Завтра в Архангельске −5°CСеверодвинске −5°CОнеге −3°CВельске −3°CМирном −3°CШенкурске −3°CЯренске +7°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, вторник, 04.12.2018 12:08

Мосты через Двину

24.09.2011 15:01
55 лет назад, 20 октября 1956 года, был сдан в эксплуатацию мост через Кузнечиху. Соломбальское поселение, где были расположены самые мощные в городе промышленные предприятия, получило надежное сообщение с центральной частью города.

Кузнечевский мост

Мост открыл возможность интенсивной застройки городских окраин, избавил город от ежегодных непроизводственных, но необходимых затрат на оборудование переправы, которую к тому времени уже более 150 раз устраивали каждую весну для сообщения с Соломбалой...

К середине XVIII века Большой Соломбальский остров, на котором в свой первый приезд (1693г.) Петр I заложил государевы верфи, стал центром деловой и общественной жизни губернского города. Верфи расширялись, строились мастерские, кузни, здесь открыли Шкиперские учебные курсы, построили жилье для моряков, возвели на острове и особняк военного губернатора — главы администрации обширной губернии.

С первых лет основания верфи остро встал вопрос о перевозке людей и различных грузов через Кузнечевское русло Северной Двины. Переправа долгое время была неразрешимой проблемой для многих поколений городских властей.

В 1805 году Александр I удовлетворил просьбу военного губернатора о постройке моста. Первый временный мост был построен быстро, архангельские мужики с большим желанием трудились над его сооружением. Переезд через мост был платным, но многих обывателей это не смущало — считалось большим шиком проехать нему на повозке.

Вскоре выработалось Правило о прохождении льда и наведении моста. Каждый год городская Дума задолго до весеннего паводка объявляла конкурс на устройство переправы -выигрывал его тот, кто запрашивал меньшую сумму.

В 1844 году впервые было опробовано строительство моста на сваях, и уже в течение последующих трех лет городские власти увидели все преимущества в эксплуатации — переправа была более надежной и удобной. Зимой сваи вытягивались из грунта, их поднимали на лед и свозили на берег, а по весне вновь забивали. Были проведены и работы по приведению в порядок высокого городского берега в районе действующей переправы. Часть береговой линии срыли, землю обложили дерном, а откосы выстлали камнем.

Городская управа несла большие расходы по ежегодному устройству переправы, но только через 90 лет поступило предложение о строительстве постоянного моста через водную артерию. Выступил с ним Яков Макаров, живший в Соломбале и не понаслышке знавший обо всех проблемах проезда на остров. Молодой предприниматель представил проект устройства нового постоянного моста, 31 мая 1895 года городская Дума заслушала предложения Макарова, проект не утвердила, но идея постройки прочно овладела умами нескольких поколений гласных. К ней не раз возвращались, потому, как строительство временного сообщения через Кузнечиху становилось все более и более обременительным для городской казны.

В дальнейшем еще несколько раз поднимался вопрос об устройстве моста. Особенно остро он стоял в период Первой мировой войны. В 1919 году городская Дума еще раз рассматривает проблемы сообщения Архангельск — Соломбала. На одном из заседаний постановили, что городская управа должна немедленно приступить к изысканиям с таким расчетом, чтобы постоянный мост был построен в течение трех лет. Были начаты предварительные работы по бурению, но вскоре они были приостановлены — в начале 1920 года в городе прочно установилась Советская власть.

В 1923 году Губисполком утвердил строительство постоянного моста. В феврале 1924 года сооружение торжественно открыли. Накануне открытия моста, которое было назначено на 19 февраля, один из руководителей стройки т. Клюев написал заметку в «Волну». В газете от 6 февраля рассказывалось о том, что мост достроен, через него проложены рельсы для трамвая. Любопытны с моей точки зрения слова автора: «...То, что не могла осуществить в течение более 100 лет экономического расцвета буржуазная городская Дума, осуществил городской рабочий Совет ко дню своего 4-летнего существования, осуществил в годы экономической разрухи...»

...Первый же ледоход в одночасье разрушил мост!

6 мая губернская газета «Волна» написала о случившейся беде: «...Вследствие образовавшихся во всех остальных устьях заторов, лед, с быстротой, определяемой некоторыми до 12 верст в час, устремился около 5 часов утра 4 мая в промежуток между Соломбалой и островом Мосеевым. Обрушившись боковым ударом в находящиеся здесь против дамбы Кузнечевского моста ледорезы...»

Архангельский Губернский Отдел Местного Хозяйства обращался к Северо-Западной Областной конторе Государственного Строительства железнодорожных сооружений с просьбой о выяснении технической возможности постройки постоянного моста через реку Кузнечиху и составлении соответствующих проектов. Было предложено пять вариантов. Один из них был утвержден. Автор Г.П. Передерий, по его проектам построены мосты через р. Обь у Барнаула, через р. Павловку у Рязани, через р. Волхов в Соль-цах, через р. Вологду в г. Вологде и наш Кузнечевский мост.

Осуществлению планов помешали сначала репрессии, среди руководителей строительства нашли «врагов народа», потом начавшаяся финская кампания, а затем и Великая Отечественная война, эти события надолго отодвинули решение такого важного для города вопроса...

Открытие моста в октябре 1956 года было настоящим праздником. Тысячи рабочих промышленных предприятий города, студенты институтов, учащиеся школ и техникумов с нескрываемой радостью участвовали в митинге по случаю открытия регулярного сообщения с островом.

После окончания митинга председатель Архангельского городского Совета депутатов трудящихся Н. Рачков подошел к ленте и перерезал ее. По мосту двинулся первый трамвай, тысячи горожан заполнили пешеходные дорожки, рассматривая, как в небо взвились разноцветные ракеты салюта.

«Мост висячей конструкции с использованием металлических вантов построен в нашей стране впервые. Строителям во время его сооружения приходилось часто испытывать несущие канаты и подвески. Вносить коррективы в проектные задания. Для подвески моста было использовано свыше 22 километров канатов... Детали моста рассчитывались на полуторакратную нагрузку по отношению к расчетной. Впервые на строительстве мостов был применен сборный железобетон...», — сказал начальник строительства моста Б. Безруков.

Появление этого огромного по масштабам города сооружения связало центр Архангельска с его окраинами и во многом облегчило осуществление градостроительных замыслов, кроме того, мост стал заметным архитектурным сооружением.

Железнодорожный мост

5 ноября 1964 года в Архангельске состоялся митинг по поводу открытия моста через Северную Двину. Первый подвижной состав и колонна автомашин двинулись по транспортной артерии, после того как председатель Архангельского облисполкома В. Агибалов перерезал ленту. Наконец-то город получил надежное сообщение с «материком».

Уже выросло ни одно поколение горожан, которое не может представить, как радовались архангелогородцы этому событию. На самом деле, чтобы добраться до или к железнодорожному вокзалу, требовалось большое количество времени. Сложен особенно был переход через реку зимой, в стужу, когда северный ветер, казалось, насквозь продувал человека.

Вот как описывает мытарства пассажиров, прибывших в Архангельск железной дорогой, Ю.П. Казаков: «Я приехал в Архангельск... в 1956 году. Моста через Двину тогда и в помине не было, московский поезд останавливался на левом берегу. Не знаю, какой погодой встретила Двина Ченслера, а я шел тогда, в конце августа, в мокрой толпе, по мокрым грифельным доскам перрона, справа тянулись какие-то заборы, пакгаузы, носильщиков не было, да и со снабжением, как я сразу понял, дело было швах — чуть не до земли сгибаясь, тащили пассажиры всякую продукцию, круглились в авоськах арбузы, помидоры краснели на ватных спинах и грудях, баранки и белые батоны выпирали из кирзовых сумок... Но вот вместе с толпой протиснулся и я на пароходик, построенный в Гамбурге в 1871 году, протиснулся к борту, вдохнул ветряной запах мокрых опилок и торфа, запах речной воды...»

Или:

«...впервые я приехал в Архангельск зимой, впервые переходил Двину пешком — мост тогда был еще не достроен, он рос на моих глазах, сначала из воды торчали только верхушки устоев, потом он поднимался все выше с каждым годом и уже обрастал стальными фермами, но в эту зиму мост был еще не готов, — шел я по заледенелой тропе вечером к далеким огням города, и так была широка Двина, что мне временами казалось, что я никогда не дойду до огней...»

Но вернемся к истории. 27 октября 1914 года на состоявшемся совещании «О путях сообщения на Севере» серьезно встал вопрос о строительстве моста. К тому времени северная железная дорога, открытая в 1898 году, оказалась важной транспортной артерией, связавшей страну с открытым океаном. Именно поэтому Министерство путей сообщения в лице его представителя С.П. Кульжинского предложило обсудить вопрос о переустройстве дороги из узкоколейной на широкую колею и продолжить путь на правый берег, к будущему авант-порту Экономия.

16 марта 1915 года городская Дума также обсуждала варианты перехода Северной Двины железнодорожным мостом. Было несколько вариантов: 1. деревня Орлецы; 2. устье реки Пинеги; 3. деревня «Бобровая гора»; 4. «Белая гора»; 5. Смольный Буян.

Рассматривался также вариант строительства «по кошкам», у станции Исакогорка.

Купечество настаивало на строительстве сооружения в районе Архангельска, так как другие варианты нанесли бы экономический урон городу.

8 мая 1915 года на совещании у губернатора Бибикова вновь развернулась дискуссия о месте строительства моста. Поддержку получило предложение инженера Л.Ю. Прохасько, он предлагал переход Двины раздвижным мостом в районе Смольного Буяна

Спорили и о месте расположения железнодорожного вокзала. Министерство предлагало отвести место под строительство за Обводным каналом, между улицами Поморская и Воскресенская. Дума предложила строить вокзал на «Мхах», с учетом перспективы дальнейшего развития города.

Пока велись изыскательские работы, ситуация изменилась. Правительство решило, что целесообразнее построить железную дорогу на Кольский полуостров и новый, незамерзающий порт в Баренцевом море.

Следует упомянуть об одном интересном и пророческом выражении купца Мерзлютина, участвовавшего в обсуждениях по поводу строительства моста. Видимо, уставший от споров коллег, он предположил, что если дискуссии будут продолжаться, то мост будет построен лет через 50, что, собственно, и произошло!

Дмитрий Акишев, депутат городской Думы, специально для ИА «Эхо СЕВЕРА»

Фото из книги С.А. Ефремовой «Архангельск глазами современника ХХ века»

Использованные печатные материалы:

Е.П. Бронникова, С.А. Ефремова «Архангельск-век минувший»

Г.И. Попов «Старый Архангельск»

Т.И. Трошина «Великая война... Забытая война»

Ю.П. Казаков «Две ночи»

Газета «Волна» 06.02. 1924 г.

Газета «Волна» 06.05.1924 г.

Газета «Правда Севера» 21.10.1956 г.

Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле