Завтра в Архангельске−6°CСеверодвинске−6°CОнеге−4°CВельске−9°CМирном−9°CШенкурске−8°CЯренске−8°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,пятница, 09.02.2024 11:46

Мост в неизвестность…

28.10.2015 12:10
С момента трагедии прошла неделя: хроника событий и свидетельства очевидцев

В ночь с 20 на 21 октября 2015 года в городе Вельске Архангельской области обрушился 42 метровый пролет железобетонного моста через реку Вагу.

Данный мост является частью автодороги Вельск – Шангалы. Он был построен в 1966 году, а последний раз ремонтировался в 1987 году. На протяжении нескольких последних лет состояние этого моста вызывало у местных жителей большие опасения.

Но людей, ежедневно пересекавших мост, судя по всему, в очередной раз никто не послушал…

К месту катастрофы незамедлительно выехали спасатели МЧС и руководство «Архангельскавтодора». Спустя несколько часов силами инспекторов ГИБДД автомобильное и пешеходное движение по мосту с обеих сторон было перекрыто. Установлены бетонные заграждения и предупреждающие знаки.

Сотрудники полиции организовали пешеходное сообщение для взрослого населения через железнодорожный мост, расположенный в 200 метрах от автомобильного.

В Вельском районе был введен режим чрезвычайной ситуации…

А можно ли было избежать трагедии?

На сайте «Архангельскавтодора», на балансе которого находится мост, опубликована информация, что из-за обрушения моста без автомобильного сообщения с Вельском остались четыре сельских поселения, в которых проживают 11835 человек.

Однако озвученная цифра больше напоминает попытку со стороны руководства «Архангельскавтодора» сгладить масштабы происшедшего. Дело в том, что данный мост фактически является единственным путем, соединяющим поселок Кулой, близлежащие деревни, а также часть Устьянского района с внешним миром.

По разным подсчетам, количество людей, оставшихся «за мостом» на несколько дней составило порядка 30 тысяч человек.

Да, существует железнодорожный мост, но, согласитесь, это сообщение не так мобильно и эффективно для постоянной доставки продуктов, топлива, транспортировки больных и банального перемещения пассажиров.

Имеется также объездная дорога через Благовещенск и Вологодскую область, но ее длина в несколько раз больше привычного пути, и, как отмечают местные жители, качество ее оставляет желать лучшего.

Иными словами – это самое настоящее ЧП.

***

Что же стало причиной?

Вернемся к вышеупомянутому официальному сайту «Архангельскавтодора». 21 октября там была опубликована информация, в которой, со слов директора дорожного агентства Михаила Яковлева, уточняется (цитата):

«Непосредственной причиной обрушения стратегически важного для Архангельской области моста в Вельске стало то, что сооружение эксплуатировалось с постоянным перегрузом, несмотря на ограничения в 20 тонн и наличие на объекте соответствующих знаков».

Конец цитаты.

Но, похоже, и здесь руководство «Архангельскавтодора» что-то недоговаривает…

Дело в том, что еще два года назад в газете «Вельская неделя» (№ 34 от 22 августа 2013 года), был опубликован материал «Прочен ли мост?»

В статье корреспондент приводит разговор с бригадиром команды, строившей этот мост, имеющим звание «Изобретатель СССР», Николаем Едемским.

Со слов Николая Едемского, этот мост имел несколько серьезных проблем и уже тогда вызывал опасения со стороны местных жителей (цитата):

«Мост хороший построили, но вот одно упустили. По проекту было предусмотрено выемку земли сделать, чтобы вытяжник стал пологий. Проще сказать, гору предполагалось «сгладить» (вплоть до нынешней автозаправки).

Почему-то это не сделали… И теперь, когда машины с этой горы на мост заезжают, они его как бы толкают – это чувствуется даже на легковом автомобиле. А представляете, с какой силой толкает первую опору моста 100 тонная машина?! Это происходит именно из-за того, что гора крутая – въезд же на мост должен быть плавным, без качка…<…> Грунт на этой горе сложный, ползучий, глинистый. Дренаж был сделан, но, скорее всего, он уже заплыл. К тому же, зимой в гололед гору посыпают солью, а она тоже грунт разъедает, разжижает.

К чему это приводит? Гора как бы плывет – грунт ползет вниз и… опять же давит на опору моста, и подшипник на опоре выжимается из «седла».

Конец цитаты.

Примечательно, что интервью с Николаем Едемским было записано спустя неделю после визита в Вельский район губернатора Архангельской области Игоря Орлова, на встрече с которым Николай Алексеевич и выразил свои опасения относительно судьбы моста.

По информации «Вельской недели», тогда Игорь Орлов пообещал местным жителям, что мост будет отремонтирован в 2015 году (цитата из той же статьи):

«Мост отремонтируют, причем, по словам губернатора, ждать осталось недолго – до 2015 года. Наверно, тогда мост и укрепят, и покрасят, и ржавые части «фермы» заменят… Но Николай Алексеевич считает, что гору все равно придется «срезать».

Конец цитаты.

Но на сайте «Архангельскавтодора» говорится совершенно иное. Да, после посещения ИгоремОрловым Вельского района прошло несколько лет, но свои обещания необходимо выполнять (цитируем Михаила Яковлева):

«В 2009 году мост через Вагу прошел обследование, были выявлены определенные дефекты, напрямую не влияющие, однако, на несущую способность сооружения.

В 2014 году проведено предпроектное обследование моста. Подготовлен проект ремонта, который был запланирован на 2017 год».

Конец цитаты.

Если бы обещания губернатора Орлова выполнялись своевременно, не произошло бы ЧП…

В социальной сети «ВКонтакте», в различных сообществах и группах, в комментариях под новостями о вельской трагедии выражается негодование со стороны как местных жителей, так и сочувствующих тем, кого она коснулась.

И у людей появляются вполне ожидаемые опасения. Вопросов масса: как перевозить больных и умерших? Что будет с доставкой топлива и дров? Зима, как-никак, уже близко.

Заложниками промедления или нежелания замечать проблемы со стороны руководства «Архангельскавтодора» стали простые граждане.

Поэтому журналисты «Правды Северо-Запада» направили запрос в «Архангельскавтодор» для уточнения сроков проведения ремонта мостов, находящихся в аварийном и неудовлетворительном состоянии.

Далее цитируем текст запроса:

«Какое количество мостовых сооружений по Архангельской области в настоящее время находится на балансе «Архангельскавтодора»?

Запланирован ли ремонт тех самых мостов (171, как указано на сайте), находящихся в неудовлетворительном состоянии? Если да, то каковы его сроки и какова сумма денежных средств, запланированных на эти работы?

Запланирован ли ремонт 21 аварийного моста? Если да, то каковы его сроки и сумма предусмотренных денежных средств?

Где располагаются мосты, которые в 2015 году были закрыты по причине полного износа в связи с проездом большегрузного транспорта?

Какая сумма ежегодно осваивается «Архангельскавтодором» на ремонте мостовых сооружений по Архангельской области?»

Конец цитаты.

На момент сдачи номера в печать ответ на запрос в редакцию так и не поступил.

***

После обрушения моста через Вагу жители поселка лесобазы, поддавшись панике, за день скупили все продукты в магазинах.

На следующий день мы пообщались с жительницей Вельска Натальей М. (мы не называем ее фамилии и публикуем рассказ на условиях анонимности).

Корреспондент «Правды Северо-Запада»: Новость о том, что мост рухнул, для вас была неожиданностью или в поселке знали, что с ним не все в порядке?

Наталья М.: Люди давно обсуждали, что мост пошатывается. Но что произойдет такое, такого никто не ожидал. Мне позвонила подруга в два часа ночи и рассказала эту новость. Я, конечно, была очень удивлена.

Корреспондент: Расскажите как вы теперь добираетесь из поселка в город?

Наталья М.: Сейчас мы пользуемся электричкой, чтобы попасть в город на работу и отвести ребенка в школу. Это не очень удобно, но мы вынуждены приспосабливаться к ситуации.

Приходится уезжать рано утром. У меня рабочий день с восьми утра и у ребенка уроки в школе начинаются в 8:10. Чтобы успеть, мы на поезде выезжаем в 7:20.

После занятий в школе ребенок идет на тренировку, а потом приходит ко мне на работу, и мы вместе ждем вечернего поезда. В 18:30 возвращаемся и попадаем домой к 19 часам.

Пока я истоплю печки, приготовлю ужин, сделаем с ребенком уроки – дело к ночи. А с утра снова надо рано вставать, чтобы успеть на поезд в 7:20.

Раньше было проще, так как я возвращалась с работы на автобусе, который шел в поселок в 17 часов. Ребенок мог на автобусе приехать домой днем. Он делал часть уроков и мог вернуться на тренировки в город.

Теперь он делает часть домашнего задания в школе после уроков, обедает в городе и только вечерним поездом мы возвращаемся домой.

Я считаю, что, если даже введут дневной поезд, школьнику без контроля взрослого ездить одному на электричке опасно. Так что это тоже не выход из ситуации для детей.

Корреспондент: Местные власти приезжали к вам в поселок, объясняли, что они намерены делать дальше?

Наталья М.: Местным властям пока некогда, у них свои заседания. Еще только второй день катастрофы… Во всяком случае, я не слышала, чтобы кто-то из властей приезжал в поселок и проводил встречи с жителями.

Корреспондент: В поселке нет полицейского участка, больниц, пожарной части. Эти вопросы как-то решаются?

Наталья М.: Да, я слышала, что к нам перегнали полицейскую машину, оказывают медпомощь. С этим проблем нет.

Корреспондент: А что с продуктами в магазинах?

Наталья М.: Сейчас в социальных сетях появились фотографии с пустыми прилавками в магазинах. Честно скажу, меня это раздражает. Ну понятно же, что никто нас не оставит без продуктов – зачем нагнетать панику?

Конечно, в первый день люди в панике скупили все продукты в магазинах. Чтобы привезти новые, требуется время, так как расстояние – 150 километров. Но пустые прилавки в магазинах – это временно. Думаю, что подвоз продуктов скоро организуют.

К сожалению, возникает ажиотаж из-за того, что нет информации, сколько все это может продлиться, когда построят понтонный мост и т.д.

***

Своими комментариями с журналистами «Правды Северо-Запада» поделились еще две жительницы Вельска, проживающие по ту сторону моста.

Мария Пустохина:

«Понятно, что эта ситуация всем жизнь осложнила. Например, мы с мужем теперь на работу выезжаем около семи утра. Машину приходится оставлять возле железнодорожного моста.

Что касается паники с продуктами, то я этого не ощутила. В первый день, конечно, был ажиотаж на хлеб, но сейчас люди успокоились.

Никакой паники нет.

Сама я лично не видела, но люди говорят, что больных переносят через железнодорожный мост. Все ждем, когда начнет функционировать понтонный мост».

Вероника Новоселова:

«Пусть это и неудобно, но мы пока что пользуемся железнодорожным мостом. Отрадно, что там круглосуточно дежурят полицейские. Детей без родителей на мост не впускают.

В первые дни, да, люди скупали в магазинах все подряд. Сейчас такого нет. Фуры с продуктами ездят в объезд через Благовещенск.

Мне знакомые рассказывали, что через железнодорожный мост переносили гроб. Но это вынужденная мера. Не у всех есть возможность добираться в объезд. Хорошо, что рядом этот мост находится».

***

Сидеть и ждать у моря погоды жители Вельска и близлежащих районов, очевидно, не намерены. Редакция «Правды Северо-Запада» получила копию письма, написанного жителями Вельского района Президенту России Владимиру Путину и министрам Правительства России. Люди обращаются с просьбой помочь с выделением средств для строительства нового моста через Вагу, а также разобраться и установить ответственных лиц, бездействие которых привело к ЧП. Цитируем текст обращения:

«Рухнувший мост отрезал от мира жителей двух районов, без связи с цивилизацией остались до 30000 человек.

Случившееся – это следствие запущенности проблемы, чиновничьего равнодушия к тревожным сигналам об опасных местах на дорогах. Выяснилось, что и губернатор Архангельской области, и чиновники местной администрации были в курсе аварийности моста, но ничего не сделали для обеспечения безопасности жителей района и области.

На стратегически важном участке допущена серьезная, преступная ошибка в организации дорожного движения и откровенно халатное отношение региональных и местных властей к обустройству дорог и мостов.

<…>

Нельзя закрывать глаза на вопиющий «слив» миллионов бюджетных денег в обустройство дорог и мостов. Куда идут средства, выделяемые, закладываемые в региональные бюджеты на реализацию программы безопасности дорожного движения? Почему не были установлены камеры видеонаблюдения, которые могли бы фиксировать нарушителей, превышающих допустимый вес транспорта?»

Конец цитаты.

26 октября 2015 года спасатели МЧС России завершили основные работы по монтажу механизированного моста через Вагу.

В сообщении пресс-службы МЧС Росси по Архангельской области отмечается (цитата):

«Спасатели из Ногинского и Тульского спасательных центров МЧС России, которые прибыли для восстановления нормального транспортного сообщения, а также их коллеги из Архангельска и Вельска, трудились практически в круглосуточном режиме, чтобы новый мост как можно скорее стал служить людям.

Сегодня «встреча на Ваге» состоялась. И, хотя еще нужно сделать немало, самое сложное выполнено».

Конец цитаты.

Фото Натальи Дедовой и пресс-службы МЧС по Архангельской области

Материал предоставлен общественно-политическим изданием "Правда Северо-Запада", опубликовано 21.10.2015

Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле