Режиссер: Петр Буслов
В ролях: Владимир Вдовиченков, Андрей Мерзликин, Максим Коновалов, Сергей Горобченко и другие.
Премьера: 2 августа 2003 года.
К началу 2000-х большой и малый российский кинематограф давно поделили между собой истории про братву и про ментов. Интересно, что в случае с телесериалами и про тех, и про других снимали одни и те же люди, зачастую герои отличались только звездами: у одних на погонах, у других — на груди.
С какой стороны не посмотри, людям нравились и нравятся до сих пор истории про русскую мафию, нравится смотреть, как условный Саша Белый поднимается от простого гопника до влиятельного преступника, ворочающего политическими процессами целой страны.
Да, в финале той же «Бригады» наглядно показано, к чему приводит путь беззаконья, но до последней серии все действующие лица успели «пожить красиво» и стать примерами для миллионов молодых людей. Герои самого популярного сериала тех лет умерли, но, во многом, такая судьба настигла их из-за предательств близких, независящих от них обстоятельств и потери инстинкта самосохранения.
Зритель не хотел для себя финала Саши Белого, но хотел таких же друзей, такой же образ жизни и иметь такие же принципы.
Казалось, что тогда фокус творцов сместился на бандитов, пришедших к успеху, игнорируя судьбы тысяч простых пацанов, которые не пережили свой первый гоп-стоп и закончили свое существование на месте преступления или на нарах за украденную магнитолу.
Возможно, именно из-за смещения акцентов в сторону именно таких вот парней, дебют режиссера Петра Буслова «Бумер» обрел огромную народную любовь и почитаем до сих пор. Простая, но душевная история четверых братков зацепила россиян и многих по-прежнему не отпускает.
В год выхода фильма его облизывали так, что из 2024 года как-то неловко смотреть на попытки кинокритиков разглядеть в «Бумере» шекспировские мотивы и сравнения его с ранними работами Тарантино выглядят забавно. Может быть, что-то общее у этих произведений и есть, но Сова и лампочка тоже чем-то похожи — и то и другое являются символами знаний.
Дошло до того, что сам Буслов полюбил говорить в интервью, будто при съемках вдохновлялся «Однажды в Америке» итальянского мастера Серджо Леоне. Возможно, Димон Ошпаренный и Лапша де Ниро нашли бы общий язык, но верится в это с трудом.
Само собой, искать в «Бумере» высокое искусство может только истинный знаток мировой культуры, остальные же любят данное кино не за это. Кто-то всерьез ассоциирует себя с четверкой великовозрастных хулиганов, а кто-то просто веселится над стереотипными образами уличных пацанов. После появления мема «Димооооон» последних стало существенно больше и это хорошо.
Сюжет роуд-муви «Бумера» довольно типовой. На ровном месте четыре друга Кот, Килла, Рама и Ошпаренный попали в полную задницу и на краденом БМВ валят куда подальше от столицы нашей Родины. Сначала заканчиваются деньги, потом бензин, а после и здоровье. Каждое из этих обстоятельств приводит четверку в новую локацию и к новым вызовам.
Честные бандиты (популярный в те времена оксюморон) нарываются на нечестных ментов, как умеют взаимодействуют с дальнобойщиками (в их терминологии «лохами») и коллегами по опасному бизнесу, чувствуют на себе настоящую русскую магию и другие прелести долгой дороги по России.
К слову о магии. Некая высшая сила в «Бумере» — отдельный персонаж, наблюдать за действиями которого сегодня нельзя без смеха. Похоже, во вселенной фильма братва молится какому-то своему богу, который приглядывает за ними и жестоко карает всех, кто стоит у них на пути.
Посудите сами, нечестный милиционер, который, по сути, зарабатывает так же, как и главные герои фильма, лишается ноги в медвежьем капкане только за то, что посмел подкинуть наркотики пацанам. Дальнобои, которые решили, что хватит с них стелиться под братву либо умирают в стычке с четверкой, либо становятся участниками одной из самых страшных сцен фильма.
Дело в том, что один из водителей по кличке Сиплый сначала согласился «сотрудничать» с пацанами, получил сапогом под ребра в рамках «сотрудничества», а потом еще и влетел на пару сотен долларов только потому, что в той иерархии исключительно братки должны решать вопросы с братками, лохи должны платить и не задавать вопросов.
Заставив дальнобойщиков платить себе, а не другим таким же, главные герои уверились, будто спасли им жизнь, но благодарности не получили. Добравшись до своих, водители подняли бунт и едва не порешили всю четверку.
