Завтра в Архангельске−8°CСеверодвинске−8°CОнеге−8°CВельске−8°CМирном−9°CШенкурске−9°CЯренске−12°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 04.02.2024 17:18
1/2

Заказ, заказчик и любимчик

07.02.2017 12:15
Региональное УФАС рассказало о том, почему «Фармация» загребает большинство господрядов.

Ни для кого ни секрет, что медицина в Архангельской области находится в плачевном состоянии. Практически на все существующие проблемы здравоохранения в областном Минздраве ответ один - не хватает финансирования.

И правда - суммарная кредиторская задолженность больниц составляет около 260 миллионов рублей. Но!Эта сумма вырисовывается при годовом бюджете в целых 18 миллиардов.

Во время пятничной пресс-конференции Архангельского УФАС, на которой был представлен отчёт работы управления за 2016-ый год и планы на 2017-ый, представители СМИ задали руководству региональной антимонопольной службы ряд вопросов. 

Одной из основных тем стал вопрос газеты «Для умных людей ПравДа Северо-Запада» про медицинскую сферу.

***

Илья Азовский: 

— А почему все конкурсы на поставку лекарств выигрывает одна фирма — «Фармация»?

Ирина Короткова, заместитель начальника УФАС по Архангельской области: 

— Потому что так сделана документация под «Фармацию». В 44‑м законе не предусмотрено норм, доказывающих сговор или нарушение.

Илья Азовский:

— Но кто придумывает все эти нормы? Например, почему предусмотрен именно трехдневный запас лекарств, а не четырехдневный, допустим?

Ирина Короткова: 

— Это потребность заказчика, суд в случае обращения встанет на его сторону. Суд в подобных случаях всегда встает на сторону заказчика. Чтобы заказчик получил то, на что он рассчитывал.

Илья Азовский: 

— А антимонопольная служба как-то в этом участвует?

Ирина Короткова: 

— Центральный аппарат участвует. Мы высылаем материалы, ФАС России все анализирует, и уже в рабочем порядке с иными структурами и министерствами обсуждают и дают рекомендации внести изменения. Но часто рекомендации центрального аппарата остаются без внимания.

Илья Азовский: 

— Я продолжу пример из фармацевтики. Проводится конкурс, например, на закупку аспирина. Берется максимальная стоимость…

Ирина Короткова:

— Вообще-то у нас закупки лекарств производятся по международным непатентованным наименованиям (МНН), а не по торговым наименованиям.

Илья Азовский: 

— Но химический состав‑то остается тот же!

Ирина Короткова: 

— Заказчик указывает международное наименование, с определенными характеристиками, свою потребность, и если товар поставщика отвечает требованиям заказчика, то здесь нам ничего не сделать.

Илья Азовский: 

— Именно с таким названием?

Ирина Короткова: 

— Нет, именно с такими характеристиками. Например, у одного международного наименования может быть десять торговых наименований, у каждого производителя свое, и у каждого немного разные характеристики, разный состав, могут быть разные добавки, где-то могут быть разные ограничения, например, для беременных, для больных сахарным диабетом.

А может быть и более мягкое ограничение: «возможно применение». Но заказчик не хочет отвечать за возможные последствия, которые могут возникнуть при лечении пациентов, поэтому он закупает конкретные лекарственные средства. Он хочет чётких определений, например отсутствие ограничений в применении при беременности. А таких производителей, дающих четкие рекомендации, довольно мало, в основном они предпочитают обтекаемые формулировки.

Илья Азовский: 

— Но конкурсы выигрывают одни и те же!

Ирина Короткова: 

— Вот как проходит процесс. Объявляется конкурс на услуги по поставке лекарственных средств для лечебных учреждений и прописываются конкретные условия.

И аргументы заказчика очень трудно опровергнуть, потому что ему надо, чтобы данную закупку осуществлял один поставщик, чтобы этот поставщик контролировал расход лекарств в больницах, что поставить дополнительно, надо вести электронный финансовый и лекарственный мониторинг. Чтобы заказчик всем этим не занимался, только принял услуги и все.

Чтобы право собственности на медицинские препараты и изделия, в том числе одноразового использования, те же подгузники, оставалось за поставщиком. И свою потребность в такой услуге заказчик будет отстаивать в суде. И суд встанет на его сторону.

Года четыре назад ФАС России, (центральный аппарат), пытался аннулировать подобную закупку, Министерство здравоохранения пошло в суд и выиграло дело. Это комплексная услуга по поставке медицинским учреждениям лекарственных средств — потребность заказчика, она ему очень выгодна. Экономятся трудовые, временные ресурсы, а вот финансовые — другой вопрос.

Какая цена есть, такая и остается. Есть, конечно, и недовольные тем фактом, что «Фармация» является постоянным победителем.

Илья Азовский: 

— А кто это?

Ирина Короткова: 

— Я сейчас не готова ответить на этот вопрос. Это больше на уровне мнений: «Да, мы недовольны тем, как исполняются контракты, потому что в данный момент нам нужно другое лекарственное средство, а закупленное по контракту лежит невостребованное». Но закупка сделана, количество определено, поставщик, в данном случае «Фармация», говорит: вы просили — берите.

В этом деле очень много нюансов, и мы только своими силами не можем справиться. Есть примеры, когда регионы, по-моему, Мурманская область, уходят от таких контрактов. У нас министерство здравоохранения считает, что это наилучший вариант для обеспечения больниц медицинскими средствами и лекарствами.

Денис Бугаев: 

— Пример: медицинские перчатки. Заказчик обосновывает, почему нужны, например, с запахом лаванды или земляники. И он это обосновывает, и мы в суде не сможем это опровергнуть.

Ирина Короткова: 

— Ну, скорее всего, не перчатки, а мыло, которое они закупают, чтобы хирурги мыли руки. Потребность собирается у всех врачей, и они говорят, что привыкли к какому-то определенному сорту мыла. И именно такое мыло покупается. То же самое и с перчатками: есть внутренняя обсыпка или нет.

И иногда обсыпка вызывает раздражение рук. Поэтому они хотят определённый вид перчаток, которые выпускает один производитель, допустим в Германии. Естественно, возникают жалобы. Но! Если только один производитель и его перчатки нужны заказчику, то, пожалуйста, обращайтесь к этому единственному поставщику в Германии, закупайте и несите заказчику. Возможность такая есть, ограничений нет. Но жалоб подобных много.

Илья Азовский: 

— Так как же насчет запаха у перчаток?

Ирина Короткова: 

— Ну, есть, например, такая потребность у какого-либо главного врача. Гурман такой.

Илья Азовский: 

— То есть: необходимость чего угодно можно обосновать, а если обоснование есть, его очень трудно опровергнуть.

Ирина Короткова: 

— Прецедент был, больше мы в это не ввязываемся.

Илья Азовский: 

— Ну, один раз проиграли, почему не попробовать еще?

Ирина Короткова: 

— Прежде чем ввязываться, надо всесторонне изучить вопрос. Заказчик тоже смотрит на судебные решения, если прецедент был, можно ссылаться на судебные решения.


Подробное журналистское расследование о положении дел в архангельском здравоохранении читайте в ближайшем выпуске еженедельника «Для умных людей ПравДа Северо-Запада».

Издание выходит каждую среду и распространяется во всех киосках «Роспечати» и «Союзпечати», а также по подписке на «Почте России».  

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле