Маэстро согласился пустить меня к себе в мастерскую и поговорить о творчестве, о жизни, о пути творца.
Сергей Сюхин — заслуженный художник России, скульптор, график, иллюстратор, родом из деревни Пучуга Архангельской области. Его работы можно встретить не только в музеях и частных коллекциях, но и на улицах Архангельска — от монументальных памятников до камерных мемориальных скульптур. Человек редкой творческой энергии, он десятилетиями создаёт миры, в которых соседствуют северная природа, деревенская культура и глубокое чувство духовности.
Мастерская Сергея Сюхина находится в том самом доме на Воскресенской. Да-да, если вы когда-то проходили мимо и удивлялись огромным панорамным окнам — знайте: это мастерские художников, построенные ещё в советские времена специально для творческих людей. Внутри — свет, простор и… удивительная аккуратность.

— Сергей Никандрович, я смотрю, у вас тут супераккуратно, никакого творческого беспорядка!
— Да, это так! Нет, у меня, конечно, бывает, когда я с пластилином или гипсом работаю.
— То есть иногда всё-таки творческий хаос возникает?
— Конечно, возникает. Но сейчас я приехал только на четыре дня. Понимаешь, деревенские люди привыкли к порядку, привыкли, что за них никто не приберёт. Так что да, мне нравится порядок.
— Вы ведь ещё человек старой школы, думаю, у вас более ответственный подход к этому делу.
— Это тоже есть такое, да!
Дух деревни
В мастерской Сергея Сюхина всё окружено духом деревни, природы и русской православной церкви, есть даже довольно большой кусок стены на котором представлены различные иконы. А рядом соседствуют исполинские стебли борщевика. По словам Сергея Сюхина, в детстве они с ребятами делали из дудок борщевика насосы и брызгались, играли с ними. Сначала они окружали его детство, теперь он окружает себя ими.

— Сергей Никандрович, вот вы себя всем этим окружаете. Рождается что-то от этого?
— И такое бывает, но всё я впитал в детстве, и оно там всё живёт, бурлит. Это, конечно, помогает.
— То есть вы себя этим подпитываете постоянно?
— Конечно! Это же родина! Я только что из деревни вернулся, и в деревню постоянно езжу. Там разлита божья благодать в каждой травинке, в каждой тропинке.
О любимой атмосфере работы художник говорит без колебаний:
— Ну, во-первых, я думаю, каждый художник любит работать в одиночестве, чтобы никто не мешал, даже родные знают. Я в деревне у себя ухожу на второй этаж, и они уже знают и понимают, что я в это время неприкасаем, я работаю. А музыку слушать не люблю, моя музыка это открытое окно в деревне, птички, мушки, лес, ну и так далее. К музыке вообще охладел в последнее время, раньше в машине что-то слушал, а сейчас больше аудиокниги разные, а музыку нет.
Артефакты и наследие
Сергей Никандрович принялся показывать мне коллекцию своих артефактов, например, на стене у него висят три прялки с середины северной двины, с деревни Пучуга из которой родом сам творец, Нижняя Тойма и Борок. Их расписывал Фёдор Кузнецов, настоящий деревенский мужик, дипломные работы которого ставит в пример своим ученикам.
— Расскажите, какой у вас обычно подход к работе? Ну, то есть, что вам сложнее даётся, придумать, начать, закончить?
— У меня один раз парнишка в лагере АРТЕК спросил, мол, «У вас бывают творческие кризисы?», я и говорю: «У меня — не бывает!», все хвастаются, что у них там кризис какой-то.
— То есть у вас вообще никогда даже творческого кризиса не было?
— У меня не бывает творческих кризисов, но в каждой работе есть определённые этапы. Садишься, например, за белый лист, за холст или за скульптуру, сразу отличное настроение, боевое! Потом, когда начинаешь работать, ту же скульптуру, там нужно, во-первых, физически много трудиться. Тонну глины накидать на каркас! И есть вот такой процесс в середине неблагодарный, не то что тяжёлый. Но ты просто этот этап проходишь, и когда появляется уже какая-то среда в твоей работе, которую ты хотел, в этой среде тебе даже как-то стыдно бывает перед господом богом, что ты тоже какой-то создатель. И вот тогда уже полный кайф пошёл! Начало и конец — это великолепно, всё как в природе!
И правда, порассуждали с Сергеем Сюхиным об этой структуре бытия, утро и вечер особенно хороши, а день, он слишком солнечный, слишком суетной. Вот так Господь и создал, что начало и конец это великолепно, а вот середина может быть не очень благодарной. Мудро и очень по-философски! Сергей Сюхин оказался верующим человеком, православным, но не таким уж воцерковленным, как сам он заметил. А вот дети — да, особенно старшая дочь, которая проживает со своей семьёй на земле Сергия Радонежского!

