Завтра в Архангельске+14°CСеверодвинске+15°CОнеге+15°CВельске+14°CМирном+13°CШенкурске+12°CЯренске+8°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,среда, 15.05.2024 08:55

Ни одной сделки с совестью

23.06.2023 15:06
Интервью со спикером Архангельской городской Думы Валентиной Сыровой по итогам 10 лет работы в должности председателя.

Архангельская городская Дума провела последнюю сессию уходящего созыва. Впереди выборы, позади пять лет работы. Валентина Сырова на протяжении 10 лет возглавляла городской парламент. Сегодня время подвести итоги.

Спикер дала интервью главному редактору газеты Правда Северо-Запада» Илье Азовскому и главному редактору газеты «Архангельск — город воинской славы» Евгению Удалкину.

— Валентина Васильевна, часто ли вы смотрите соцсети, как воспринимаете критику?

— Я постоянно мониторю соцсети и на критику и обращения реагирую моментально. Бывает, и ночью приходят сообщения, я утром их распечатываю и начинаю работать с ними.

— На время вашего спикерства пришлась муниципальная реформа. Можете сравнить системы — ту, когда мэр был избранный, или когда он как сейчас — сити-менеджер?

— Каждый отвечает за свою работу. Не могу сказать, что происходит так: пришел другой мэр, и сразу что-то поменялось. У избранного населением мэра больше самоуверенности. Его выбрал народ, и он отвечает перед жителями города, так же, как и мы, депутаты. Назначенный больше отвечает перед депутатами и перед губернатором, потому что в комиссии по отбору кандидатов 50 процентов членов — из депутатского корпуса, 50 процентов назначены губернатором. И получается, что назначенному гораздо сложнее работать. Но и эффективность работы в случае работающей сейчас системы назначения выше. Совершенно очевидно, губернатор выделяет средства на развитие города, если доверяет главе.

— А горожане? Назначенный им не подотчётен.

— Ответственность перед жителями одинаковая у любого мэра независимо от варианта избрания. Не видела, чтобы Игорь Викторович Годзиш или Дмитрий Александрович Морев игнорировали жителей города Архангельска.

— Как вы считаете, не слишком ли централизована власть в городе? По сути, за всё отвечаете вы как спикер: вы назначаете городу главу. При этом город огромен по территории, и складывается ощущение, что он фактически неуправляем. Мы это видим на улицах — примеры бесхозяйственности, где и не требуется больших финансовых затрат, но ничего не делается. Вся власть сосредоточена здесь, на площади Ленина. Главы администраций округов фактически безвластны.

— Главу города избирают депутаты, не спикер. Власти главам округов хватает, нужно больше спроса, ответственности и увеличения финансирования. Да, денег на многие направления не хватает. Возникает соблазн сказать: раз так, пусть руководство за всё отвечает. Человеческий фактор.

— Да, но при нашей протяжённости города, при больших территориях округов это нивелирует работу всей горадминистрации и депутатского корпуса.

— По моему мнению, было бы правильно закрепить за каждым округом заместителя главы города для усиления контроля. Но это дело главы, думаю, он использует свои методы контроля.

— Может, возможно в какой-то мере внедрить опыт Москвы, когда округа делятся на управы? Согласитесь, что территория Октябрьского округа слишком большая и разнообразная: центр, Талаги, Кегостров. И получается так, что Талаги и Кегостров вообще не управляются. В администрации округа нет людей, чтобы хотя бы раз в неделю кого-то послать туда. Может, разделить на управы, дать им некоторые полномочия и финансирование?

— Нет, не думаю, что это реально. В первую очередь, это приведет к увеличению управленческого аппарата. Может просто добавить должности и закрепить за ними отдаленные территории, например, за Талаги, за Кегостров. Соответственно, и предусмотреть финансирование.

— И всё-таки, ключевой вопрос: каковы полномочия округов? За что отвечают округа?

— За всё. За всё, но в рамках отведенного финансирования. Бывает так: приезжаешь в один округ — идеальная чистота на улицах. Приезжаешь в другой — грязь и бардак. А финансирование примерно одинаковое. И возникает вопрос о полномочиях: что должны делать администрации округов? Очень много зависит от личности главы округа, который должен быть хозяйственником и организатором.

А самое главное каждый глава округа должен чувствовать ответственность и иметь огромное желание работать.

Глав округов надо выращивать. В Советском Союзе эта система была отлажена, думаю, что мы к этому вернёмся. Истина: всё новое — это хорошо забытое старое. Главы округов должны отвечать за свои округа. Если он не видит, что у него на центральной дороге неделю открыт люк — непорядок. У главы округа должен быть хозяйский подход к своей территории.

— Вы говорите, что зарплата маленькая, а ответственность большая. Насчёт ответственности согласен. А общественники? У нас сейчас количество общественников превышает число строителей и дворников.

