Здесь находилось множество объектов, представляющих большое мировое культурное значение: знаменитая Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, оперный театр, который соперничал по акустике с театром Ла-Скала, дворцовый ансамбль Цвингер, множество церквей построенных в стиле барокко.
К концу войны в город стекалось большое количество беженцев. Многие жители были уверены в том, что город не будет подвергаться бомбардировкам. Дрезден был крупным транспортным узлом, но в нём не было военных заводов.
Число жертв бомбардировки, которой город подвергся с 13 по 15 февраля 1945 года, оценивается в 25 000 — 30 000 человек. Во время бомбардировки город был разрушен полностью. Площадь зоны сплошных разрушений в городе в 4 раза превысила площадь зоны полных разрушений в Нагасаки.
После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город, на месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших здесь улиц и зданий. Восстановление центра города заняло 40 лет.
В результате бомбардировки Дрездена союзникам удалось искусственно создать на его улицах огненный смерч (до того — природное явление). Такой смерч возникает, когда разрозненные очаги пламени объединяются в один костер. Воздух над ним прогревается, плотность его снижается, и он поднимается вверх. Температура в огненном смерче, охватившем город, достигала 1500 градусов. Сила его позволила выдирать деревья с корнем, толпы пытавшихся спастись бегством людей подхватывались этим воздушным торнадо и швырялись прямо в огонь. Сорванные крыши зданий и мебель были выброшены в центр полыхающей исторической части города. Своего пика смерч достиг в трёхчасовом промежутке между авианалётами, в тот момент, когда укрывшиеся в подвалах и убежищах жители города пытались добежать до его окраины. На улицах Дрездена плавился асфальт, а люди, падающие в него, сливались с дорожным покрытием.
Пламя от пожара в Дрездене было видно на удалении в 200 км от города на советском участке фронта. Приказ, который был зачитан английским пилотам перед вылетом на бомбежку 13 февраля, открывал истинный смысл данной операции: «Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС».



