Завтра в Архангельске−11°CСеверодвинске−11°CОнеге−10°CВельске−11°CМирном−10°CШенкурске−10°CЯренске−16°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,понедельник, 05.02.2024 10:38

Победа не снимает ответственности

01.10.2023 15:03
Рецензия на фильм «Голда: Судный день» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Гай Наттив

В ролях: Хелен Миррен, Зед Джозеф, Клодетт Уильямс.

Премьера в РФ 7 сентября 2023 года.

Новый фильм «Голда: Судный день» — пример точного названия. Зритель с порога знает, что идёт смотреть на Голду Меир во время войны Судного дня и создатели не обманывают ожидания и показывают самые тяжелые 19 дней за всю историю современного Израиля.

«Голда: Судный день» — очередной «кабинетный байопик», то есть лента об известном политике во время исторических событий. Как правило, в таких фильмах не бывает экшена, а напряжение создаётся за счет атмосферы на совещаниях и пафосных речей перед телекамерами.

Ярчайшие представители жанра — «Власть» об американском вице-президенте Дике Чейни или «Темные времена» о Черчилле в начале Второй Мировой. Киноистория о 4 премьер-министре Израиля не отходит от канона и концентрирует своё внимание исключительно на Меир и её ближайшем окружении.

Признаком того, что авторы справились со своей задачей, является богатое звуковое оформление. Фильм можно слушать с закрытыми глазами, не боясь упустить чего-нибудь важного. Впрочем, воспринимать этот байопик, как подкаст не стоит. Вторая половина успеха держится на игре актеров. Они часто театральничают и слишком сильно заламывают руки, но на фоне описываемых событий переигрывания кажутся органичными.

Хелен Миррен — солнце всей картины. Повествование должно было держаться только на ней и актриса достойно справилась с поставленной задачей. Её персонаж легко переключается между еврейской железной леди и усталой пожилой женщины, насквозь больной и прибитой грузом ответственности.

Первые же сцены дают понять, что Голда борется с раком, проходит химиотерапию, которая даётся ей очень непросто. Сразу после сцен курения в больничной палате камера улетает в 1974 год и премьер-министр предстает перед ней на скамье подсудимых. Она должна разъяснить комиссии Аграната, чем были вызваны её решения в первые часы войны. Если этот орган сочтёт действия Меир необдуманными, то главу государства ждёт суд и наказание.

Сделав акцент на этом заседании, создатели, вероятно, хотели развенчать мнение об авторитаризме Голды Меир. Судить главу страны-победительницы за слишком дорогую победу — сильный ход, но дальше по фильму премьер-министр ведёт себя, как лидер, чьи решения является единственно-верными, хоть и не всегда оправданными.

К примеру, в первый день войны Голда отдаёт управление войсками Министерству обороны, заявляя, что она — гражданский политик, а боевыми действиями должны руководить профессионалы. Но через несколько минут именно она принимает решение пропустить сирийскую армию вглубь израильской территории. Она же дает добро на начало операции в Суэцком канале.

На протяжении всего фильма фоном звучат разрывы, пулеметные очереди и крики солдат. Этими вьетнамскими флэшбеками нам дают понять, что Меир каждую минуту думает о судьбах своих солдат. Потери личного состава доводят главу государства до панических атак, которые она умело скрывает.

Второго человека в Израиле, народного героя и старого солдата — Моше Даяна — как будто специально сделали антиподом Голды Меир. Он паникует, готов уйти в отставку и первую половину фильма самой частой его репликой будет, — «Всё пропало». Фильм взваливает всю ответственность за первые дни войны только на премьер-министра, хотя именно Даян до последнего момента оттягивал мобилизацию и старался договориться с арабскими странами.

Из фильма невозможно понять политическую роль министра обороны. В этом кино он — не оппозиция Меир, а верный соратник, практически лакей, что на самом деле, конечно, было не так.

Остальные члены правительства того времени не раскрыты вовсе, но и фильм называется «Голда», а не «Бригадный генерал Бени Пелед».

