В обоснование требований гражданин указал, что 12 января 2024 года получил письмо от АО «Альфа-Банк» с требованием о срочном погашении задолженности по кредитному договору, задолженность по которому составляет 72 467,64 рубля. Вместе с тем данного договора истец с банком не заключал.
Через сайт «Госуслуги» гражданин сделал запрос об отчете кредитной историй, где содержалась информация об оформлении спорного кредита. На счет в банке, принадлежащий истцу, денежные средства не поступали.
Истец указал, что обращался на горячую линию АО «Альфа-Банк», посещал офис банка в Архангельске, где сотрудники пояснили, что кредит оформлен через приложение банка с мобильного телефона, идентификация осуществлена дважды: для оформления кредита и перевода денег на карту другого банка, при этом применялся аналог электронной цифровой подписи с использованием номера телефона, который истцу не принадлежит, указаны номер счета для перевода денежных средств и адрес электронной почты, которые также не принадлежат истцу.
Тогда истец обратился с заявлением в полицию по факту совершения в отношении него мошеннических действий. Банк в рамках досудебного урегулирования вопроса отказался взаимодействовать и предоставлять какую-либо информацию. Первоначально гражданин просил признать недействительным кредитный договор от 31 августа 2023 года, заключенный между истцом и АО «Альфа-Банк», взыскать компенсацию морального вреда.
Определением Новодвинского городского суда производство по делу в части требований о признании кредитного договора недействительным прекращено в связи с отказом гражданина от иска в указанной части, поскольку требования были добровольно удовлетворены банком.
При этом судом было установлено, что банком проведено внутреннее расследование, исправительные мероприятия, договор прекращен, проведена корректировка, представлена корректирующая информация в бюро кредитных историй.
На основании статьи 151 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, учитывая, что истец неоднократно обращался с заявлением в АО «Альфа-Банк» с просьбой предоставить оспариваемый кредитный договор, провести проверку в связи с совершением мошеннических действий, однако необходимые мероприятия ответчиком проведены только после обращения истца в суд, суд усмотрел основания для взыскания компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.
Решение не вступило в законную силу.
По материалам пресс-службы Новодвинского городского суда



