Завтра в Архангельске+3°CСеверодвинске+3°CОнеге+5°CВельске+5°CМирном+2°CШенкурске+2°CЯренске0°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,понедельник, 13.05.2024 05:56

С адом за фасадом

01.09.2023 19:00
В июле архангельские СМИ объявили о значимом культурном событии — долгожданном «ремонте» в музее ИЗО. Так ли всё безупречно в святилищах культуры? Увы…

Специальный корреспондент ИА «Эхо СЕВЕРА» расследовал пугающие подробности настоящей жизни Музейного объединения Архангельска.

Как правильно понимать регулярные «ремонты» в музее ИЗО? «Мы ждали этого с 1975 года», — такими словами начинается объявление о ремонте музея ИЗО, выложенное в официальной группе «ВК» архангельского Музейного объединения. Запись датирована седьмым июля.

И уже на этом месте начинается лажа: 29 января 2021 года местное госТВ в очередной раз сообщало о «большом ремонте» в многострадальном здании, после которого «залы музея ИЗО выглядели как с иголочки» (стилистическая ущербность этой формулировки, видимо, призвана подчеркнуть качество ремонта).

Впрочем, тогда в музее практически ничего не изменилось. А вот на этот раз музейщики обещают, что на объекте проведут намного более значительные работы, будет изменён даже цвет стен — с белого на серый. В музей завезут ещё и некое «современное выставочное и мультимедийное оборудование» (что это конкретно и сколько оно стоит — об этом информации в открытом доступе нет).

Музей ИЗО, говоря откровенно, нуждается в экспозиционном ремонте во вторую, а то и в третью очередь. Главное, чего не хватает этому музею, — непосредственно интересных картин и научных сотрудников, способных интеллектуально и живо говорить и писать об искусстве, нетривиально проводить экскурсии и организовывать современные культмассовые мероприятия.

В Архангельске на сегодня таких людей просто нет.

Про искусство в городе никто ничего не говорит и не пишет. Ни одно региональное издание не ведёт постоянную рубрику с освещением культурной жизни, а в музеях попросту не хватает квалифицированных кадров.

В общем, два «грандиозных» ремонта в одном мёртвом музее за пару лет — откровенный перебор. Нельзя при любом удобном случае начинать необоснованный ремонт и каждый раз выдавать его за «грандиозное преображение». Глядя на этот фарс, невольно задумаешься: уж не осваивает ли кто-нибудь бюджет?

Сайт госзакупок, кстати, говорит, что в июне 2023 года на ремонт музея ИЗО было выделено 6 972 052 рубля.

Между тем за последствия наводнения в фондах музея ИЗО, о котором мы писали ещё в 2016 году, никто так и не ответил, а информации о состоянии бесценных икон и книг в открытом доступе найти нельзя, как и данных о том, где они находятся сейчас. 

Из Министерства культуры специально для «Эхо СЕВЕРА» сообщают, что все экспонаты удалось отреставрировать, они выставляются в музеях, однако увидеть их в данный момент нельзя — выставочные залы с ними закрыты на ремонт. Минкульт также озвучил нам сумму, за которую якобы смогли привести в порядок десятки икон и книг: в 2017 году из областного бюджета на это выделили 1 485 385 рублей. По мнению экспертов, таких денег едва хватило бы на реставрацию даже одной иконы.

А вот посещение музея «Дом Плотниковой» вообще опасно для жизни.

Бесконечные «ремонты» стали частью жизни не только музея ИЗО, но и усадьбы Плотниковой — жёлтого особняка напротив Дворца пионеров.

Только в случае с ним ремонту подвергается лишь фасад — его обновляют даже сейчас, подкрашивают все трещинки десятым слоем штукатурки и краски. В то время как изнутри музей представляет настоящую опасность, о которой никто и никогда не говорит.

Проблем в доме Плотниковой много. Во-первых, это опасность обрушения потолков. Сложнее всего дела обстоят со вторым этажом здания — весной и осенью там протекает крыша, из-за чего картины регулярно изымаются из залов, а на их месте появляются таблички, гласящие, что холст отправлен на реставрацию.

Остаётся только догадываться, по каким причинам.

Во время очередного потопа не так давно пострадал шедевр кисти Крамского. Однако пострадать могут не только предметы искусства: из-за постоянных протечек с потолка осыпается штукатурка и покрывается трещинами тяжёлая гипсовая лепнина, которая при падении способна нанести существенный вред здоровью человека.

Огромные трещины ползут по стенам и потолкам даже в кабинетах музейных сотрудников.

Корреспондент ИА «Эхо СЕВЕРА» проник в закрытые помещения музея и убедился, что музейное руководство не заботится в том числе и о безопасности собственных подчинённых.

Итак, дом Плотниковой находится под постоянной угрозой затопления, бесценные произведения искусства портятся, штукатурка осыпается на пол, а гипсовая лепнина норовит кого-нибудь похоронить. Ярче всего все эти проблемы видны в зале русского пейзажа. Одна из смотрительниц поделилась, что дыры в крыше музея появляются во время уборки снега: кто-то просто портит её лопатами и другими инструментами.

Другая беда музея — «плывущие» стены. В «зале царей» можно увидеть, что стены расположены под наклоном, углы помещения кривые. Это можно понять и по покосившимся печам. Музей буквально медленно уходит под землю. Штукатурка в нём осыпается не только из-за затоплений, но и из-за того, что здание мало-помалу накреняется.

Ещё одно свидетельство тому — пугающие трещины в стенах на первом этаже. Музею объективно нужно укрепление фундамента, нужен полноценный капремонт, но дирекция предпочитает делать вид, что здание вовсе не кривое, и занимается ремонтом фасада. Ситуация напоминает фильм Юрия Быкова «Дурак».

Третья проблема музея — неадекват. Единственная мера, применяемая к поддержанию порядка в разваливающемся здании, — бумажные полоски. Эти отметины называются «маячками» — если такая бумажка порвётся, значит, трещина в стене расширяется. А если не расширяется — ну, пусть будет, зачем её ремонтировать?

Музейное руководство соблюдает все формальности, но страшно подумать, что эти люди когда-нибудь будут ответственны за здоровье других. Мы пытались четыре раза выйти на связь с руководством. Узнали все номера, звонили, но каждый вызов скидывался.

Главный человек музейной жизни Архангельска — Майя Миткевич. Она не молода и потому не общается с критично настроенными журналистами и игнорирует буквально любую информацию, которая ей не нравится. Миткевич на данный момент находится в отпуске и не выходит на связь.

Что говорят о ситуации в Министерстве культуры?

Зимой музей посетили представители Минкульта. Прибыв на место, они участливо кивали, с понимающим видом фотографировали все бедствия музея, артистично выражали возмущение ситуацией и готовность помочь музею в ближайшее время. После того визита о себе чиновники ничем не напомнили.

ИА «Эхо СЕВЕРА» направило в министерство несколько вопросов о состоянии дома Плотниковой и планах насчёт ремонта здания. Пока министр сочинял ответ, по всем музеям Архангельска разлетелся некий «приказ» сверху, запрещающий музейным сотрудникам общаться с журналистами и даже высказываться в «личных коммуникациях» о месте своей работы в критическом ключе. Мы сразу же написали об этом.

Спустя неделю помощник министра Светловой Владимир Анисимов прислал свой ответ. Процитируем наиболее издевательскую выдержку оттуда:

«Полный комплекс научно-проектной документации, включая требуемые масштабные археологические исследования, геологические изыскания, выработку проектных решений, разработку смет, прохождение историко-культурной и строительной экспертизы потребует около 2-х лет. После чего будет подготовлена заявка на финансирование реставрационных работ. Выделение денежных средств и начало комплексной реставрации объекта возможно не ранее 2026 года».

Конец цитаты. 

Анисимов также сообщил, что Минкульт заплатил фирме «Архстройэкспертиза» за составление «научно-проектной документации» для реставрации музея.

Напомним, что косметические ремонтные работы проводились в доме Плотниковой и в 2019, и в 2020–2021 годах.

Кому выгодны «ремонты» фасада дома Плотниковой?

Косметический ремонт музея Плотниковой финансируется частными лицами. 21 июня 2023 года некто пожертвовал музею 7 296 633 рубля — в открытых источниках информации о том, кто это сделал, нет.

Короче, выводы пора делать. Но они печальные. Ещё чуть-чуть, и придётся попрощаться с лучшим музея Архангельска.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле