись с этой самой революцией трусит, боясь ответственности, которую так презирала. Зато Даня, дорвавшийся до настоящей свободы, хочет прочувствовать её каждой клеткой, буквально стать богом, что сам решает, кого карать, а кого любить.

Вообще, буквально каждая роль в фильме колоритная донельзя. Пожалуй, любой зритель моложе 50-и без труда найдет того персонажа, которому захочется переживать. В «Межсезонье» позиция взрослых предельно понятна взрослым, а подростки говорят языком подростков, но задача обеих сторон попытаться понять, что движет теми и другими. Вполне можно рекомендовать это кино для семейного просмотра. Правда, придется посмотреть на подростковый секс, но ничего страшного — иногда и это полезно.

***

Актер, сыгравший роль Дырявого, и вовсе заслуживает отдельных аплодисментов. У Ханта, похоже, какой-то особый талант создавать крайне натуральные образы бывалых сидельцев.

***

Основной месседж картины тоже предложено выбирать зрителю. Кто-то затянет очередную песню о потерянном поколении, кто-то увидит порицание диктатуры, кому-то фильм в который раз напомнит про «Отцов и детей», но по мнению автора, главная идея озвучена Сашей под самый финал: «Либо примите нас такими, либо просто отстаньте».

Мало того, что по сюжету «Межсезонья» не только дети даже близко не понимают, чего хотят от жизни, но и их родители тоже. Мама Дани растит из него «настоящего мужчину», но при этом чуть ли не слюнки ему подтирает, а родители Саши хотят, чтобы она «стала человеком», но никак не ограничивали её бунтарство, списывая всё на переходный возраст.

В контексте данных подростков это может прозвучать нелепо, но фраза «дети сами разберутся» не лишена здравого смысла. Рамки должны быть, но выстраивать их надо на основе личности ребенка, а не на своих предпочтениях или одобрении общества.

Если ваша дочь читает Кропоткина, а вы сами за всю жизнь и трех книжек Донцовой не осилили, то уж извините, её превосходство над вами очевидно, авторитет родителя подорван и уже бесполезно отбирать у ребенка книжку потому что вы где-то услышали, что она плохая. Либо догоняйте и поймите, либо готовьтесь к «трудному подростку».

Да и детский наивняк, который прогоняют главные герои, не так уж далек от реального положения вещей. Посреди фильма создатели устроили маленький соцопрос реальных жителей уральского города «о жизни, будущем и вообще». В гонзо-сценах реальные люди — не актеры. Послушайте их ответы, уловите образ мыслей и попробуйте не встать на сторону школьных бунтарей.

Кроме всего прочего, при просмотре «Межсезонья» очень приятно ловить глазами отдельные кадры и даже сцены-перебивки доставляют удовольствие. Школьники на детской площадке с Фейсом из колонок, неуверенные подкаты Дани к Саше в первых минутах, «мама, закрой дверь» — всё это приятно греет душу, заставляя людей в зале нервно ерзать, вспоминая свои подростковые годы, ибо снято душевно.

Ну и, конечно, саундтрек из песен Дайте танк(!) идеально ложится на всё происходящее.

P. S.

У истории «Межсезонья», а точнее её финала, есть реальный прототип. По сути, третий акт — это экранизация (местами покадровая и дословная) последних минут жизни знаменитых псковских подростков.

В 2016 году точно такие же юные Бонни и Клайд взяли ружье из отцовского сейфа, заперлись на чердаке частного дома, включили прямую трансляцию и открыли огонь по полицейским. Закончилось всё точно так же, как в фильме, только в реальности стражи порядка понесли больший урон.

Тогда все в один голос удивлялись: «Как так вышло? Были же дети, как дети и тут вон оно что».

Собственно, «Межсезонье» и отвечает на вопрос «как так?» Псковские подростки — это не вырожденцы, таких же непонятых, отчаявшихся, не видящих будущего детей тысячи по всей России, просто, слава Богу, остальные не решились на последний бой с миром.

Похоже, по мнению Ханта, единственное, что удерживает таких подростков от очередного колумбайна — это страх. А если они вдруг осознают, что не боятся? Тогда бояться придется нам.

Родитель, поговори со своим ребенком. Ребенок, позвони маме.

18+

Александр Губкин

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле