В пресс-релизах уточняется, что «Больше, чем лето» будет первым современным игровым фильмом про студотряды, снятым в России. Как это обычно бывает, чтобы придать важности своему проекту, к нему добавляют пафосные эпитеты, «первый», «первый игровой» и далее. Без этих прилагательных уникальность кино сильно падает.
Наверное, каждый университет страны снимает фильмы про свои студотряды, а в прошлом году на «Кинопоиск» пробилась документалка о восстановлении мемориала в Саур-Могиле «Возрождение. Хроники студотрядов». «Больше, чем лето» заявлен, как первый игровой. Можно было бы пойти дальше и написать «первый на этой неделе», «первый на районе» и так далее.
Фильм реализуется в рамках программы развития молодежной политики «Регион для молодых». Первые кинопоказы ожидаются в конце 2024 года.
В плане развития популярности студотрядов полезность данной ленты весьма сомнительна. Студентов САФУ и без того на каждом собрании сношают в голову предложениями записаться в студенческие отряды, и многие соглашаются, соблазнившись деньгами и бонусами в учебе. Остальных же никакой коврижкой не заманишь в дополнительный активизм.
«Больше, чем лето» обещают показать в кинотеатрах, но что-то подсказывает, что широкий прокат фильму не светит. На сеансы опять загонят студотрядовцев, а после будут включать в аудиториях и на слетах активистов.
Для нас же самое интересное, сколько стоит это удовольствие и кто за него отвечает. Заказчиком выступает штаб молодежных трудовых отрядов Архангельской области, который привлек к съемкам целую артель из самых разных фирм.
- Услуги по монтажно-тонировочным работам исполнит ИП Антон Полуэктов — тот самый мэтр архангельской кинокритики, выступавший на «Белом июне». Стоимость контракта 532 тысячи рублей.
- Гражданин РФ Сергей Привалов запросил 310 тысяч за работу композитора.
- Услуги художника-постановщика обойдутся штабу трудовых отрядов в 980 тысяч рублей. Займется этим НПО «Технология».
- За организацию актерского состава отвечает ООО «АрхВитражМонтаж» и стоит эта услуга 724 тысячи рублей.
- ИП Олег Кожевин станет звукорежем за 975 тысяч рублей.
- ООО «Архфильм» предоставит операторскую группу за 957 тысяч рублей.
- Услуги оператора-постановщика выделены в отдельный контракт и стоят 870 тысяч рублей. За это отвечает ИП Артур Радзинский.
- Исполнительный продюсер по организации обеспечения и контроля реализации съемочного процесса просит больше всех — 990 тысяч рублей. Ответственный — Спартак Резицкий.
- Постановка фильма съедает еще 746 тысяч рублей и отходит к Валентине Бойковой, сведения о которой в налоговых базах ограничиваются только номером ИНН.
Итого: 7 084 000 рублей. С одной стороны, для современного большого кинематографа эта сумма кажется ничтожной, но с точки зрения кинематографа в целом — вполне ничего. Например, в пересчете на современные деньги это 3 бюджета фильма «Клерки» Кевина Смита. Клерки — классика авторских комедий, а «Больше, чем лето» пока слабо напоминает что-то подобное, ведь талант за гранты не купишь.
Договоры подписаны в мае–июне, а это значит, что к съемкам якобы приступили только сейчас. Прокат обещают в конце года. Получается, что на творчество остается совсем мало времени. За 4 месяца, конечно, можно снять что-то приличное, но, видя примеры отечественного кино, верится в это с трудом. Впрочем, судя по всему, фильм уже готов, и далее читатель узнает, как так вышло.
Такое обилие контрактов очень сильно напоминает дробление одной большой закупки. Понятно, что подбором актеров и режиссурой могут заниматься разные организации, но неужели те, кто предоставляют команду операторов, не имеют в штате оператора-постановщика? Или почему, например, услуги художника-постановщика и постановка фильма — это два разных контракта?
И самое главное: при чем тут студия «InFilm», заявленная во всех релизах?
В этой связи интересно, что в 2022 году штаб молодежных трудовых отрядов Архангельской области запросил у фонда президентских грантов более 9 миллионов на съемку такого же игрового фильма о студотрядах «Вспоминая лето». На сайте фонда написано, что проект не получил финансирование, но в своих соцсетях авторы утверждают, что съемки проходили при содействии фонда.
Уже даже трейлер отснять успели.
В том же посте создатели «Вспоминая лето» написали, что первый съемочный период прошел летом 2022 года. Второй — в 2023 году. База «Контур.Фокус» конфликтует с данным заявлением, ведь в ней содержится контракт, датируемый 8 мая 2024 года под названием «Услуги генерального продюсера по организации и подготовке второго съемочного периода полнометражного фильма „Вспоминая лето“».
Услуги продюсера стоили ещё 992 тысячи рублей, и в тот раз данная должность досталась не Резицкому, а ИП Анатолию Конычеву. Контракт, кстати, должен быть исполнен в октябре текущего года. Иными словами, мы имеем уже двух продюсеров со схожими функциями.
Листая список закупок дальше, можно увидеть, что изменение сценария фильма «Вспоминая лето» обошлось ещё в 442 тысячи рублей. Сценаристкой была гражданка РФ Анастасия Брауэр.
- Художник-постановщик «Вспоминая лето» стоил 137 тысяч рублей.
- Операторы — 243 тысячи рублей.
- Услуги по организации съемок — 220 тысяч рублей.
Итак. Некий ИГРОВОЙ фильм про студотряды «Вспоминая лето» съел 600 тысяч рублей без учета продюсирования (с ним 1 592 000 рублей) и до сих пор не вышел. Скорее всего, «Вспоминая лето» — это и есть «Больше, чем лето», если учесть переписывание сценария после второго этапа съемок летом 2023-го.
Как правило, когда у фильма есть трейлер, это значит, что черновая смонтированная версия кино уже имеется. А это говорит о том, что реальная стоимость съемок «Больше, чем лето» вполне может равняться 600 тысячам рублей.
Вот такая вот арифметика и вот такое нас ждет кино — никому не нужное, но очень дорогое.
P.S.
В последнее время желания различных госструктур увековечить себя на экране начинают пугать. Например, «Севмаш» заказал мультик про предприятие у санкт-петербургской студии. И всё это совершенно не имеет никакой культурной ценности. Едва ли взрослый мужик посмотрит мультик и ринется на собеседование, чтобы наконец стать заводчанином. То же самое будет и с кино про студотряды.
Это после эйзенштейновского «Александра Невского» советские граждане массово стали записываться в добровольцы, а пропагандистский эффект от произведений сегодняшних творцов стремится к нулю со страшной скоростью.