Братанский бог такого не прощает. За предательство Сиплого давит кабиной КамАЗа, он на всю жизнь остается прикованным к инвалидному креслу инвалидом, которого жена кормит с ложечки, а после при нем же сношается с соседом. Ад на Земле в чистом виде. А все почему? Не надо было пацанов кидать.
Положительные герои во вселенной «Бумера» — исключительно братва. Не важно, с какого ты города, если ты кидаешь пальцы, базаришь по фене и живешь по-пацански, то всегда можно договориться с такими же, пожать руки и с миром разъехаться.
Чего не отнять у фильма, так это колоритных образов. Сценарист, похоже, вообще не видел оттенков во время работы. Если нужен нечестный мент, то он будет максимально наглым, усатым, толстым прохиндеем, надо прописать деревенского пьянчужку — вот вам образ из палаты мер и весов в виде добродушного мужичка, который тратит каждый свободный полтинник на бутылочку. И все это показано так по-домашнему, каждый видел таких персонажей в реальной жизни и поэтому в них легко поверить и на экране.
Как можно понять из описания линий милиционера и дальнобойщика, «Бумер» — очень морализаторское кино. Есть тут и мораль для пацанов, которые засматривали этот фильм до дыр. Режиссер прямо говорит, что все эти уличные понты ведут либо в могилу, либо за решетку и, чтобы встать на эту развилку, не обязательно быть районным Аль Капоне.
Из-за чего герои решаются на рискованное ограбление сберкассы и почти в полном составе умирают? Потому что ранее двое из них повели себя, как настоящие пацаны, но при этом и как полные идиоты.
Сначала Ошпаренный на своем Мэрсе гонял по Москве, как настоящий пацан-король дороги. Пропускать лохов или ездить по «ментовским» ПДД — это неподобающее поведение для уважаемого человека. В итоге мы имеем разбитое лицо, телефон и лишение транспортного средства.
Другой пацанский пацан Килла позже оправдал свою кличку, застрелив того, кто посмел обидеть его друга. Казалось бы, успокойся, порешай вопросики и в случае неудачи маши стволом, но нет. Как гласит уличный кодекс: «За друзей и двор — стреляю в упор». Вот он и нажал курок. Итог: два друга в могиле, один сидит.
Фильм явно говорит, что со всей этой уличной романтикой пора завязывать, но иного пути не предлагает. Повторимся, никому, кроме братков, в «Бумере» подражать не хочется, ибо вокруг одни предатели и неудачники. Умирать за пару тысяч, конечно, тоже нет желания, но и жизнь второстепенных персонажей не прельщает.
Сейчас удивительно, как, пусть и качественный, но очень недорогой в производстве и наивный в своем посыле режиссерский дебют обрел такую гигантскую популярность в массах (в то время «Бумер» мог стать всего лишь очередным фильмом про братву), но народная любовь есть и это факт.
А что нужно делать, имея любовь аудитории? Правильно. Зарабатывать. Мало того, что после выхода фильма саундтрек от Шнура «Никого не жалко» стал всероссийским хитом и разлетелся на рингтоны каждого уважающего себя синефила, так еще и «Бумер» превратился в настоящую вселенную.
Есть ужасающая своим качеством компьютерная игра по фильму, позже умудрились склепать и не менее жуткую мобильную игру. Вдумайтесь, «Первый канал» заплатил Гоблину Пучкову много денег, чтобы тот сделал смешной перевод «Бумера» и показывал в прайм-тайм комедию «Антибумер» с той самой озвучкой от Дим Юрича.
Из такой популярности не мог не родиться второй фильм, который снят лучше первого, сюжет — не набор новелл про гопников-переростков, наоборот, главные герои ведут себя довольно зрело и рассудительно, но… «Бумер 2» стал последним. Из второй части ушел кураж и атмосфера дружеской беседы, где зритель был пятым участником.
Отношения отцов и детей не зашли целевой аудитории, которая зачастую либо своих отпрысков бросает, либо не имеет вовсе. Из всей четверки оставили одного Кота и сделать из него Сашу Белого не получилось.
Фильм не разлетелся на цитаты и мемы, не получился таким продолжением, которого хотели фанаты первой части. После сногсшибательного успеха оригинального «Бумера», второй не взлетел и так и остался в тени, похоронив интерес Петра Буслова к бандитской теме.
18+
Александр Губкин