— Хорошо быть общественником — ни за что не отвечать. Но ведь общественники — разные. Есть и те, кто лучше работают тех, кто имеет конкретные полномочия и возможности.

— А в целом как вы относитесь к институту общественников?

— Они должны быть. Они — связующая нить с народом, они часто заставляют нас шевелиться и работать динамично. А движение общественников-активистов ТОСов?! Они делают реальные дела и нам надо их активно поддерживать. Что мы и делаем, ежегодно увеличивая финансирование их проектов.

— Важная тема — финансирование Архангельска. Не пора ли вернуться к системе, когда столица Поморья получала финансирование по статусу областного центра?

— Мы сейчас получаем гораздо больше, чем получали по программе развития города как областного центра. По специальным программам финансирование больше: ремонт школ, общественные территории — область выделяет на них деньги. Но есть проблема — эти деньги могут быть израсходованы только на указанные цели.

Отмечу, что губернатор Александр Витальевич Цыбульский обратил внимание на Архангельск и понимает, что областной центр должен быть красивым, ухоженным, чистым. И это его требование, но мы его, к сожалению и стыду своему, не всегда исполняем. Не могу сказать, что город в чем-то ущемляют. Городское благоустройство — надо? Надо. Технику под городское благоустройство — закупили.

Надо бы, конечно, расширять программу городского благоустройства, заниматься отдаленными территориями. Критики хватает, но все равно то, что делается, идёт на благо городу. Строился областной роддом. Критики отмечали: это всё не наше, нам не нужно! Да, к нам приезжают люди из области. Но пользуются услугами и жители Архангельска.

В этом вопросе у нас есть разные мнения. Некоторые считают, что надо по-другому. А я думаю, что надо быть благодарными руководству региона за то, что делается для города. К примеру, нам дают деньги по федеральной программе на ремонт дорог — отлично! Мы бы сами столько дорог не отремонтировали. Федеральные программы предусматривают новый уровень городской инфраструктуры. И это понимание того каким должна быть столица региона присутствует у губернатора Александра Цыбульского.

— Скажите, какое решение за эти пять лет — самое выстраданное, самое важное?

— Концессия «Водоканала» и приход «РВК». Я считаю, что это абсолютно правильное решение.

Меньше стало звонков о том, что затапливаются подвалы, что на первых этажах люди задыхаются от испарений — это факт. Люди перестали сидеть неделями без воды. Случаются исключения, но разовые. Мне кажется, все уже заметили, что нет у нас проблем с водой.

— А как с теплоснабжением? Ощущение, что эта проблема не решается.

— На последней сессии глава города сказал, что есть подвижки в этом направлении, «ТГК-2» увеличивают свою концессионную программу и тоже поворачивают в сторону города.

— Проблема с разрешениями на подключение огромных домов — 12, 14 этажей, ТГК-2 даёт согласования. Но при этом мы понимаем, что в город как шла одна труба, так и идёт. Отсюда падение температуры теплоносителя в других домах.

— И если дома на набережной хорошо прогреваются, то в соседних домах люди мерзнут. Но это полномочия правительства, строителей заставляют работать и увеличивать мощности. Понятно — город должен строиться.

— Вам не кажется, что идёт сокращение функций муниципальных властей и депутатов? Сейчас обсуждается и передача системы образования на уровень субъекта Федерации.

— Всё же на уровне субъекта другой подход, другое финансирование, у нас таких возможностей нет. Но всё равно получается как-то кусками: передадим медицину, но так или иначе остаётся часть, за которую отвечает муниципалитет. Передадим образование — всё равно останется часть за нами. Сложно всё это делить между городом и областью.

— Ситуация с домами и дворами. Власть проводит такую линию, дескать, надо размежевать всю городскую территорию и передать всё придомовое собственникам жилья, управляющим компаниям. Процесс этот очень сложный, дорогостоящий для жителей. Надо ли сейчас ломать сложившуюся систему? Может, подождать, добиться финансирования, ведь дворы — это тоже территория города?

— Но ведь надо и убирать эти территории. Ведь к каждому дому дворника городские власти не могут поставить. И мы должны сами развивать свои территории. Однако непонятно, как это сделать практически. Нужно проводить собрания собственников, которое примет решение о размежевании.

— Процесс очень сложный, это год жизни активистов этого дома, ещё и за межевание платить. Если бы межевание муниципалитет взял на себя…

 Муниципалитет готов взять на себя межевание. Мы предусматривали на это деньги. Мы готовы. Но! Без собрания жителей мы не можем ничего сделать.

— Я так понял: жители собрались, приняли решение, и муниципалитет готов взять на себя всю эту бюрократическую процедуру?

— Всё, что касается денег, мы готовы взять на себя. Почему мы и тянули, что не могли взять на себя эти расходы. Сейчас на это деньги предусмотрены, а это серьёзные затраты. Мы готовы, но — совместно с жителями.

— А самое плохое решение, которое вам пришлось принимать?

— Самое плохое решение? Скажу! Во-первых, изначально неправильное решение в городской Думе, принятое несколько лет назад о сокращении зама по социалке. Это, по-моему, было самое неправильное решение. Сократили, отдали под зама по внутренней политике. За это решение мне отчасти стыдно.

— На последней сессии активно обсуждался вопрос о памятных досках. А надо ли город превращать в такой поминальный склеп?

— Памятные доски — это дань памяти людям, которые прославили город Архангельск. Жители должны знать и помнить своих героев. Это дань нашей истории, и мне интересно. И те, кто против, не понимают этого. Я много гуляю по городу, вижу, как люди подходят к памятникам, читают надписи. Была свидетелем ситуации, когда дедушка просил проходивших рядом детей сфотографировать его рядом с памятником тюленю.

— Ваше отношение к деятельности губернатора Александра Цыбульского.

—У меня на всё своя точка зрения. Я работала при трёх губернаторах. Не хочу ни о ком сказать плохого, у каждого были свои подходы, все работали, но только Александр Витальевич очень серьезно взялся за областной центр.

— Вы согласны с тем, что Цыбульский переломил тенденцию, что каждый последующий хуже предыдущего?

— Александр Витальевич, безусловно, лучше предыдущих по отношению к Архангельску, по привлечению инвестиций в регион.

— А какое качество главы области вы хотели бы отметить?

— Умение слушать, слышать, выполнять обещанное. У губернатора эти качества есть.

— Какие определённые достижения в депутатской работе вы бы отметили? Вас хорошо знают в округе. Что удалось сделать для жителей округа?

— У меня традиционно был Ломоносовский округ. Мы ремонтировали школы, мы добились создания парка «Зарусье». Я считаю это и своим достижением. Мы фактически спасли эту территорию для людей. А потом уже, будучи председателем и работая на весь город, много чего сделано для города, совместно с городской властью.

Посмотрите, нет уже такого безобразия в торговых центрах, когда кто во что горазд, у каждого по-своему разрисовано и заклеено. Мы приходим к единообразию, исчезают эти растяжки дурацкие, всякие зазывные рекламы. Есть у нас амбициозные планы: когда-нибудь, как в Москве, и провода уйдут под землю. Планов много, и все они передаются по наследству будущим депутатам.

— Как часто вы общаетесь с Моревым, обсуждаете ли какие-то вопросы?

— Очень часто. Постоянно созваниваемся, советуемся: жалобы избирателей, жалобы депутатов, бывает, что и просто позвоню, чтобы сказать: видела такого-то, он вас благодарит. Кстати, хочу отметить, что в последние два года люди стали чаще говорить «спасибо».

— Хочется сказать «спасибо». Территории благоустраиваются, сквер на Воскресенской стал выглядеть хорошо. Деревья, правда, не прижились, вот это плохо. И не слишком ли работы растянуты во времени, не слишком ли медленно всё это делается? Не слишком ли много доставляет неудобств горожанам? Разрыли дорогу — и долго это так стоит.

— Мы всем этим очень долго не занимались, накопилось очень много проблем. Конечно, хочется, чтобы преобразование происходили быстрее, но не всё так просто. И самое плохое в этой ситуации, по-моему, это 44-й ФЗ: выигрывают конкурсы те, кто предложит меньшую сумму. Не всегда можно сделать качественно за меньшие деньги. Не то что не всегда — никогда. Невозможно сделать за три копейки то, что стоит три рубля.

— Вы на грядущих выборах куда наметили идти?

— Я планирую в областное Собрание по спискам «Единой России».

— Не жалко расставаться с гордумой?

— Жалко. Душа болит. Два срока председателем — сложно перенастроиться. Но мне кажется, что здесь нужен свежий взгляд.

— Кого бы вы порекомендовали?

— Эта должность требует гибкости, честности и уважения чужого мнения.

— В политике — честным?

— Честным по отношению к себе и другим. Да, политика, как говорят, дело грязное. Но я за всю свою деятельность не позволила себе что-то непотребное. Не уронила честь и достоинство. Если говорить о преемнике, то сначала нужно избраться в городскую Думу. Считаю, что среди кандидатов есть достойные претенденты на должность председателя. Если потребуется, всегда готова помочь.

— Честный-нечестный, грязное дело — не грязное, но гибкость — это способность идти на компромисс. А часто ли вам приходилось идти на компромисс? Именно со своей совестью?

— Нет, не могу сказать, что когда-нибудь шла на сделку с совестью. Может быть, потому что я женщина, мне было легче с этим. Помогала интуиция, свойственная только женщинам, мужчинам сложно находить эти компромиссы и договариваться.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле