Завтра в Архангельске−4°CСеверодвинске−4°CОнеге−4°CВельске−4°CМирном−4°CШенкурске−3°CЯренске−3°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,понедельник, 17.03.2025 12:45

Александр Дятлов: лесопромышленной отрасли необходима поддержка государства

17.03.2025 12:35
Эксперт и зампред облсобрания Александр Дятлов рассуждает о том, что Архангельская область не добилась повышения приоритетности продукции ЛПК для железнодорожных перевозок.

Как сообщает «КоммерсантЪ», власти Архангельской области — одного из крупнейших в России лесопромышленных центров — не смогли добиться повышения приоритетности продукции ЛПК для перевозок по железной дороге: Минтранс сослался на действующие правила недискриминационного доступа и предложил для увеличения объёмов диверсифицировать поставки через порты юга и северо-запада, но, как указывают участники отрасли, для того, чтобы они были эффективными, необходимо вернуть субсидии, которые оцениваются в 3 млрд рублей в год.

Минтранс не увидел возможности изменить очередность перевозок по железной дороге лесных грузов, о которой президента России Владимира Путина 19 февраля попросил губернатор Поморья Александр Цыбульский; как рассказал глава Архангельской области, несмотря на реализованные по итогам совещания по лесному комплексу в феврале 2023 года меры, отрасль находится в сложном положении и сохранение производств зависит от господдержки. Цыбульский также напомнил, что с 2024 года часть мер перестала действовать или объем поддержки сильно сократился: так, размер транспортной субсидии снизился с 500 млн руб.лей на каждое предприятие в 2023 году до 200 млн рублей в 2025 году, а средства на компенсацию транспортных расходов на экспорт из портов северо-запада не выделялись. При этом с 1 января 2025 года очередность перевозки лесопромышленных грузов в составе контейнерных поездов стала ниже, чем была до мер по ее повышению — с пятой до восьмой очереди.

Чтобы стабилизировать ситуацию в секторе, губернатор попросил президента возобновить субсидирование транспортировки через северо-западные порты, вернуть очередность перевозок в пятую очередь и без перебоев обеспечить предприятия ЛПК железнодорожным подвижным составом. Кроме того, Цыбульский указал на необходимость продления программы по переводу котельных на топливные гранулы и отмены на правительственном уровне запрета на ввоз пеллет в Китай. Эти предложения Владимир Путин поручил рассмотреть и поддержать. Подготовить позиции министерства должны были до 14 марта, но, как отмечается в ответном письме Минтранса, на 13 марта комментарии Минэкономики, Минпромторга, ФАС и РЖД не поступили.

В проекте доклада президенту Минтранс отметил, что с учётом повышенного спроса на перевозки грузов в восточном направлении заявки рассматриваются по правилам недискриминационного доступа (ПНД). Приоритет — перевозки грузов, которые определяются федеральными законами, указами, распоряжениями, поручениями президента и перечнями правительства. Грузы в составе контейнерных поездов рассматриваются в восьмой очереди с выделением в первую очередь перевозок экспортных лесопромышленных грузов от непосредственных производителей. В Минтрансе отмечают, что ПНД прежде всего учитывают влияние производства и реализации груза на экономику РФ.

Для дополнительного увеличения объёмов перевозок контейнеров с лесными грузами Минтранс считает целесообразным диверсифицировать маршруты перевозок в том числе через морские порты юга и северо-запада. По вопросу возврата порожнего подвижного состава в проекте говорится, что ОАО РЖД ведет работу по повышению эффективности железнодорожного транспорта и улучшению эксплуатационных показателей.

Факты: 2,6 миллиарда кубометров составляют запасы лесообразующих пород на землях лесного фонда Архангельской области, по данным правительства региона.

В ОАО РЖД не стали комментировать предлагаемые изменения. Источник «Ъ» в отрасли отмечает, что существующие правила — результат длительных обсуждений причастных органов власти и участников рынка, и они обеспечивают долгосрочные принципы балансирования структуры перевозок, а любые дополнительные изменения ПНД приведут к возникновению диспропорций и нарушению условий хозяйствования предприятий, а значит, вызовут новые и новые волны изменений и уточнений. В ФАС комментарии не предоставили, и в министерствах на вопросы «Ъ» не ответили.

***

Глава комитета Архангельского областного Собрания по ЛПК, природопользованию и экологии Александр Дятлов зрит в корень проблемы, предлагая изменить механизм предоставления субсидии лесной промышленности на транспортировку готовой продукции в зависимости от объёма экспорта, увеличить её минимум в два раза и найти временное решением проблемы для предприятий, «которые зарастают опилками» из-за сложностей со сбытом пеллет, — далее цитата по «Давыдов.Индекс»:

«Предприятия ЛПК, то есть лесопромышленного комплекса, Архангельской области сейчас явно нуждаются в господдержке в вопросах транспортировки готовой продукции на рынки сбыта. Думаю, необходимо организовать бесперебойное обеспечение железнодорожным подвижным составом в соответствии с заявками предприятий, так как 80% грузов перевозится именно по железной дороге.

Архангельская область — традиционно лесной регион, ЛПК — одна из самых важнейших отраслей экономики для него, имеет ключевое значение в наполнении бюджета и занятости населения. Может быть, для Министерства транспорта продукция ЛПК и не является приоритетом, но для самого большого субъекта в европейской части страны это критически значимый вопрос.

В 2024 году предприятия нашего региона произвели 78,3 тысячи тонн древесных гранул, а в 2021 году — 567,4 тысячи тонн. Пиломатериалов в 2024 году произвели 2047 тысячи кубометров, в 2021 году — 2686,8 тысячи. То есть наблюдается резкое сокращение объемов производства. Заметное падение этих объемов отмечается также по фанере и бумаге. Налоги в региональный бюджет снизились с 12,5 миллиарда в 2021 году до 8,5 миллиарда в 2024 году. Проблемы налицо.

На мой взгляд, важно изменить механизм предоставления субсидии лесной промышленности на транспортировку готовой продукции в зависимости от объема ее экспорта, а также увеличить ее минимум вдвое — до 3 миллиардов рублей. Также стоит предоставить понижающий коэффициент на тариф на перевозку продукции ЛПК в размере 0,85 и повысить приоритет перевозки этой продукции железнодорожным транспортом до пятой очереди. Отрасли можно помочь, только если принять целый комплекс мер.

Кстати, в морских перевозках нам тоже необходима поддержка государства. В 2023 году уже работал механизм субсидирования перевозок через Северный морской путь, но сейчас средств на это не выделяется. Полагаю, что на порты Северо-Запада, ледокольную проводку и другие связанные с этим нужды в год необходимо предусмотреть около 3 миллиардов рублей. Так можно было бы разгрузить железную дорогу.

А пока предприятия лесопиления зарастают отходами — опилки скапливаются на площадках, хотя это сырье для производства пеллет — экологичного топлива. Возможно, ситуацию можно было бы исправить, введя на время транспортную субсидию для вывоза этой продукции в Южную Корею. Также необходимо решить вопрос о получении разрешения на ввоз пеллет в КНР — и, в то же время, выделять деньги на строительство пеллетных котельных. Архангельской области для реализации всего объема пеллет нужно построить около 150 котельных.

Но складывается впечатление, что у правительства нет плана спасения или развития лесопромышленной отрасли. Мы видим это сокращение ее поддержки по всем направлениям, да еще и десятилетиями не решаются вопросы с законодательным регулированием строительства лесных дорог и добычи песка для их строительства на арендованных участках. Соответствующий законопроект лежит в Госдуме без движения. Это негативно сказывается на лесозаготовке».

Конец цитаты.

По данным «Ъ», архангельские депутаты уже просили Минтранс о предоставлении понижающего коэффициента на тариф ОАО РЖД, но там предложение не поддержали, отметив, что повышение тарифов ОАО РЖД с декабря на 13,8% необходимо в том числе для реализации инвестпрограммы компании. При этом в министерстве напомнили, что ОАО РЖД может давать скидки в частном порядке по договоренности с грузоотправителем.

В лесопромышленных компаниях комментарии не предоставили. Источники «Ъ» на рынке говорят, что перевозки лесных грузов на сегодня могут быть убыточны из-за слишком длинного транспортного плеча и запрашиваемые субсидии существенно бы улучшили положение.

По данным аналитического центра «ТрансЛес», общий объём перевозок леса и пиломатериалов, включая контейнерные, по итогам 2024 года сократился на 4%, до 28,2 млн тонн. Экспорт лесной продукции по железной дороге снизился на 11%, до 10,9 млн тонн (см. «Ъ» 14 февраля).

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле