Режиссер: Кристиан Карион
В ролях: Дайан Крюгер, Бенно Фюрман, Гийом Кане и другие.
Премьера 16 мая 2005 года.
Новый год у нас и Рождество у «них» — это праздники про семейное единение, добрые чудеса и всеобщую радость. Тем не менее, сейчас и во все времена до был определенный круг лиц, вынужденный встречать главный праздник в году в окопах. Новогодние мероприятия в боевых условиях описаны во множествах книг, но в кино практически не появляются.
«Мирных» новогодних и рождественских фильмов десятки тысяч, а вот топы военных фильмов про ёлочки, подарки и Деда Мороза в погонах не дотягивают и до десятки. И, само собой, венчает все подобные рейтинги лента «Счастливого рождества».
В 2000-х по всему миру внезапно проснулся интерес к Первой Мировой и деятели культуры по всему миру приложили массу усилий, чтобы эту войну перестали именовать забытой. Среднестатистический зритель получил мощный образ того конфликта: чавкающие окопы, горы трупов в серой зоне, антисанитария, крысы и вечная трясучка от непрекращающихся артобстрелов.
Снимать глянцевую картинку по ПМВ — значит пойти против канонов жанра, да и зритель вряд ли поверит, что солдаты на границе Германии и Франции могли выглядеть чище, чем опустошители выгребных ям. И подобные штампы уж никак не ложатся на штампы рождественские, где все должны улыбаться, обниматься и, если и ссориться, то строго мириться до полуночи.
Тем не менее, у француза Кристиана Кариона получилось очень пацифистское и объединяющее кино в декорациях одной из самых жестоких войн в истории человечества.
Фильм начинается с демонстрации школьных классов во Франции, в Шотландии и в Германии. Первоклашки читают стихотворения о величии своей страны и ненависти к соседу. Маленький французский школьник ненавидит ровесника из германии, немец англичанина и по кругу. Зритель же понимает, что ни один из детей не то что не может иметь реальной ненависти к гражданину другой страны, он этих немцев и англичан в глаза не видел. Однако через каких-то 10 лет выросший пионер возьмет винтовку в руки и пойдет убивать не только врагов своей нации, но и врагов личных.
Так и вышло. Как мы знаем, в первые месяцы Первой Мировой от добровольцев не было отбоя во всех странах-участницах. Оказывается, людям очень нравилось представлять себя гражданами величайших империй, а соседей варварами, которых нужно срочно поставить на место. Проблема появилась позже, когда тысячи энтузиастов быстро кончились и к зиме 1914 война на западном фронте перешла в окопную стадию.
Камера переносится в сочельник 1914 года на какой-то неважный участок франко-германского фронта. С одной стороны мерзнут и развлекаются с крысами немцы, с другой — покрываются вшами французы и шотландцы. Между окопами не больше сотни футов, но преодолеть их — непосильная задача. Каждый метр простреливается, а любая попытка штурма пресекается артиллерией. Картину дополняют трупы, заботливо присыпанные рождественским снежком.
Солдаты трех сторон прекрасно слышат, о чем переговариваются соседи и постепенно понимают, что рядом не пожиратели младенцев, а точно такие же люди, но, с другой стороны, культурные различия даже между союзниками слишком велики для полноценного контакта, что уж говорить о противнике.
Невидимую стену между траншеями пробивают, как ни странно, немцы. Оперный певец, поневоле ставший солдатом, решает устроить концерт для сослуживцев. Его пение трогает сердца всех, кто может это услышать, певцу волынками отвечают шотландцы, а потом и французы. По старой памяти командиры пытаются пресечь подобные выходки, но все настолько устали от войны и хотят хоть минутку передохнуть от постоянного напряжения, что устраивают трехстороннюю встречу и договариваются до утра огонь друг по другу не открывать.
Обрадованные этой новостью солдаты выпрыгивают из окопов и бегут брататься с теми, кого еще вчера пристрелили бы без задней мысли. Простые немцы, шотландцы и французы обмениваются подарками, рассказывают про женщин из своих краев, находят приятелей и внезапно выясняют, что больше не знают, за что воюют. Против каждого из них сражаются такие же фермеры, рабочие и простые парни из неблагополучных кварталов Берлина, Парижа или Эдинбурга. Им всем главное, чтобы их дом был цел, да живы родные, а в глобальном плане им делить нечего.
Перемирие продолжается и на следующее утро. Даже самые бравые вояки не могут продолжать стрелять в тех, кто вчера подарил им трубку или разделил чашку шнапса. Доходит до того, что сначала одни, а потом и другие приглашают оппонента переждать артобстрелы в своих окопах.
Само собой, такое самоуправство не могло длиться вечно. До командования доходят слухи о братаниях солдат и офицеры обеих сторон делают всё, чтобы подобного не повторилось. Три непокорные роты расформировывают, солдат перетасовывают в другие подразделения, а командиров ждет более суровое наказание.
У фильма не могло быть счастливого финала. Зритель понимает, что впереди еще 5 лет жестокой войны и маховик насилия только начал раскручиваться.
Отметим, что братания на европейских фронтах в начале Первой Мировой — это реальный факт, как и рождественское перемирие 1914 года. Тогда выяснилось, что всепроникающая пропаганда с обеих сторон ничего не смогла противопоставить общечеловеческим ценностям, но те события нам сейчас кажутся актом гуманизма, а в те времена солдат клеймили предателями, расстреливали за неповиновение и сделали всё, чтобы несанкционированных перемирий больше не случалось.
Воюющие государства добились своих целей. Усиленной «окопной» пропагандой, репрессиями и разгонкой ненависти к врагу у них получилось ликвидировать братания до самого конца войны. Ненависть к немцам у простого англичанина или француза продержалась до 70-х годов прошлого века (во многом, заслуженная), а ненависть немцев ко всему миру вылилась во второй конфликт мирового масштаба, куда более жестокий, чем война 1914–1919 годов.
Фильм «Счастливого рождества» простыми приемами напоминает европейцам, что все они — братья и о том, что часто для прекращения конфликта нужно дать оппоненту всего один шанс. И само собой, данная лента о силе настоящего искусства, которое вне политики и неспособно разобщать людей.
Да, сегодня «Счастливого рождества» кажется дико попсовым фильмом с театральной войной, где нет места кишкам, развешанным на деревьях вместо гирлянд и стертым с лица Земли городам, но подобные ужасы реальных боёв такому фильму и не нужны, а вот идеи о мире и равенстве не помешают во все времена.
12+
Александр Губкин