За последние пару дней в нашу редакцию неоднократно поступали гневные обращения от жителей Каргополя. На одном из видео простой северный мужик приглашает любого, кто ему не верит лично приехать к трубе, ведущей от молочного комбината к реке и насладиться непередаваемыми ароматами от отходов производства. Челлендж — выдержать полчаса. А ведь кто-то постоянно живёт совсем рядом.
Каргопольца многие поддерживают в комментариях, добавляя, что в последнее время почти весь лещ, выловленный в Онеге, червивый. Рыбаки стали всё чаще натыкаться на солитёров внутри рыб, есть которых у них больше нет никакого желания. Сам улов нередко не подходит даже на корм котам — воняет. В этой связи, в городе всё чаще стал возникать вопрос: «А что мы пьем?»
При этом, местные говорят, что летом, когда река полноводная, они не боятся там купаться, но к мосту, где выходит труба, всё равно не подплывают.
Поскольку городок небольшой, долго ответа второй стороны ждать не пришлось. На все претензии вызвался ответить некий аноним. Он в отдельном посте расписал, что комбинат работает уже 80 лет и раньше ни у кого вопросов не возникало, хотя объемы переработки продукции только падают:
«Мы с декабря 2006 года, став собственниками предприятия, стали уделять особое и самое пристальное внимание экологии.
За это время нами были вложены десятки миллионов собственных средств в новые очистные сооружения и оборудование. Были полностью демонтированы две ветви старых канализационных труб и полностью произведена замена на новые. Установлены 4 жироловки, а также несколько новых колодцев для обслуживания системы стоков. Сегодня (это информация Росприроднадзора, которые нас проверяют несколько раз в год), показатели по превышению БПК улучшены в 30 раз.
90% наших стоков на сегодня, составляет молочная сыворотка, да она имеет специфический запах, но хочу сказать о том, что сыворотку употребляют в пищу, она используется и в косметологии и в других оздоровительных программах.
Не только у прокуратуры мы под пристальным вниманием, но и у следственного комитета, у судебных приставов, у налоговой, у Росприроднадзора, у Россельхознадзора, у Роспотребнадзора… и других».
К сожалению, автор текста выше не подписался, но, судя по слогу, пишет это человек близкий к производству и заинтересованный в сохранении репутации предприятия.
С автором видео спорить тяжело — ему неприятно настолько, что цензурных слов к концу ролика у него остаётся всё меньше. А вот к сообщению, защищающему комбинат есть вопросы.
Не знаем, о каких десятках проверок говорит автор, но в открытых базах их не так и много. За прошлый год их было всего 6 и все они касались продукции: где-то срок годности истёк, где-то маркировка не та или просто плановая. А вот 15 июня 2023 года Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выписала комбинату предостережение за отсутствие отчётов за сбросы сточных вод в реку. Те же претензии были и в ноябре 2022-го.
В 2012 году природоохранная прокуратура и вовсе дошла до суда, затребовав с предприятия компенсацию за вред окружающей среде в сумме 6 миллионов 944 тысячи рублей. В 2014-м прокуратура снова обратилась в суд. Среди требований было и «устранить нарушения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления и обучить персонал взаимодействовать с отдельными группами отходов».
То есть комбинат уже попадался на плохом отношении к природе.
При этом, нельзя не отметить, что последние 5 лет организация работает с минимальной прибылью, а с 2023 года и вовсе показывает отрицательные финансовые показатели. Под конец 2024 года убыток превысил 27 миллионов. Получается, что деньги на обновление инфраструктуры у комбината едва ли водятся.
Каргопольцы же прекрасно знают, кто мог бы прояснить ситуацию — это директор и учредитель ООО «Молочный комбинат Каргопольский» Алексей Макаров, который является ещё и депутатом Архангельского облсобрания. Народного избранника очень ждут на народном же вече, чтобы задать ему вопросы, услышать пути решения, может быть, угостить рыбой, пойманной в Онеге.
Ой, извините. Не может депутат. Депутат во Вьетнаме, отдыхает на заслуженном отпуске, постит фото с пляжа, где наверняка не пахнет тухлой сывороткой. Наверняка он с удовольствием отдохнул бы на каргопольском бережку, просто солнца нет, да и прохладно.

Мы попытались выяснить у других органов власти, собираются ли они что-то делать с вонючей трубой.
Отдел администрации округа по транспорту, инфраструктуре и экологии: «Ваша информация передана… Это… Извините, я работаю»
В едином диспетчерском центре Каргопольского округа подтвердили панику в соцсетях, но ничего конкретного сказать не смогли — перенаправили.
Росприроднадзор же снова где-то в стороне. Горожане с прошлой недели пишут везде, до куда дотянутся, а профильное ведомство в Каргополе отсутствует. Хоть бы на контроль взяли приличия ради.
P.S.
Справедливости ради отметим, что и очистные сооружения, и стоки с городской свалки — всё это попадает в реку и не делают её чище. Однако, надо полагать, что и эти источники загрязнения не первый год отравляют местную воду, однако активные жалобы от местных стали поступать только сейчас и именно на молочный комбинат.
Фото и видео: «Подслушано Каргополь» и со страницы Алексея Макарова в «ВК».