По словам Сергея Сюхина, православие и приближённость к богу — это спасение для России. А ещё мастер, конечно, неустанно говорил о своей вечно бьющей творческой жиле, благодаря впитанной с детства культуре природы и отечества. Между прочим, Сергей Сюхин даже был когда-то пастухом, 200 голов скота, это вам не пальцы гнуть!
— Как относитесь к современному искусству?
— Никакого отношения нет. Современное искусство — это дурацкая, глупая штука придуманная галерейщиками и искусствоведами которые потом пытаются целые диссертации защищать, тома писать об этом современном искусстве. Есть искусство от души, от бога или искусство от беса, вот и всё!
— Ну то есть вы считаете что это раздутая темка, и все вот эти приклеенные к стене бананы ничего не стоят?
— Я вообще считаю что это дурацкое абсолютно понятие — «современное искусство». Мы все живём в современно мире, все здесь творим, не нужно разделять. Мы все современные, но каждый по разному!
— Мудро! А расскажите на чём вы сейчас сконцентрированы в своей работе? Насколько я знаю, последние ваши работы это именно что скульптуры. А от живописи вы будто бы отошли, верно?
— Бывают разные этапы. Одно время мне так хотелось портреты писать, и я очень много заказных портретов писал, родственников своих и вообще живопись. Но потом удовлетворил это желание, а у меня всё заказы идут и идут, я говорю, ребят, идите поищите что-нибудь другое! Ну, а скульптурой, например, в советское время мы полноценно не могли заниматься свободно из-за бюрократических препон. И в то время я занимался графикой, у меня ведь два образование, первое — скульптурное отделение, второе — кафедра книжной графики. И когда союз распался, препоны отпали, я конечно сразу вернулся к скульптуре и тут уже кайфую. А графикой всё ещё книжной занимаюсь! Сам рисую, сам издаю. Несколько лет рисую Шергина например, очень его люблю!
О любви к Шергину мы достаточно долго разговаривали, Сергей Сюхин по-доброму возмущался, что на фоне Степана Писахова Шергину уделяется очень мало внимания. Открыли музей, сделали его Писаховским, поделить бы на двоих, ан нет! Поэтому Сюхин уделяет Шергину особое внимание и в скором времени сам собирается издать книгу со своей графикой. Ну, а что касается скульптуры — скоро нас ожидают соломбальские мальчишки, памятник уже отлит, активно готовится фундамент у библиотеки Коковина. Ждём!

— Вы говорите, что много работали на заказ, писали портреты. Может, было что-то странное или прям вот интересное среди заказов, что-то необычное?
— Яша Попаренко заказал мне написать своих дочек, они погодки, разница небольшая, ну, я и написал. И он, представляешь, так обрадовался. Говорит, как ты угадал их характер? А я ведь их характер не особенно знал. Чисто визуально, через пластику считал их характер, вот так. Всё-таки можно душу рассмотреть!
— Я не удивлён, столько лет в мастерстве, глаз намётан!
— Ну конечно, есть профессиональный опыт!
— А вот если бы вы не были художником — кем бы вы были?
— Навскидку вот как тебе скажу (смеётся), меня часто об этом спрашивали. Ели бы не был художником, был бы капитаном судна, может даже речного, а не морского. Мне очень нравится вода. Здесь ведь ходили теплоходы на мою родину, а это 400 км отсюда. И сейчас я с семьёй продолжаю путешествия-круизы, это моя любимая штука! Но! Я не мог не быть художником, потому что над моей семьёй испокон веков витает дух искусства. У меня один из дедов на Соловках монахом ложки резал. А что такое «ложки резал»? Соловки ведь могли жить полностью автономно, там была своя ремесленная мастерская. Там изготавливали утварь всякую, посуду и всё вообще! Так что уже мои деды и прадеды занимались искусством!
Так же как и Сергей Сюхин, все его дети и внуки — творческие, вот что значит гены! Например, одна из внучек закончила ВГИК и сейчас возглавляет в САФУ студию по анимации, развивает наш регион. Другая внучка закончила журфак (коллега!), но так получилось, что тоже рисует, причём весьма успешно. Ульяна более известна под псевдонимом BloXa, рисует комиксы, а ещё приобщает молодёжь к высокому искусству, к классике.

Например, недавно при помощи Сергея Сюхина была издана книга с иллюстрациями Ульяны — «Преступление и наказание» Достоевского, фото прилагаются. И это действительно притягивает внимание. Ульяна в детстве аж 8 раз прочитала эту книгу, и хотела, чтобы молодёжь приобщалась к великому с удовольствием. Так что Ульяна, как и её дед, пытается таким образом разрушать паутины ложных маяков. Вот так вот, учитесь, депутатишки!
— Скажите, а бывало у вас такое, что вам ваша работа казалась гениальной, а потом вы на неё смотрели и думали: «Какой ужас я сделал!»
— По большому счёту, гениальностью я переболел в конце первого — начале второго курса. Есть некоторые ребята, которые чем больше занимаются, тем больше в эту гениальность проваливаются, у меня не так, я переболел. Просто бывает так, что не идёт по началу, композицию ищешь, не идёт — и ты откладываешь.
— Не зацикливаетесь на этом, получается?
— Нет! Я от этого не страдаю, я просто понимаю процесс. Иногда нужно передохнуть, в деревню уехать, потом возвращаешься, и пошло. А может, и длительный период такой быть. Поставишь, положишь скульптуры, ходишь, смотришь. А потом бах, и приходит. Это ведь сложный, трудоёмкий процесс, так что вот так.
— А есть у вас работы, которые вы принципиально не показываете?
— Таких нет, всё творчество можно посмотреть, увидеть. Выставка в городе постоянная!
Сергей Сюхин показал мне проект для Краснофлотского моста. Два семиметровых ангела, Архангел Михаил и Архангел Гавриил. Они будут (очень надеюсь) стоять на пилонах, встречать приезжих, провожать уезжающих, невероятно грандиозный и очень красивый, душевный проект. Как сказал мастер — людям не захочется даже думать о недобрых делал при въезде в наш город, с чем я абсолютно согласен! Зафиналить я предложил чем-нибудь лёгоньким, на что Сергей Сюхин подозвал меня к себе и открыл шикарный бар, но я, конечно, имел в виду вопрос!

— Сергей Никандрович, я как раз немного подведу к этому последний мой вопрос. Если бы у вас была возможность поговорить с любым художником, даже уже покинувшим наш мир, с кем бы вы поговорили по душам, опрокинули бы рюмочку — другую?
— Я понял! (смеётся). Ты знаешь, ёлки-палки, я бы пригласил поговорить несколько художников, во-первых, Билибина — лучший иллюстратор! Пригласил бы Васнецова, он создал свой мир, он ведь тоже деревенский, у нас что-то схожее есть, я в принципе по его тропке иду. Ну и Коровина, я раньше к его живописи относился прохладно, у него такой импрессион, а сейчас я прочитал его книгу жизни, и он оказался таким писателем! Я сейчас когда заснуть не могу — в сотый раз перечитываю и помогает. Всем советую! В общем, со всеми бы пообщался и выпил бы здооорово!
— А с зарубежными?
— Больше всего, конечно, хотелось бы с Рембрандтом. Рембрандт — со студенческих лет моя любовь, и до сих пор!
На этой ноте мы и закончили наш разговор, дальше поговорили немного о жизни, об искусстве, о работе. Приятно было услышать от Сергея Сюхина, что мы друг друга понимаем и общаться легко. Попрощавшись, я вышел от Сергея Сюхина, долго шёл, думал (прямо как в том меме). Очень меня наполнила эта встреча, до глубины души мудрый и философский вышел диалог с воистину прекрасным человеком. Спасибо за внимание, гайз!
Валентин Язвов



