Завтра в Архангельске+1°CСеверодвинске+1°CОнеге+2°CВельске+4°CМирном+3°CШенкурске+2°CЯренске0°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,четверг, 28.03.2024 13:53

Остановите поезд!

13.01.2016 16:52
Первый рабочий день нового года для довольно значительного количества сотрудников МЧС Архангельской области начался с общего собрания. Собирали «предельщиков» - чтобы сообщить приятнейшее известие: с 15 января все они идут…

Эпиграф: 

 «…мы порой её матерком, эту "избранную судьбу",

но...

если надо - пойдём пешком, ПТВ попрём на горбу».

(Слова из песенки "Особенности национального пожаротушения в северных условиях")


В отпуск они идут, в отпуск. Который полагается сотрудникам в текущем году. Очередной отпуск плавно перетекает в последний. Но обо всём по порядку.

Напомним, что год минувший закончился для подавляющего большинства сотрудников МЧС России невыплатой честно заработанных денег. Отдельный подарок чрезвычайное министерство приготовило для так называемых «предельщиков» - сотрудников, достигших предельного возраста пребывания на службе. В большинстве это те, кто отметили 45-летие.

Высшей министерской волей таких сотрудников решено было уволить. А с теми, кто уже заключил контракты на прохождение службы сверх предельного возраста («запредельщики» получаются), эти самые контракты в одностороннем порядке прервать.

Как водится в МЧС, людям никто ничего толком не объяснил – вызвали в кадровые аппараты подразделений, всучили под роспись уведомления о предстоящем увольнении. Мол, указание «сверху», мы обязаны исполнить. Может, что-то прояснится после праздников, но пока что указано до 1 марта вопросы с вашим увольнением решить кардинально.

И вот он, первый рабочий день: на 16:00 назначен общий сбор «предельно-запредельного» контингента. Наверно, чтобы спасибо людям сказать за многолетнюю безупречную службу?

А вот и фигушки! Обошлись без «спасибов» и прочих размазываний манной каши по тарелке. Было объявлено, что все собравшиеся (а также те, кто по разным причинам не смогли присутствовать) с 15 января идут в отпуск за текущий год – и далее на пенсион.

Мол, нонеча не так, как давеча – и потому местное руководство лишено права решать вопросы о продлении срока службы. Зато в министерстве создаётся специальная комиссия, уполномоченная рассматривать документы, которые должны поступать из регионов.

Вдруг среди этих «старослужащих» обнаружатся столь уникальные специалисты, которых практически невозможно (или невероятно сложно) заменить – и тогда на этих сотрудников должна быть подготовлена тонна документации с обоснованиями их уникальности. А специально обученные члены министерской комиссии тщательно эту тонну изучат и вынесут вердикт – «Уникален. Пущай служит». Или – «Недостаточно уникален. Уволить».

Вся эта бодяга выглядела бы не столь бесчеловечно, если бы речь шла об «омоложении» кадров. В конце концов, всё равно служба подытожится пенсионом. И это, как ни крути, обычное течение жизни: молодое поколение приходит на смену старшему. Грустно, но – нормально.

Только не в нашем случае. Никакой смены, как выяснилось, не планируется. А планируется, дорогие граждане, очередной эксперимент не только над пожарной охраной, но и над всеми нами. Вакансии, которые образуются после увольнения «предельщиков», министерство решило «заморозить». Не будет, следовательно, никакой молодой смены после ухода опытных сотрудников. Будет банальная нехватка рабочих рук.

Как это коснётся нас с вами, дорогие земляки? Да напрямую коснётся!

***

Начнём с Северодвинска, где уведомления об увольнении получили пятеро водителей пожарных автомобилей (ПА). Их профессия, конечно, не уникальна – их профессия весьма специфична. Они ведь, извините, не просто баранку крутят, доставляя бойцов пожарной охраны к месту вызова. Их функции куда важнее – именно на водителе основного пожарного автомобиля (автоцистерны) лежит обязанность по обеспечению бесперебойной подачи огнетушащих веществ.

Водители специальных пожарных автомобилей – автолестниц, подъёмников и др. – тоже, конечно, не уникальны. Но сходу и с налёту их специфичность не освоишь. Это только кажется, что любой, имеющий водительские права, может влёгкую заменить шофёра на пожарной технике. На деле – нужны специальное обучение, допуски, особое чутьё, которое вырабатывается годами ювелирнейшей работы.

И, как ни банально это прозвучит, должен быть в оперативной службе кадровый резерв – по ряду специальностей. А его, резерва, даже в планах не имеется. В планах – «замораживание» высвобожденных вакансий. То есть, латентное сокращение штата, который и без того уже урезан по самое критическое «не могу».

Пожарный – профессия особая. Штучная профессия, ибо по определению не может пожарный быть эдаким многостаночником, поскольку два ствола ему в одни руки никак не всунешь. Более того, есть стволы, которыми вдвоём работать положено по технике безопасности. Так что любая пара рук, попавшая под сокращение, оборачивается увеличением времени тушения.

Любой эксперимент с пожарной охраной – это эксперимент над всем нашим обществом. И каждый из нас – потенциальный лабораторный кролик. Напомним, что в пятидесятых годах прошлого века решили сэкономить, сняв с пожарных погоны и передав пожарную охрану в ведение Коммунхоза (что-то типа дворников-сантехников, только обязанных проявлять чудеса героизма с риском для жизни).

Имя этого дебильного реформатора история не сохранила, но восстанавливали пожарную охрану после той «реформы» долго и упорно. И лишь к середине семидесятых удалось переломить тяжкую ситуацию с пожарами в стране.

В начале двухтысячных годов пожарных снова «отреформировали», передав в ведение МЧС. С тех пор эксперименты не прекращались. К сегодняшнему дню доэкспериментировались до того, что на пожаре зачастую машин едва ли не столько же, сколько на пожаре рабочих рук.

Оперативные сводки сейчас в открытом доступе – типа, полная прозрачность, любой человек заходи на официальный сайт МЧС, выбирай регион и любуйся. Давайте полюбуемся вместе.

Деревня Бобровский рейд Приморского района, 3 января, 00:48 – сообщение о пожаре в одной из квартир одноэтажного деревянного дома. Обгорели стены, незначительно повреждён пол, разобрано на 2 кв.м. чердачное перекрытие. Хозяина квартиры пожарные спасли. Дом отстояли (в остальные три квартиры огонь не пустили).

На этом пожаре работали 4 автоцистерны, 1 аварийно-спасательный автомобиль, личный состав из трёх пожарных частей, общим числом – 18 человек. Вопрос: сколько было пожарных? Ответ: 3 звена ГДЗС (газодымозащитная служба – прим. ред.).

Для людей непосвящённых подобная арифметика кажется странной, для пожарных – дело обычное. Из общего числа сразу минусуем пятерых водителей – они со стволами не бегают, их задача – чтобы в стволах вода была бесперебойно.

И разведку надо производить, и жильцов эвакуировать, и рукавные линии прокладывать, и конструкции вскрывать – без дела никто не останется. И, вроде бы, 13 профессионалов – это немало. А если дать раскладку по конкретным подразделениям – волосы от ужаса дыбом встанут.

Пожарная часть № 76 – 4 человека на двух автоцистернах, в каждой машине - водитель и боец. Пожарно-спасательная часть № 2 – в машине водитель и два бойца. И лишь специализированная пожарно-спасательная часть – 11 человек на двух машинах. А по нормативам ежели – то на указанное количество пожарной техники должно приходиться минимум 26 человек, а не максимум 18, как мы имели возможность убедиться.

И это мы ещё не задавались вопросом, сколько на данном конкретном пожаре работало «предельщиков» и «запредельщиков»…

Но вернёмся в зал заседаний, на Советских Космонавтов, 51, на встречу руководства главного управления со своими уже (без пяти минут) бывшими сотрудниками. Многих беспокоил «квартирный» вопрос: кто-то не дождался очереди на жилищный сертификат, кому-то полагалась некоторая компенсация за нехватку квадратных метров по (и без того урезанному) ведомственному нормативу.

С сертификатами – дело сложное и запутанное (скорее всего – безнадёжное). С компенсациями – 50 тысяч рублей за недостающий «квадрат» - несколько проще: соберите 5 тонн справок и получайте свои бешеные деньги, на туристическую палатку должно хватить. А кому недосуг за бумажками по присутственным местам в очередях толкаться – тому ведомство по-христиански всё прощает.

Представителей Северодвинска всё же волновал вопрос «производственный» - как быть с «замораживаемыми» пятью вакансиями водителей ПА? Новых, получается, принимать нельзя, «старых» - уволить без разговоров, а на пожары кто будет выезжать? Или теперь по Северодвинску отдельные пожарные расчёты бегом будут носиться, навьючивши на горбы ПТВ и дыхательные аппараты?

Начальник ГУ МЧС по Архангельской области Шахобиддин Ваккосов горячий вопрос потушил мгновенно: на автомобили, временно (на неопределённый срок) оставшиеся без водителей, будут временно посажены офицеры.

Хоть присутствовал господин Ваккосов на этой встрече не в форме, а по гражданочке, но после такого ответа даже самый непонятливый «предельщик» осознал, что такое настоящий генерал! Больше никто не задавал глупых вопросов…

***

- Прапорщик, вы можете остановить поезд?

- Легко! Поезд, стой, раз-два!

***

Вот в свете этого старинного армейского бояна и попробуем применить (в теории) озвученную генералом Ваккосовым модель ближайшего будущего. Заступает на дежурство караул. Машин, предположим, в расчёте три – 2 автоцистерны и автолестница. Водителей осталось двое, за баранкой одной АЦ – «замороженная вакансия». Но свято место пусто не бывает – в карауле есть офицер! (Он же, собственно, начальник караула).

Звучит сигнал тревоги, все привычно прыгают в боёвки, начкар плюхается за баранку – и поехали! Ибо каждый начкар ещё в училище получает водительское удостоверение. И знает всё за пожарную технику, ибо он специалист с профильным пожарным образованием. Плевать, что у него нет специального допуска к работе на ПА – он сможет и до пожара доехать, и давление в линии обеспечить.

А руководить тушением пожара будет кто? Наверно, командир отделения, ибо начкар у нас генеральским решением временно (до особого распоряжения) переведён в водители. Вот это экономия государственных средств!! Поезд, стой, раз-два!

Генерал Ваккосов в пожарном деле разбирается, судя по всему, тоже на раз-два. Недаром же он весной 2014 года на сутки «разжаловал» себя в рядовые, облачился в новенькую боёвку, сверкающую каску - и осчастливил своим присутствием одну из архангельских пожарных частей. Мол, желаю лично познать пожарный труд.

Оказалось, что это очень тяжёлый труд. Больше генерал в «рядового пожарного» не игрался. Наверно, понял, что мало в боёвке пощеголять, чтобы стать профессионалом. Однако в историю вошёл. А после исторического решения назначить офицеров водителями ПА имя его следует выгравировать на каждом всасывающем патрубке каждого насоса каждой автоцистерны. Чтобы помнили!

Тут уместна цитата от министра иностранных дел Лаврова. (Ну, вы поняли, да?)

И даже если это не сам Шахобиддин Абдукодирович придумал, а лишь озвучил мудрое указание «сверху» - всё равно сие решение достойно резца ваятеля, кисти художника, внимания писателя.

И генпрокурора, мы полагаем. И Общероссийского народного фронта. Поскольку эксперимент МЧС с «заморозкой» вакансий (читай – скрытое сокращение и без того куцей численности пожарной охраны) чреват для страны в целом, и для каждого гражданина в частности, формированием рукотворной чрезвычайки в масштабах всей России.

«Замороженные вакансии» ничего не потушат и никого не спасут. Курьерский поезд не остановить командой даже старшего прапорщика. Внятных обоснований «мудрых» решений от чрезвычайного министерства страна, как водится, не услышит. Ведь до сих пор мраком покрыта тайна – куда подевалась декабрьская зарплата федеральных пожарных России? И это при том, что все эмчеэсные руководители на новогодние праздники без копейки не остались. И их личные водители увольнениям не подлежат. 

Материал предоставлен общественно-политическим изданием "Правда Северо-Запада"

Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле