Режиссер: Светлана Дружинина.
В ролях: Ольга Машная, Дмитрий Харатьян, Анна Семенович, Александр Домогаров, Михаил Боярский, Александр Лазарев, Кристина Орбакайте, Александр Панкратов-Чёрный, Анастасия Макеева, Всеволод Шиловский.
Премьера 5 октября 2023 года.
Бывают хорошие или плохие фильмы, а бывают российские ремейки советской классики. Это отдельный жанр кинематографа, все представители которого — либо дерьмо, либо дерьмо полное. Абсолютно всегда в них нет никакого уважения к оригиналу и к зрителю и каждый раз их снимают только ради желания срубить копеечку на известном названии.
В последнее время поток ремейков иссяк и появилась надежда, что навсегда, но тут на экраны вышли «Гардемарины 1787. Мир» и в самом скором времени нас ждут «Гардемарины 1787. Война». Хотелось бы, конечно, написать, что новые «Гардемарины» — исключение из правил, но кого мы пытаемся обмануть?
Изначально планировался всего один фильм, но, чтобы растянуть удовольствие, режиссер Дружинина решила разделить ленту, ведь оригинал тоже был многосерийным. При просмотре складывается ощущение, что снимали именно телесериал, но в итоге скромность взяла верх и несколько серий сократили до двух фильмов. Повествование очень рваное, поскольку первую часть явно резали и склеивали из нескольких серий.
Включив данное кино, готовьтесь, что рука потянется к лицу с первых же кадров, ведь императрицу Екатерину II играет Кристина Орбакайте и играет она юродствующую провинциальную женщину, которую пустили в высшее общество: излишне манерничает и заламывает руки, говоря с постоянным придыханием.
У неё похитили сына, которого царица нагуляла на стороне. Она обращается за помощью к своему фавориту — князю Оленеву, который когда‑то поклялся быть ей верным во всем. Поскольку миссия по спасению монаршего отпрыска — дело непростое, Оленев берет в помощники друзей-гардемаринов. Один них готовится уйти в монастырь, а второй — разжалован из офицеров в матросы за пьяный дебош.
Бастард Екатерины на протяжении всего фильма так и остается чем-то вроде сюжетного артефакта. Он запускает повествование, все за ним охотятся, но на экране его практически не будет. Похитители хотят использовать его в политических целях, продав сына императрицы туркам, которые за голову высокородного русского вернут себе взад Крым или просто попросить скромный выкуп у царицы (всего 30 000 рублей) — фильм мотивы турков так толком и не объяснит.
Главный антагонист «Гардемаринов 1787» является в то же время и главным его сюрпризом: это французский дипломат-шпион шевалье Серж де Брильи в исполнении Боярского. Да, по новому канону де Брильи не умер: его выходили «сердобольные русские бабы» и французский шпион снова отказался в стою.
Боярский тут играет жуткого сексиста. Его помощницу женского пола его герой шпыняет в хвост и в гриву, каждую реплику сопровождая оскорблением в её сторону. В какой-то момент даже становится жалко несчастную героиню, которой непонятно за что приходится выслушивать потоки гадостей и это при том, что в первом фильме она не успела сделать ничего плохого.
Похоже, такая роль досталась актрисе Анастасии Макеевой из-за личных обстоятельств. СМИ пишут, что режиссер «Гардемаринов» Дружинина на премьере фильма грубо толкнула артистку, а после отказалась совместно с ней фотографироваться. Её персонажу даже имени не дали. На протяжении всего фильма к ней обращаются «Эй, ты», а в титрах героиня Макеевой записана, как «Роковая дама». Действительно, на экране помощница де Бильи одевается довольно экстравагантно, но в остальном её поведение никак не походит под имя «Роковая дама».
Остальные герои тоже не похожи сами на себя из оригинала. Смотря новых «Гардемаринов», складывается ощущение, что на площадке никто не хотел играть: все реплики произносятся с каким-то слишком натужным пафосом. Да, раньше тоже не стеснялись добавлять театральности, но настолько вычурно ещё никто не играл. Персонажи выглядят не как мадам и месье из XVIII века, а как ряженые пародисты с Дворцовой площади.
Видно, что всем актерам очень неловко в их сюртуках, а сшить их по размеру костюмеры, похоже, не потрудились. Сами костюмы, похоже, позаимствованы из заштатного театра, ибо для столичных выглядят слишком дёшево. Может показаться придиркой, но глаз без труда различает кожзам и блестящую ткань вместо металла. О какой-либо историчности нарядов и декораций речи вообще не идет.
В этой связи державные речи, произносимые актерами из провинциального ТЮЗа, звучат просто забавно. Фраза «Русские своих не бросают» произносится несколько раз за фильм и с таким придыханием, что веры в искренность сказанного не остается вовсе. Вообще, в фильме уж слишком много современной политической повестки. Тут и злобный Запад, и противоречия из-за Крыма, и взывания к народному подъему. Похоже, что все эти темы были прописаны исключительно ради удовлетворения цензоров и надежды на продвижение ленты ввиду её особой «общественной важности».
Оригинальные «Гардемарины» славились своими трюками и песнями, которые каждый зритель помнит до сих пор. Авторы продолжения это отметили и просто перепели все оригинальные композиции, не добавив ничего нового. Зачем было перепевать — непонятно. Старческие голоса из продолжения не идут ни в какое сравнение с изначальными версиями.
На каскадерах тоже сэкономили. Все прыжки полеты и падения выполнены либо с помощью плохо нарисованной графики, либо с помощью тросов и это тоже замечаешь без туда.
Если на этот фильм и стоит идти, то только ради наполнения своего сердца ненавистью. Ничего более новый ремейк подарить не способен. Не спасают ни старые актеры, ни старые песни, ни ностальгия. А впереди ведь ещё вторая часть и делить один фильм пополам было ошибкой: кто заплатит деньги за сиквел после просмотра первой части?
12+
Александр Губкин.



