В середине декабря 2023 года редакция ИА «Эхо СЕВЕРА» опубликовала интервью с архангелогородцем Николаем Сутягиным, нашим земляком, прославившим столицу Поморья на весь мир.
Подробности читайте в материале «Лепота земли архангельской».
Творение Николая Сутягина — легендарная постройка высотой с 13-тиэтажный дом — один из символов перестройки. Именно он стал визитной карточкой Архангельска в те непростые годы. Для многих сутягинский небоскрёб олицетворял чудо и помогал им верить в то, что нет ничего невозможного.
Но, как часто случается в подобных историях, у благих дел возникают недоброжелатели. Эти люди словно коршуны кружат над головами и в любой момент готовы растрепать жертву в пух и прах. В случае с Николаем Сутягиным произошло нечто подобное — его дом не давал покоя группе архитекторов, мечтавших приписать его славу себе.
В погоне за известностью эти люди нарушили все мыслимые и немыслимые рамки, сумели при помощи своего влияния не просто уничтожить знаменитое строение, но и лишить Архангельск права на самобытность.
Спустя годы изображение с домом Сутягина можно встретить на сувенирной продукции, про него снимают фильмы, пишут статьи, о нём говорят, делятся слухами. Он живее всех живых. А где теперь эти мерзавцы?
Подонкам, уничтожившим дом в Кемском посёлке, лучше всего ответить знаменитой репликой профессора Воланда из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Рукописи не горят». Символы, к слову, тоже.
Продолжим.
— Помню, как однажды ко мне пришла группу заинтересованных лиц. Сразу стало понятно, что намерения у них недобрые — господа потребовали заплатить им 30% от стоимости дома. Тогда они представляли интересы одной фирмы, занимающейся архитектурными проектами.
Было очевидно, что они мечтали присвоить всю славу себе, уже по построенному дому подготовив свой проект.
В общем, на тот момент сумма составляла 1 миллион евро. Мне было сказано, если деньги не дам, то дом признают самовольной постройкой и очень скоро он будет снесён. Я отказался. И тут началось, — вспоминает Николай Сутягин.
Со слов Николая, эти граждане обладали определённым весом и возможностями, что позволило им внести сведения в документы, указывающие на отсутствие права у Сутягина владеть землёй, где располагалось его детище.
Неправомерный поступок помог негодяем зацепиться за ниточку — Николаю стали прилетать претензии, что дом им был построен незаконно.
Через некоторое время к нему пришли с проверкой, но, как выяснилось позже, с товарищами-вымогателями она сама сыграла злую штуку: инспекция Госстройнадзора нарушений не обнаружила, что подтверждают документы, которые журналистам любезно показывал Николай Сутягин.
Здесь следует дать пояснение: Николай сохранил огромное количество документов с тех времён — это постановления надзорных органов, кадастровые паспорта, обращения в различные структуры, полученные ответы и много-много всего.
Если в настоящее время кто-то из соответствующих надзорных и правоохранительных органов заинтересуются интригами тех времён, то Николай с удовольствием предоставит всю необходимую документацию и в красках, с толком, с чувством, с расстановкой изобличит подонков, лишивших Архангельскую область одного из её символов.
— Я неоднократно обращал внимание всех интересантов, пытавшихся меня тогда потопить, на то, что это не 13-этажный дом! Он задумывался и был построен, как ДВУХЭТАЖНЫЙ! А башни являются оформлением здания. У них высота 13-этажного дома? Да, согласен! Но этажа всего два. А у нас разрешено трёхэтажное деревянное строительство.
Никаких законов я не нарушил, и этим сеньорам с данной стороны ко мне было не подкопаться. Но сами понимаете, как в те годы решали связи.
Судите сами, на каком основание мне тогда предъявляли, что земля не моя? Налог на неё я платил исправно, что подтверждено в документах. Короче говоря, это был беспредел, — в эмоциях отметил Николай.
Вскоре за одной бедой пришла другая.
В разговоре с нами Николай Сутягин рассказал историю, как его подставили собственные сотрудники, которые были подкуплены влиятельными гражданами. Цель была очевидна — упаковать строителя в тюрьму. Суд приговорил бизнесмена к четырём годам лишения свободы. Николай отсидел два и вышел по амнистии в 2012 году.
Борьба за дом продолжилась.
— Для того, чтобы они сумели снести строение преступным путём, я не должен был находиться в суде, иначе бы мною были просто показаны все соответствующие документы, подтверждающие мою правоту. Ну, а чтобы меня там не было, я не должен был расписываться в повестке. Как они поступили?
Мне позвонили и сказали о назначении даты судебного разбирательства. Я ответил, что в таком случае, если это правда, жду повестку, где оставлю свой автограф.
В итоге суд состоялся без меня. Решение о сносе было направлено судебным приставам, которые со мной никак не связались.
В решении было указано, что здание построено с нарушениями. Но тогда весь смысл процесса противоречил указу президента, который запрещал контролирующим органам предъявлять претензии собственникам здания, пока оно не будет сдано. А дом мой сдан не был.
Тут важно отметить, что при частном строительстве не нужна проектно-сметная документация. Необходимо лишь иметь разрешение на строительство, — продолжил рассказ Николай Сутягин.
Проще говоря, ещё до начала судебных разбирательств Николай получил ответ от Госстройнадзора, что закон при строительстве дома он не нарушил. Однако его оппонентов это не остановило, и они сумели довести дело до суда, где сам Сутягин не присутствовал, хотя очень этого жаждал.
Что делать в такой ситуации? Николай попытался найти справедливости в суде, но и там влияние противоборствующих ему господ оказалось выше.
В 2007 году мэрия Архангельска обратилась в Соломбальский районный суд с иском, чтобы обязать именно Сутягина снести свой дом. Всё это время суды продолжались.
Примечательный факт: тогда одним из решений суд запретил сносить приставам дом — грубо говоря, им нельзя было вторгаться на территорию частной собственности. В конечном счёте право сноса осталось за Сутягиным. Сама же постройка была арестована.
Здесь тоже не обошлось без криминала — Сутягина сумели лишить нужных документов.
— Затем с меня потребовали взятку — 1 миллион 700 тысяч рублей. Если бы я заплатил, то мне бы вернули все документы на дом. На такие условия идти никакого желания не было, поэтому я обратился в прокуратуру, где указал, что с меня вымогают деньги. Не помогло.
Тогда эти господа объявили в СМИ, что суд вынес решение о сносе дома. Работы оценили в два с половиной миллиона рублей. Это чистой воды произвол. Никакого решения суда не было!
Негодяи сработали хитро, оповестив всех. Это позволило им ворваться в дом, а вскоре и снести его, — утверждает герой нашего рассказа.
Спустя годы Николай Сутягин продолжает настаивать на своей правоте: в интервью редакции ИА «Эхо СЕВЕРА» прославленный житель столицы Поморья изложил свою версию тех скандальных событий.
Николай Сутягин уверен, что его чудо-дом можно построить заново. Главное, чтобы подонки, устроившие тот беспредел, ответили перед законом и возместили причинённый ими ущерб.
Более того, в поисках правды он готов дойти до президента. Почему-то у нас нет сомнений, что человек с такой волей способен отстоять свою правоту.