Как никому не нужное и давно забытое всплывает на повестку дня? Этот философский вопрос иногда находит себе ответ в другой плоскости. В идеологической.
Вот и старая, интересная до сего момента лишь узкой прослойке энтузиастов Новодвинская крепость резко всплыла на повестке дня. И всё это обильно было сопровождено идеологическим душком, под ненавязчивый аккомпанемент патриотических речёвок и обострившихся гражданских чувств в сердцах местных деятелей культуры.
Забавно смотреть на то, как Пётр I и любой его исторический чих становятся новой скрепой. Народу, понятное дело, до всех этих плясок нет никакого дела.
Для народа любые торжества, особенно в провинции, — не идеи, а хлеб и зрелища.
Организаторы подобных мероприятий всё ещё действуют по советским методичкам, всерьёз полагая, что праздник вокруг Новодвинской крепости каким-либо образом поможет возбудить сердца обывателей высокими ассоциациями с сегодняшним днём, с актуальной историко-политической повесткой. Этой наивности нет предела, и она светла в той же мере, что и нимб над головой Петра, который ему сейчас зачем-то активно малюют. Благо он никого не слепит: никто не смотрит в эту сторону.
А смотрят все, например, на еду. 9 июля набережную захватили торговцы, превратив Красную пристань в базар.
Настоящих поморов потчевали шашлыками. Эпическая сила — шашлык стал апофигеем патриотизма!
К сожалению, не хватало зонтиков над головами, поэтому долго засиживаться на месте люди не могли. Всё-таки жара. Приходилось кушать второпях, не щадя живота своего, и тут же освобождать столики под открытым небом для других празднующих.
Видимо, эта спешка и сыграла роковую роль в жизни уличных сортиров, выставленных прямо к Северному морскому музею. Сортиров было два, и из-под обоих на горячий асфальт протекла какая-то жидкость. Обойти субстанцию было невозможно, поэтому вся набережная оказалась отмечена мокрыми следами гуляющих поморов. Бедный Пётр, кажется, проклинал с того света день, в который решил посетить Архангельск. Потомки разучились даже туалеты делать, не подмочив репутации.
Из развлечений северянам было предложено… метание ножей. Да, серьёзно: очередные частники притащили две деревянные мишени, выставили их по краю дороги и раздавали визитки своего кружка по интересам. Проходящие мимо мальчишки (особенно 40-летние) остались в полном восторге. Вот только не очень ясно: при чём тут Новодвинская крепость?
Напротив развлекухи с ножами можно было сфотографировать довольные лица, вставив их в отверстия в специальном стенде для фотосессий. Можно было вставить голову на место головы одного из двух персонажей петровской поры — драгуна или стрельца.
Видимо, через этот символический обмен головами в горожан вселялся особый военно-патриотический настрой.
Кстати говоря, над стендом потрудились люди, чей интеллектуальный коэффициент и степень эстетического развития соответствуют показателям типичного представителя петровской армии: фигуры двух дядек окружены просто нереальным объёмом текста, а между ними и вовсе завис QR-код, по которому обязательно надо зайти на сайт торжеств, а ещё объёмный список партнёров мероприятия.
Короче, сфоткаться нормально невозможно — драгун и стрелец окружены потоком никому не нужной информации.
Петра на том свете не пощадили даже дизайнеры.
Апофеозом торжества стало выступление Мити Фомина — человека в розовом халате. Позитивно, весело, «всё будет хорошо». Только… Как связан Митя Фомин (начинал в гей-клубе «Шанс» вместе с Шурой) с крепостью и Петром Первым? Где малейшая причинно-следственная связь?
В день Новодвинской крепости о самой Новодвинской крепости умудрились не напомнить абсолютно ничем. Это всё равно что устроить фестиваль мороженого, на котором гостей кормят печеньем.
Единственное, что за весь день 9 июля пришлось «в масть» — группа уличных артистов, ряженых в костюмы эпохи Петра. А вот 10 июля торжества сместились непосредственно к крепости: это проще, так не приходится париться над интерактивом, который смог бы вызывать ассоциации с крепостью у народа.
Власти вплотную решили сделать из крепости местный бренд, патриотически целесообразный и туристически выгодный. Но и здесь получилось невкусно — и точка. Полный провал миссии.
Специально по случаю 10 числа горожанам было позволено бесплатно воспользоваться автобусами до парома (и после парома — до места действия). Предсказуемо вышла давка.
Потные, толкающиеся люди с трудом умещались на трансфер, шокируя туристов и местные СМИ. Потому что «халява». Для этого нужно было ещё и заранее зарегистрироваться на бесплатный проезд (вот умора!).
Организаторам приходилось запрещать (!) людям набиваться в переполненные автобусы. А на Бревеннике толпы поморов выстраивались в неприличную очередь на паром, потея и томясь в давке под палящим солнцем.
Это было максимально непатриотично и некрасиво. Вишенкой на торте стал вечерний фейерверк возле крепости, возвещающий об окончании торжеств.
И — снова в дорогу, снова толкаться, выживать, вырывать сидячие места. Никакого исторического подъёма и имперских амбиций, только суровый социал-дарвинизм.
Честно говоря, мы не знаем, как городская администрация реагирует на такие откровенные фиаско.
Идеологическая составляющая торжества вокруг крепости провалена на все сто. Скачок роста исторического самосознания у поморов если и заметен после таких мероприятий, то скорее в обратную сторону.
Мы даже на улице много раз слышали фразы архангелогородцев по типу: «Ой, а что за день такой? Праздник чего? Тоже не знаешь?»
Ажиотаж объясним просто: люди заскучали без заварушек, им радикально безразличны поводы. Ну так и дайте людям что-то понятное, а то придумали тоже — «День Новодвинской крепости».
Только суету умножили и заставили всех перетолкаться.
Ждём в следующий раз торжеств по случаю какого-нибудь «Дня шаньги» (как в интернет-мемах про день собаки или день ватрушки), раз такое дело. Актуально же: американцы и англичане шанег не едят, зато Пётр попробовал наверняка.