Завтра в Архангельске+17°CСеверодвинске+17°CОнеге+17°CВельске+15°CМирном+16°CШенкурске+15°CЯренске+15°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 24.08.2024 23:19

Цыгане и сороки одобряют

01.09.2022 09:00
Духовно-державный лужковский ампир просочился везде. Меч победы в стиле а-ля рюс, выданный Архангельску, похож на сувенир, обвалянный в золоте и драгоценных камнях. Цыганский барон за такой бы душу отдал, но поморские музейщики рады.

Ещё бы, ведь музейщикам теперь есть о чём рассказывать: сколько граммов золота, сколько каратов камни, а главное — сколько общий вес. Народ это любит.

Вначале обратимся к официальному описанию сувенирного изделия от уральских мастеров:

«Меч Победы — образец авторского художественно украшенного длинноклинкового оружия, символ стойкости и мужества русского народа. Оружие украшено орнаментами в стиле златоустовской гравюры и позолотой высшей пробы. Особую парадность изделию придает инкрустация полудрагоценными уральскими камнями: гранатом, символизирующим пролитую кровь, и голубым топазом — символом мира.

Оружие украшает растительный орнамент и дарственная надпись для каждого города, а на другой стороне клинка высечена знаменитая цитата Александра Невского: „Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет“.

На цельнометаллических ножнах меча искусно выгравированы портреты великих русских полководцев — Сталина, Жукова, Кутузова, Ушакова, Суворова, Петра I, Юрия Долгорукого и Александра Невского. На самом верху клинка — Спасская башня, за ней — оборона Москвы, памятник Минину и Пожарскому. Верхняя часть ножны украшена звездой Героя, а нижняя — победителя.

Длина изделия составляет 1 метр 20 сантиметров, а вес — более пяти килограммов».

Начнём с того, что Меч Победы — это не оружие. История не знает аналогов подобных одноручных или полуторных клинков. Уральский сувенир слишком тяжёл для настоящего меча, но это далеко не главная проблема. Гарда получилась невероятно толстой и почему-то прямоугольной. Навершие рукояти, словно купол на церкви, перетягивает на себя всё внимание, нарушает баланс клинка и не сочетается ни с самой рукоятью, ни с гардой. Почему-то навершие и рукоять выполнены в цветовой гамме «чёрный с золотом», но больше подобная композиция нигде не встречается. 

Клинок явно штампованный и выглядит квадратным. Мечи подобного типа так поздно сужаются к острию только в воображении фантастов. Дол тоже слишком широкий и, что примечательно, никак не облегчает всю конструкцию. Сделали бы ещё булатный узор, чего уж мелочиться?

Вообще, слово «слишком» идеально подходит к сувениру Победы. Клинок и ножны залиты золотом, утыканы драгоценными камнями и гравированы по самое не хочу. Если есть иллюстрация к слову «цыганщина», то это именно она. Такое ощущение, что царь Мидас гладил клинок днём и ночью.

Не знаем, какая именно личность составляла госзаказ, но фраза «нужно больше золота» звучала явно не раз. 

Ни в эпохе Венделя, ни в раннем, ни в позднем Средневековье, ни в Новом времени наградное оружие не выглядело настолько аляповатым, а те умельцы знали толк в излишествах, но, в отличие от современных дизайнеров, обладали чувством вкуса и меры.  

«Растительный орнамент» никогда не встречался на русских мечах. То, что изображено на современном клинке, придумано в XIX веке, а на Руси рукоятки украшали скандинавскими змеевиками, на клинках писали греческими буквами. Да и сами древнерусские мечи — вариации на тему франкских и скандинавских каролингов. 

Вот примеры мечей очень знатных воинов древней Руси из экспозиции Смоленского музея-заповедника. Представьте эти рукояти позолоченными, с бронзовыми вставками. Лаконично, утончённо и статус владельца подчёркивает, как нельзя лучше. Кстати, весило такое оружие килограмм-полтора, а в длину — не более 80 сантиметров. 

После ордынцев мечи западного образца вытесняются изогнутыми клинками по типу сабли. В основном, саблями и рубились русские люди до выхода их из обихода. 

То есть, Меч Победы — это аллюзия на западное рыцарство, воевавшее именно клейморами, на которые так походит творение уральских умельцев. 

Если уж заладили играть в исторические отсылки, то почему не вернуться к настоящим корням, а не брать ту форму, что кажется более пафосной?

Далее обратимся к идеологическому наполнению: тут тоже собраны все референсы, до которых современная национальная идея смогла дотянуться. Совершенно несочетаемые исторические образы намешаны в одну кучу. 

Запомните, не говорил Александр Невский «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет», ну или мы об этом не знаем. Данную фразу впервые произнёс герой одноименного фильма Эйзенштейна, оттуда и нахватались. 

Что-то подобное говорил Иисус: «(Все) взявшие меч, мечом погибнут». Только тут никаких «к нам». Смысл данной фразы — «Убийства порождают убийства». 

Теперь к персоналиям. На ножнах главной надписью являются даты 1941-1945. Сверху и снизу от неё портреты Кутузова и Ушакова. Кого они побеждали в XX веке? Сталин с Жуковым — понятно, но при чём тут остальные? Или это меч тысячи побед?

Верхняя часть ножен украшена звездой Героя, а нижняя — победителя. Какое отношение к этим наградам имеют персонажи из имперского и царского периода нашей страны — тоже не ясно. Мало того, эти детали просто теряются за тоннами золота и прочих блестяшек. 

Невский, Долгорукий, Суворов и Пётр I тоже непонятно как попали на символ победы во Второй Мировой. Ясно, что хотели показать связь эпох, но не так же топорно. Не уверены, что надо пояснять, но Сталин не очень-то любил императорскую семью, а цари прошлого понятия не имели о конфликтах далёкого будущего. 

Почему вообще дизайнеры решили вести историю побед именно с Невского? В честь прошлогоднего юбилея? 

Можно подумать, что царей представили к звезде Героя посмертно и потому они все здесь. 

Почему нельзя было нанести изображения остальных маршалов Красной армии или, если не нравятся, то известных героев той войны? Почему Невский и Долгорукий изображены в былинной вариации, а не так, как их рисовали современники или хотя бы летописцы XVI–XVII веков? Некрасиво рисовали? Ну, тут на вкус и цвет. Зато исторично и не выглядит пошло. 

Долгорукий. Портрет. Долгорукий. Портрет.

Меч Победы — олицетворение всей современной государственной идеологической политики: напихать чего угодно, лишь бы выглядело победно, державно, дорого-богато, всего и сразу. Историческая память, уважение к конкретному событию, эстетика — это дела десятые. Главное, чтобы прослеживалась линия «мы не могли проиграть, потому что всегда побеждали», а это не совсем так, к сожалению. Проиграть всегда можно. Одним величием не задавишь ни немца, ни француза, ни поляка.

Закончим цитатой директора Краеведческого музея:

«Именно с рассказа о Мече Победы начнется повествование о защите северной земли: с древнейших времен до наших дней. Посетители смогут прочувствовать значимость этой реликвии, поскольку звание „Город воинской славы“ Архангельску присвоено заслуженно».

Получается, что в очередной раз нам хотят продать идею, что Вторая Мировая — это, в первую очередь, лавры, звуки горнов и величие победителя. Пролитую кровь десятков миллионов людей на клинке символизирует маленькая дорожка из рубинов, которая, опять же, тонет в море державной позолоты. 

А вообще, такому изделию как-то не идёт куцая музейная витрина с красной подложкой. Столько золота должно храниться в отдельной красной комнате, обитой коврами на подушке из соболиных хвостов в окружении муляжей осетров и обязательно рядом с пластиковой шапкой Мономаха.

Хотя дарёному коню в зубы не смотрят. Что подарили, то и выставляем. 

Кстати, для поморских музеев это не первый сомнительный экспонат. Можно вспомнить знаменитые «царские рубли» из архивов МВД, которые, скорее всего, являются дешёвой подделкой

P.S.

А вот так выглядит настоящее подарочное оружие. Этот меч был подарен Сталину королём Великобритании Георгом VI. Тут нашлось место и королевским вензелям, и советским звёздам, и вечному огню, и золоту с камнями, только сделано всё с долей скромности и достоинством, свойственным британцам. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле