Завтра в Архангельске−12°CСеверодвинске−11°CОнеге−11°CВельске−13°CМирном−15°CШенкурске−14°CЯренске−15°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,пятница, 09.02.2024 23:11

С чего начинается малая родина

19.06.2023 17:20
Вот уже два года в Архангельске реализуется проект по скрупулёзному изучению уличного искусства.

В марте 2021 года в Архангельске стартовал художественно-исследовательский проект «City Says».

За его реализацию взялись Архангельский региональный центр современного искусства ARKA и Студия творческий инициатив «Солнце Маори», а финансирование было выделено из Фонда президентских грантов. Поддержали проект и Губернаторский Центр с Министерством по делам молодёжи и спорта.

Надо сказать, что это стало одной из самых приятных и дельных инициатив, на которые чиновники решили выделить бюджет. Власти Архангельска зачастую предпочитают вкладываться не в самые осмысленные и полезные проекты, идущие вразрез с интересами горожан, но «City Says» для архангелогородцев — это возможность по-новому оценить свой дом, по-новому выстроить с ним отношения, услышать других горожан и само пространство.

И что самое главное — это возможность найти новые «маячки» в привычной среде для самоидентификации, возможность принять себя через региональный культурный код.

Целью проекта было изучение уличного пространства Архангельска, привлечение внимания горожан к стрит-арту, преобразование проблемных городских мест в арт-объекты и создание большого интернет-архива с описанием и «биографией» каждого такого объекта.

Сейчас в базе данных команды находится более 8 тысяч снимков.

Куратор проект Анастасия Пронина рассказывает:

— Наш архив будет представлять из себя электронную базу изображений и видеоматериалов, посвящённых архангельскому уличному искусству за последние 35 лет. По сути — это будет такой же архив, как, например, у Государственного исторического музея, но с современными материалами. Сейчас мы собрали почти все материалы, которые нам предстоит каталогизировать и выгрузить на сайт.

Мне, как куратору «City Says» предстоит собрать по подборкам список аналитических текстов о разных периодах жизни архангельского уличного искусства. Также сейчас мы выходим на стадию работы с экскурсионными маршрутами и городскими прогулками. В дальнейшем собранные маршруты будут загружены на сайт, чтобы все желающие могли с ними познакомиться.

Не секрет, что многим стрит-арт не по душе. Главная проблема уличного искусства состоит в том, что оно зачастую не вписывается в городскую среду и воспроизводится стихийно, без определённого концепта.

У людей есть жажда самовыражения, но нет пространства, чтобы реализовать свой потенциал конструктивно, из-за чего зачастую те же граффитисты нарушают закон, пользуются не самыми лучшими возможностями для проявления своих талантов и не могут достойно украсить город.

Разумеется, вандализм и уличное искусство — две несовместные вещи, и если от первого город нужно оберегать, то второму необходимо дать «зелёный свет», ведь и талантливые граффити регулярно закрашиваются коммунальщиками.

Привлечение внимания властей к этой теме — тоже одна из целей проекта «City Says». Властям, кстати, стоит учесть, что паблик-арт — это эффективный инструмент городской политики, определённый диалог с жителями города, способ что-то до них донести — и, напротив, узнать что-то про них через их взаимодействие с различными объектами.

Создатели проекта утверждают: «Одна из составляющих комфортной жизни горожанина — доверие к социальной среде, которая его окружает. Ему важно быть услышанным и поддержанным этой средой. Таким образом, если среда реагирует на проблемы, ощущаемые жителями, уровень доверия повышается, а, следовательно, и качество жизни растёт».

Так как проблема сосуществования вандализма и зажатого в тиски законодательства стихийного стрит-арта с годами лишь усугубляется, участники проекта считают лучшим его решением две необходимости.

Первая состоит в том, чтобы в Архангельске, наконец, появилось полноценное профессиональное стрит-арт движение, которое будет создавать общественно значимые объекты городской среды, согласованные с администрацией.

Вторая — в примирении имеющегося разрозненного стрит-арта, его «обновлении» и дальнейшем использовании в качестве наглядной истории развития города, исследовании особой атмосферы каждого микрорайона.

А это даёт повод проводить новые тематические экскурсии по городу — как для местных жителей, так и для гостей. Такое привлечение туристов выглядит гораздо более убедительно, чем набившая оскомину спекуляция на бренде «доски, трески и тоски».

Архангельск давно не ассоциируется с «морем». Город живёт совсем по-другому, и близость моря ничего не решает в его судьбе и культуре уже много десятилетий, поэтому заявлять о себе Архангельску необходимо через другие точки притяжения.

Знакомство с культурой уличного искусства позволяет людям уловить нерв любой эпохи, через которую прошёл каждый район города.

Мозаики, барельефы, стрит-арт, граффити, тэги — всё это живая история людей, которые здесь когда-то жили и ассоциировали себя с этим пространством, наполняли его личными смыслами. Уже сейчас в городе реализованы несколько таких экскурсий, которые создатели проекта называют «исследовательскими маршрутами». В них принимают участие профессиональные художники, краеведы и просто энтузиасты — обычные жители города.

Вместе с приглашёнными со всей России экспертами — урбанистами и художниками — они создали как минимум два арт-объекта на месте проблемных мест. Первый объект — «Что там?» на набережной Георгия Седова: художник Иван Симонов сделал арт-объектом длинный деревянный забор, закрывающий реку и уродующий набережную, из-за чего люди годами были лишены любимого места отдыха и прогулок. Это привлекло должное внимание, и реконструкция набережной убыстрилась (арт-объект, увы, летом 2022 года был уничтожен, но он справился со своей задачей).

Второй — «©нежные имена»: он был призван привлечь внимание к уникальным деревянным домам, находящимся в аварийном состоянии. Художница Анна Слобожанина нанесла с помощью искусственных жемчужин на стены таких домов в Соломбале утраченные названия снежных и ледовых явлений, показав, как традиционный облик города «тает».

Проект «City Says» решает проблемы, которые волнуют горожан, которые в недостаточной степени решаются властями и которые портят визуальную среду города.

«Мы не просто красим забор, мы делаем его холстом для произведения на социальную тему», — справедливо говорят о себе его участники.

Реализация таких инициатив — лучший способ сохранить прошлое города и хороший вклад в его настоящее и будущее. «City Says» — не просто про заботу о визуальном пространстве. Это про принятие себя, своего места под солнцем, его истории и накопленных им смыслах.

Город (или хотя бы его отдельный микрорайон) должен быть продолжением человека, местом, с которым неизбежно связаны его приятные воспоминания, его формирование, а может, и вся жизнь.

Учиться принимать свою малую родину, говорить с ней на одном языке, чувствовать свою связь с землёй, с живущими рядом людьми — один из главных залогов человечности (и уж точно самый главный — для формирования глубокого патриотизма).

Человеку надо чувствовать себя нужным окружающей среде, ощущать преемственность и смысл своего пребывания в ней. Сегодня, к сожалению, Архангельск покидает всё больше и больше молодых людей.

Это происходит по многим причинам, но одна из главных — отсутствие живой связи с родным местом, отсутствие ассоциаций себя с ним. Если внимание городской администрации будет чаще уделяться этой проблеме — одной причиной жить в Архангельске будет больше.

Алексей Черников

Фото: группа «ВК» «City Says»

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле