Этим воскресеньем, называемым в церковной традиции Неделей о мытаре и фарисее, в 2017 году начался особый подготовительный период, который предшествует Великому посту.
За богослужением звучала евангельская притча о Мытаре и Фарисее: «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18:11—14).
Накануне Недели о мытаре и фарисее на Всенощном бдении хор исполнял особую молитву «Покаяния отверзи ми двери...». Это молитвенное прошение объединяет период подготовки к Великому посту и сам пост, поскольку поется как на богослужениях, предшествующих покаянному периоду, так и в сам пост.
В этот воскресный день начинается использование на службе текстов из Постной Триоди — книги библейских чтений и песнопений на каждый день. До Великой Субботы будут звучать основные темы этих богослужебных текстов: молитва, покаяние и пост.
Также в этот день совершается память Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Празднование этих святых было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918 гг.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в Отечестве весной 1992 года установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века 25 января, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает – то в ближайшее последующее воскресенье. Дата была сопряжена с днём памяти священномученика Владимира (Богоявленского), во главе Собора было поставлено имя патриарха Московского и всея России Тихона.
Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.
Члены Архиерейского Собора 2-5 февраля 2015 года, обсуждая вопрос о времени празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, пришли к выводу о целесообразности употребления именования «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», в связи с тем, что каноническая ответственность Русской Православной Церкви простирается на многие государства.