Режиссер: Клим Шипенко.
В ролях: Юлия Пересильд, Милош Бикович, Владимир Машков, Олег Новицкий, Антон Шкаплеров, Пётр Дубров.
Премьера 20 апреля 2023 года.
Само слово «миллиард» звучит внушительно. Сочетание «миллиард рублей» чуть менее внушительно, но всё же. Миллиарды, обычно, выделяют на что-нибудь важное, но сегодня рассмотрим обратный случай. Однажды 1 миллиард и 115 миллионов дали на первый российский художественный фильм в космосе — «Вызов».
К сожалению, если фильм снимается в России, то гигантский бюджет далеко не равен качеству выходного продукта. «Матильда», «Викинг» и вот теперь «Вызов» трижды доказали, что госрежиссерам можно хоть полбюджета страны отдать, но кино лучше не станет. Похоже, талант как раз входит в тот список вещей, которые нельзя купить.
Деньги на «Вызов» действительно собирали всем миром. Перечисление партнеров, генеральных партнеров и спонсоров в начальных титрах длится чуть ли не дольше трейлера к фильму. В ленту вложились пара банков, сотовый оператор, «Первый канал», «Фонд кино», Минкульт. О каждом уважаемом спонсоре зрителю напомнят настолько наглым и неприкрытым продактплейсментом, что их список засядет в голове плотнее, чем имена персонажей.
В этом материале так много времени уделяется деньгам, потому что их и потрачено было очень много. На выходе из зала становится немного обидно от осознания пустоты увиденного, а если сопоставить затраты и суть показанного, можно и вовсе загрустить.
По словам продюсера «Вызова» Константина Эрнста, мотивация создателей фильма — подтвердить лидерство России в космической сфере и вернуть престиж профессии космонавта в глазах молодого поколения.
К изречению про лидерство России мы еще вернемся, а пока обратим внимание на то, что фильм, созданный для популяризации профессии космонавта, снят о профессии хирурга.
По сюжету во время одного из выходов в открытый космос российские космонавты с МКС узнают, что в их сторону летят куски мусора и станция срочно должна маневрировать. Один из космонавтов не успевает закрепиться и получает серьезную травму грудной клетки и закрытие левого легкого.
Уже на первых кадрах можно подметить пару интересных политических моментов. С какого-то перепугу Международной (!) космической станцией рулит исключительно «Роскосмос» и больше никто. Во вселенной фильма вообще никаких стран, кроме России не осталось. Пострадавшему коллеге не спешат на помощь космонавты других государств, а на Земле никто, кроме нашего центра управления полетами, вообще не в курсе о случившемся.
Дома решают, как спасать человека на орбите. Варианта два: попробовать спустить пострадавшего в капсуле или провести операцию на МКС. Вскоре становится ясно, что немолодой мужчина едва ли переживет посадку и нужна первая в истории человечества хирургическая операция в невесомости.
На этом моменте создатели показывают движущую силу всех процессов в России. К начальнику ЦУПа в исполнении Владимира Машкова подбегает его зам и нервным голосом произносит:
— А, может, посадим? Если он в капсуле умрет, это случай, а, если на станции, то это статья.
Получилась эта сцена еще более мерзкой, чем, вероятно, задумывалась. В фильме снялись настоящие российские космонавты. Интересно, насколько им приятно узнать, что, по версии «Первого канала», в критической ситуации начальство сначала будет думать о своих задницах, а потом искать выход?
Что примечательно, герой Машкова ничего не ответил подчиненному, но на операции настоял.
Для исполнения беспрецедентного задания собирают семерых лучших торакальных хирургов и начинают их подготовку к полету в космос.
После первых десяти минут зрителю стоит забыть о бескрайней вселенной и смириться с тем, что на ближайшие два часа «Вызов» станет помесью медицинской драмы сериального уровня с рекламой «Роскосмоса».
Поскольку хронометража у создателей был целый вагон, нам подробно раскрыли главную героиню в исполнении Юлии Пересильд — великолепного хирурга с очень тяжелой судьбой. Несколько лет назад в автомобильной аварии она потеряла мужа и с тех пор одна растит дочь, которая к 7 классу совершенно отбилась от рук.
Завал на работе, проблемы дома, больная мама. Какой тут космос? Но Родина сказала «надо», значит надо.
Впрочем, сценарист дает своей героине полностью отдаться подготовке к полету и мигом решает все домашние проблемы. Причем, решает в стиле «Первого канала».
Первый фильм в космосе «Вызов» расскажет о том, как дочка главной героини ударила дочь районного прокурора. Влиятельный человек хочет мести и даже унизительные извинения матери не заставляют его передумать наказывать 7-классницу по уголовной статье.
Решается данный вопрос так: Юлия Пересильд жалуется своему начальнику, тот Машкову, Машков звонит генпрокурору, генпрокурор строит подчиненного. Вопрос: если бы героиня не летела в космос, то её дочь отправили бы в детскую колонию?
«Первый канал» с нескрываемым издевательством сообщает россиянину: столкнулся с беспределом? Пиши Путину.
На этом шуточки не заканчиваются. Во время осмотра макетов МКС, один из кандидатов спрашивает у сотрудника «Роскосмоса»:
— А правда, что вы в туалетах мочу в воду перерабатываете?
— Нет, это только в американском модуле.
Жаль Гагарин с Королевым не дожили. Им бы понравилось, как нация космических победителей называет соперников мочехлебами.
Авторы же не постеснялись примазаться к этим великим людям. Во время съемок в павильонах «Роскосмоса», очень большой акцент делается на том, что всё здесь пропитано духом Гагарина. Особенно оператору запала в душу центрифуга. Без малого минут 10 на экране будет просто крутиться капсула с человеком внутри.
Остальные сцены из центра подготовки космонавтов тоже никак не влияют на сюжет. Актеры с оператором ходят по павильонам, глядят по сторонам, а экскурсовод рассказывает об экспонатах.
Когда зритель зевнет в сотый раз, наступит, наконец, время полёта в космос. Главная фишка фильма, основной маркетинговый продукт «Вызова» — съемки на МКС — подаются очень пафосно, но … «Гравитация» лучше.
Да, кадры с настоящей невесомостью иногда смотрятся свежо. Например, никто раньше не показывал волос без гравитации. В съемочных студиях у героев нет той неловкости, которую испытывает человек без точки опоры. Отдельные эпизоды на станции совсем не кажутся наигранными, а плавные полеты людей из отсека в отсек поначалу даже гипнотизируют.
Но стоило ли это миллиарда? На взгляд автора этого материала, нет, не стоило.
Настоящие космические кадры перемежаются графикой, убогость которой отлично видно на большом экране. Самого настоящего космоса показано не особенно много. В основном, всё действие происходит в тесных кубриках МКС, где масштаба совершенно не чувствуется.
То есть, по сути, из уникального опыта на экране лишь настоящая невесомость. Более того, все самые сложные сцены всё равно сняли в павильонах.
А еще в этом году выйдет российский космический фильм «Свободное падение». Специально под проект переоборудовали огромный павильон, а условия космоса будут сымитированы с помощью технологий. Это первый российский фильм, который сняли полностью в виртуальных декорациях. И это в ЧЕТЫРЕ раза дешевле «Вызова».
Еще один минус: космонавты — не актеры. Эти люди всю жизнь учились другому и ни за что бы не подумали, что в 2021 году кому-то взбредет в голову снимать их в кино. Почти все их реплики явно переозвучены, кто-нибудь нет-нет, да и заглянет в камеру. Не хочется придираться к профессионалам другой сферы, но из-за них ощущение дорогущего аттракциона только усиливается. Не удается заставить себя поверить в то, что кому-то действительно угрожает опасность: все здесь актеры и это точно постановка.
А теперь вернемся к заявлению Эрнста о лидерстве России в космосе. «Вызов» показал лишь лидерство нашей страны по умению запускать в небо горы бабок. Данное кино — это, своего рода, рыбалка с яхты на Клязьме: «мы крутые, потому что полуголую девицу В КОСМОСЕ поснимали».
А на… простите, зачем?
Крутыми были те, кто станцию «Мир» строили, а сегодня лишь бы наклейку с Гагариным налепить куда-нибудь на 12 апреля и сфоткаться с довольным лицом.
Лицемерно получается: по сюжету «Вызова» с хирургом спасать жизнь не может полететь ни ассистент, ни анестезиолог, ни кто-либо еще потому что нет то ли денег, то ли ресурсов. В реальности же «Роскосмос» захреначил на орбиту актрису, режиссера и подготовил дублирующий экипаж из актрисы и оператора ради малопонятного кича.
Тут нужно пояснить, что каждый пуск ракеты в космос — это событие, каждый килограмм груза — это миллионы рублей. К такому готовятся месяцами, космонавты расписывают план работ, шаттл с Земли ждут не только российские обитатели МКС. Но тут приходит дяденька в пиджаке с образованием журналиста и гордо заявляет: «Планы меняются! Снимаем кино!»
Процитируем «Московский комсомолец»:
«Фильм вызвал недовольство научного и аэрокосмического сообщества по поводу того, что они снимают подготовленных космонавтов с их полётов, нецелевого использования государственных денег, или даже того, что использование ресурсов станции в ненаучных целях было бы незаконным. Сергей Крикалёв, директор пилотируемых программ „Роскосмоса“, потерял свою должность, выступив против проекта, но был восстановлен через несколько дней после протестов космонавтов, находящихся на действительной службе и вне её».
Оцените иронию: реальный прототип героя Машкова мигом вылетает с работы, как только смеет внести рациональное предложение в замыслы начальства. Что-то подсказывает, случись события фильма в нашей действительности, на Землю прилетела бы капсула с трупом, зато никто бы не сел в тюрьму.
Вишенкой на торте стало заявление главы NASA Билла Нельсона о том, что МКС сведут с орбиты в 2030-31 годах.
Кажется, вот, кто по-настоящему отвечает за космос в сегодняшнем мире, а кому-то стоит утопить свои влажные фантазии вместе со станцией «Мир».
12+
Александр Губкин



