Открытие выставки в минувшую субботу началось в 17:00, и уже буквально через считанные минуты выставочный зал был заполнен рекордным за пять лет количеством посетителей. По общим подсчётам, более 400 человек пришли на открытие экспозиции. В зале образовалась чуть ли не давка из ценителей провинциального творчества. На улице негде было припарковать авто, а очередь у дверей стремительно росла.
Вход был платным, но его стоимость фиксировалось за чисто символическую цену — 100 рублей.
Для экспозиции комиссией были отобраны 100 художников, которые представили более 180 своих работ в самых разнообразных жанрах: живопись, портреты, пейзажи, абстракция, скульптура, декоративно-прикладное и народное творчество.
Акцент самой выставки строится именно на северном народном творчестве. Здесь присутствовала масса всевозможной утвари и прочих предметов традиционного обихода: корзины из бересты, глиняные горшки, керамические сосуды, чаши, глазурные приборы для столования, шерстяные рубахи-поморки. Все это выглядит вполне аутентично поморской эстетике.
Речи спикеров были достаточно банальными и для большинства явно не представляли какого-либо интереса. В основном это повторяющиеся презентационные слова, слова благодарности и пожелания новых творческих идей и замыслов.
Но особенно доброй наивностью отличилась речь Ольги Кулешовой: она высказала множество пафосных слов, практически не имеющих к выставке совершенно никакого отношения. «Исторический контекст», «нерв времени», «нестандартность», «оригинальность» — всё это касалось работ по большей части самых заурядных. Начиная от странных абстракций Виктора Воробьёва «Всепоглощающее чёрное» и «Исчезающее возникновение», которые не выражают собой абсолютно ничего (просто кляузы посерди холста) и заканчивая милым подражанием импрессионизму Рашида Сагадеева.
Но была в словах эксперта и доля истины, а именно: «…Мы надеемся, что будет много людей, которые увидят этот сон архангельских художников» — и людей было действительно много. И все они увидели сон архангельских художников.
Были приглашены репортёры федеральных каналов, приехала замминистра Бакшеева — и ради чего?! Народ, собравшийся на мероприятии, практически не слушал выступающих, и бедным замминистра и главному эксперту приходилось буквально надрываться, чтобы их услышали через мощную аудиоаппаратуру.
В результате суетливой попытки распиарить открытие ежегодной выставки напустили такое количество людей, что экспонатов было просто не видно от слова совсем. За оригинальный способ спрятать отсутствие художественных достижений от замминистра — безусловно, плюс.
Если говорить о посетителях, то можно предположить, что люди пришли не на открытие художественной выставки, а на толкучку. Шум, возня, колхозный внешний вид многих и амбре изрядно надушенных посетителей, бесконечные рюкзаки при таком столпотворении воздают невозможность нахождения в помещении более десяти минут. Но надо честно признать, что эта проблема повсеместна: «Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Лувр» и прочие галереи и музеи по всему миру изнывают от неконтролируемого числа посетителей. Было бы очень прогрессивной и правильной попыткой начать фейс-контроль и контроль численности посетителей в местах культурного назначения хотя бы на местном, региональном уровне.
Но совсем несправедливым было бы оставить без внимания действительно хорошие работы: пейзажная живопись, которая, по сути, не отображает ничего, кроме самого пейзажа, но на фоне бесформенности и бессмысленности некоторых работ самые обыкновенные пейзажи выглядят выигрышно. Если нет большого таланта — придерживайся классики. И хотя в этом нет новаторства, это адекватная и верная позиция (не всем же писать на уровне Пикассо и Модильяни).
Картина «Дети на прогулке» Дмитрия Трубина, которая была написана на двух холстах, представляет собой интересный, живой и отчётливый яркий образ, вопреки ограниченному спектру цветовой гаммы. Жаль, правда, что комиссия ограничилась всего одной работой.
Городской пейзаж Владимира Трещёва «Дом купца Калинина» изображён в представлении художника очаровательно. Знаменитый памятник архитектуры хотя бы на холсте приобрёл новую жизнь.
Помимо всего прочего, на выставке оборудовали отдельную комнату для какого-то странного и бессодержательного чёрно-белого видеоряда, в котором бесконечно прокручивались, растворялись и вновь всплывали образы, лица, самолёты и фрагменты живой природы.
Сама атмосфера мероприятия была довольно комичной: в невероятно душном помещении передвижение по залу — задача трудновыполнимая. Всё это сопровождалось электронной современной музыкой, эстетически мало совместимой с контекстом выставки, и тёплым компотом в бумажных стаканчиках, под аккомпанемент слов о величии Русского Севера, произносимых председателем правления союза художников во время своей речи, посвящённой открытию выставки.
12+
Владислав Митихин