Отреставрированный пивзавод — место нынче модное, пропитанное духом лофта, красного кирпича и, казалось бы, совсем не книжной, а скорее хмельной историей. Но именно здесь, где когда-то бродило сусло, на днях бродили смыслы. Высокие, важные и очень архангельские.
Повод собраться был весомый: презентация уникальной серии книг «Литературные памятники Архангельска». И сразу скажем: это не очередной «проходной» проект для галочки в министерских отчетах. Это история про душу, про инициативу снизу и про настоящую любовь к Северу.
У истоков этой монументальной задумки стоит Николай Николаевич Харитонов. Человек в наших краях известный, писатель с глубоким, пронзительным взглядом на историю и современность. Харитонов — это тот тип интеллигента, который не кричит о патриотизме, а тихо делает своё дело, собирая по крупицам культурный код поморов. Именно он задумал серию, которая стала бы памятником не из бронзы, а из слова.

Но, как известно, один в поле не воин, даже если это поле литературное. Николай Николаевич собрал вокруг себя группу единомышленников, каждый из которых — отдельная глыба.
Во-первых, это Галина Павловна Ковалёва. В журналистских кругах её имя произносят с придыханием. Она мастер слова, человек, который знает об Архангельске, кажется, всё, и умеет рассказать об этом так, что заслушаешься. Её участие в проекте — это знак качества, гарантия того, что тексты будут живыми, а редактура — безупречной.

Мушкетер этой культурной гвардии — Георгий Гудим-Левкович. Военкор, чье имя знакомо каждому архангелогородцу, следящему за новостями. Человек действия, человек чести. Кстати, презентация совпала с его днём рождения, так что Георгий Евгеньевич принимал двойные поздравления. Культурный смотритель присоединяется: многая лета, военкор! Его роль здесь далеко не номинальная, он стал тем мостиком, который соединил литературное слово с суровой реальностью сегодняшнего дня.
На суд общественности вынесли две книги. Три совершенно разных по тональности, но единых по духу издания.
Первая книга — маленькая, карманная, но, пожалуй, самая тяжелая по смысловой нагрузке. «Россия. Победа. Архангельск. Нашему защитнику». Весь первый тираж этого издания уже уехал «за ленточку», на фронт. И тут огромная заслуга Гудим-Левковича, который организовал логистику.

Почему карманный формат? Всё продумано: чтобы не мешала солдату в движении, помещалась в разгрузку, была всегда под рукой, у сердца. Но главное — содержание. Создатели сразу отказались от официоза. — Захотелось, чтобы архангельские защитники получили со своей малой родины, от архангельских школяров что-то иное, тёплое, не трафаретное, копирующееся под диктовку, — звучало на презентации. — Мы не знали, как получится, но решили: пусть школьники рисуют любимый Архангельск. Пишут стихи, о чём захотят. Мы скажем ребятам, что их творчество уедет на фронт к защищающим их жизни взрослым землякам. А дальше первоклашки, старшеклассники, все, пусть сами думают, что им нарисовать и написать. Так собралась эта книга.

И она получилась настоящей. Там нет фальши, нет казенных фраз. Там детские рисунки, неуклюжие, но искренние строки, там тепло детских ладошек, которое так нужно в холодном окопе.
Вторая книга — библиографическая редкость уже на старте. «Антология архангельской поэзии». Культурный смотритель сразу предупреждает: не ищите её на полках «Буквоеда» или «Дома книги». Надпись на последней странице сурово гласит: «Издание не для торговли». Это подарок. Это артефакт.

Под одной обложкой собрали невероятный букет имен. Поэтическое древо Архангельска раскинуло свои ветви через века. Здесь и Иосиф Бродский, чья ссылка в Норинскую навсегда связала нобелевского лауреата с нашим севером. И пламенный революционер Чумбаров-Лучинский, которого мы привыкли воспринимать как название проспекта, а он, оказывается, был тонким лириком. Десятки имен, переплетение судеб, рифмы, в которых шумит Северная Двина и скрипят мачты кораблей. Это книга-памятник, которую хочется передавать по наследству.

Что особенно подкупило — атмосфера. В стенах пивзавода не было места скучному официозу. Это была не пресс-конференция с «говорящими головами», а дружеская встреча. Собрались свои. Говорили много, жадно, перебивая друг друга, восхищались поэзией, предавались воспоминаниям о том, как создавался этот проект.
Финальным аккордом вечера стало угощение. Гостей потчевали яствами, что добавило встрече уюта и хлебосольности.
Презентация серии «Литературные памятники Архангельска» оставила удивительное послевкусие. В эпоху, когда всё уходит в «цифру», когда посты в телеграме живут ровно сутки, такие инициативы — как якоря. Они удерживают нас, не давая раствориться в информационном шуме. Харитонов и его команда делают великое дело. Они фиксируют память. Они создают материальные носители нашей любви к городу. Будь то молитва ребенка за солдата, строка Бродского или отчет об экспедиции за костями императора — всё это кирпичики в фундаменте нашей идентичности.
Пока такие люди собираются в старых пивзаводах и издают книги «не для продажи», а для души — Архангельск будет жить. И не просто жить, а звучать гордо. Читайте, друзья. Ищите эти книги. Они того стоят.