Удивил и хронометраж картины. Обычно, фильмы этого жанра идут часа 3, но здесь создатели уложились меньше, чем в 2 часа. Все ключевые события проходят за несколько минут экранного времени и основной фокус сосредоточен на осознании ответственности за решения политиков.

Тем, кто не в курсе, что такое война за независимость Израиля, 6-дневная война, и война Судного дня, будет очень тяжело понять, чего все так напряжены и как евреи так быстро перешли из обороны в наступление.

Ленте очень не хватает экспозиции. В начальном титре зрителю сообщают, что в 1973 году Израиль поплатился за своё высокомерие, но чем оно было вызвано фильм не сообщает. Хорошо, что «Голда: Судный день» уважает исторические знания зрителей, но, судя по отзывам, многим не хватило объяснений того, что происходит на экране.

Не хватило и кадров войны. Да, каждый раз, когда Меир закрывает глаза, она видит кадры хроники, слышит крики солдат, постоянно записывает в блокнот цифры потерь, но человек в кинотеатре — не премьер-министр Израиля, весь ужас первого дня плохо доходит через обрывочные сообщения по рации, которые транслируют в генштабе.

Самим боям уделено буквально секунд 10 и из-за этого не осознаётся масштаба победы, а ведь в 1973-м маленькая страна отбилась от армий трех государств, наступающих с двух сторон, всего через 2 недели перенеся войну на их территорию.

Из этого вытекает еще одна проблема: для политической драмы война Судного дня подходит куда хуже, чем 6-дневная война. С точки зрения драматургии, конфликт в 73-м слишком однозначный: превосходящие силы противника напали первыми, а героический еврейский народ отстоял страну.

С другой стороны, в 1967-м неоднозначных решений израильского правительства было куда больше. Было бы гораздо интересней наблюдать, как авторы попытаются оправдать превентивный удар и как на этот ход реагируют в США и СССР, можно было бы раскрыть проблему еврейского национализма, сформировавшегося на фоне той победы и закончить рассуждениями на тему «Лучшая защита — нападение». Да, фильм был бы не про Голду Меир, но социальной значимости было бы больше.

Впрочем, «Голда: Судный день» неплох и так. Голда Меир показана в первую очередь настоящей женщиной. Чего стоит сцена приглашения Генри Киссинджера на тарелочку борща или сбор генштаба у телевизора под кексик, который премьер-министр испекла сама, стоя в фартуке у плиты.

Сцены общения Меир с госсекретарем США Киссинджером заставляют по-доброму улыбаться. Старушка Голда то неприкрыто заигрывает с американцем, то строит ему жалостливые глазки котика, но в следующем звонке открыто угрожает вырезать всех пленных сирийцев, если ей не пойдут на уступки. Роковая леди, одним словом.

Фильм наполнен политикой, но выводы не учат зрителя жизни. Создатели не осуждают коалицию арабских стран, немного винят Израиль в утрате бдительности, почти не концентрируются на человеческих трагедиях. Вместо этого регулярно показывают, как за холодными решениями властителей следуют человеческие эмоции.

«Голда» рисует образ идеального лидера: премьер-министр ошибается, но способна публично покаяться и найти верный выход из ситуации, она тяжело больна, но имеет волю приказать отстранить себя при малейших признаках деменции, она — главная начальница, но несёт уголовную ответственность перед парламентом. Лишь раз за фильм Голда Меир соврёт на камеру, но в дальнейшем на это останавливаться не будут.

Режиссер также отметил, что для него было важно «проникнуть под кожу» Голде Меир, рассказать не столько о происходивших событиях, а о реакции и чувствах железной леди Израиля:

— Я хотел разобраться, кем была эта женщина, особенно во время войны. В результате фильм сосредоточен преимущественно на Голде, поскольку она разрывается между своей политической деятельностью и борьбой с раком лимфатической системы, который убьет ее пять лет спустя. Я думаю, что многие люди не знали, что она была больна, не знали о физических мучениях, через которые она прошла. В ее теле происходила такая же война, как и в душе.

18+

Александр Губкин.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле