Фотовыставка в зале союза художников. Для более экспертного взгляда на экспозицию пришлось идти не одному.
Ольга (настоящее имя пришлось заменить по просьбе девушки) — талантливый фотограф со стажем более 7 лет — согласилась составить компанию и беспристрастно выразить свою точку зрения касательно выставки.
Большая дверь. Вестибюль. 250 рублей за вход. Ее бежевое пальто на плечиках. И сразу налево.
В глаза бросается первая композиция с котиками. Они сфотографированы в шляпах, бантах — иными словами изображены комично и, разумеется, именно таковым сделалось первое впечатление о выставке.
— Оль, что скажешь по поводу этих фотографий?
— С точки зрения фотографии, перспективы — как бы правильно, но остается непонятным замысел. В чем смысл и есть ли он здесь вообще? — мне непонятно. А так забавно, «Вконтакте» полно такого, но, чтобы на выставке… Не понятно… Зачем? — ни о чем.
Проходя далее в глубину зала, наш взгляд задержался на фото-сериях «Былое» и «Монолог со временем»
— Вот здесь уже хотя бы чувствуется содержание, на это интересно смотреть как с точки зрения правильности фото, так и с точки зрения того, кто в этом мало понимает. — говорит Ольга — но вообще, конечно, работы в целом здесь посредственные и единственное, что их спасает — это фотошоп.
— Но ведь они вроде как прошли отбор…
— Отбор? Кем? Какой ты наивный, солнце! Я знаю этих людей, они заняты бесцельным поеданием городского бюджета, им нет никакого дела до искусства, они заняты сплошной бюрократией и даже…
Внезапно Ольга остановилась, навстречу нам приближался молодой человек среднего роста, на кончике носа которого забавно свисали очки. На его лице было выражение теплой улыбки. Оказывается, этот человек и Ольга были знакомы и что-то в них было завораживающее и уже давно, по всей видимости, угасшее, но не утерянное в памяти бесследно. Это было не явно, но чувствовалось на отдалении.
— Добрый вечер — произнес незнакомец
— Извините, мы с вами знакомы?
— Ну разумеется. Даже слишком хорошо. Оля, привет.
— Очень странно… Прошу прощения за нескромный вопрос, но откуда вы знакомы с Олей?
— Мы знакомы уже сравнительно давно. У нас некогда были общие проекты…
— Вы тоже фотограф?
— В прошлом. Вы знаете, я отошел от этого. Сейчас у меня свое дело и я больше весь там. Фотография теперь только, так сказать, в рамках увлечения. Давайте на «ты», так проще?
— Давайте.
Мы продолжали наш разговор, в то время как Ольге необходимо было отвлечься на важный телефонный разговор, а вскоре и вовсе покинуть нас. Лицо этого человека показалось мне до жути знакомым, но я не мог понять, где его ранее видел. Мне стало интересно.
Остановившись у серии фотографий «Малые Корелы», молодой человек внезапно выдал:
— Вот там! Мы познакомились там.
— Расскажете как? И если ты не возражаешь, я бы записал все для статьи. Было бы очень полезным ее разнообразить.
— Ну, думаю, можно… Только сделай все анонимно, потому что все же личное.
— Ну конечно!
— …Тогда мы оба подрабатывали фотографами в «Малых Корелах» — еще в студенческие годы — летом. Учились в САФУ. Я лингвист по образованию, а у нее было, кажется, «Реклама и связь с общественностью».
Фотографий, разумеется, было (и сохранилось) очень много. Некоторые из них будут покреативнее, чем эти (и даже без обработки).
Мы очень часто гуляли, там действительно красиво в любое время года. И нет ничего особенного в том, чтобы сфотографировать и без того красивый пейзаж.
Красота есть во всем и задача художника — продемонстрировать ее в неочевидном, в разном, если угодно… А иногда даже изящно завуалировать, чтобы спрятать что-то ценное на самом видном месте, как это делали художники эпохи возрождения.
Так вот, вернемся. Молодость, романтика и все это прочее… Мы познакомились давно, но особенно сблизились за те две недели, проведенные вместе. Всего ничего, а по ощущениям — вечность.
Для меня всегда были загадкой ее чувства. Я не понимал, чего она хочет от меня. И действительно ли ей я был так необходим. Мне в целом не была ясна ее природа. Временами было даже страшно… И от всего этого очень волнительно. Я вообще человек волнительный и очень задумчивый…
— Мы через 3 минуты закрываемся! — послышался отрезвляющий голос откуда-то из-за кассового аппарата.
— Я предлагаю встретиться чуть позже сегодня и дослушать вас и все подробно записать. Где вам удобно?..
Тот же вечер. Такси. 200 рублей. Я снова появился сильно заранее. Кофейня на Чумбаровке. Самый лучший кофе. Фильтр. Все та же улыбка.
Разговор начался о фотовыставке. Рассуждения о том, что всякое произведение искусства — будь то даже философия — говорит не просто о самом себе и вложенном замысле художника, а сколько повествует о становлении личности своего создателя.
Наши мнения сошлись на том, что фотографии на выставке не имеют ничего общего с настоящим искусством и со спокойной совестью переводили темы, говорили обо всем. Политика, вино…
— Послушай, на чем мы с тобой остановились в тот раз?
— Кажется, мы остановились на том, что ты человек волнительный (улыбаюсь).
— Точно!.. И в этом, пожалуй, была тогда моя самая главная ошибка. Я слишком много думаю и чувствую, и порой додумываюсь иной раз бог знает до чего. Это ненадежно. Это мой промах.
— Ну, а что же произошло в итоге?
— А вот слушай. Сначала, как это принято, была совершенная идиллия. Казалось, что это навсегда так. Я встречал ее после пар, провожал до дома, звонил, постоянно писал. Мне казалось, что я излишне навязываюсь и начал по своей дурости отдаляться, чтобы дать время. Но время шло. И мы отдалились настолько, что она пропала навсегда из моей жизни несколько лет назад. А именно этого я больше всего и боялся… Насколько я могу понять, вы с ней близки?
— Ну, надо полагать, да. Но мы знакомы не более двух недель, так что пока рано говорить о чем-то большем. Она хочет, чтобы пока мы просто нравились друг другу. И на самом деле, я даже начинаю думать, что…
— Как наивно! Твоя проблема в том, что ты слишком много думаешь и от этого упускаешь из виду реальность! Не допускай моих ошибок, а просто будь рядом…
«Просто будь рядом». Последние слова того человека, оставшиеся резонировать в моем сознании. О фотовыставке уже не думалось. Там нет жизни, а следовательно, и подлинного искусства. Все это пустое, полуфабрикат, который сменится очередным таким же.
Но жизнь, подлинная жизнь, со всеми ее изъянами и поворотами волновала куда более — и в этом действительное искусство (если уходить в христианскую традицию и верить в сотворение мира), которому мной было отдано особое предпочтение для новой статьи.
Станислав Введенский.