Если честно, то до того, как написать всё это, я говорил с Виктором Петровичем больше часа. Говорил он много, эмоционально, с чем-то я был не очень согласен, с чем-то согласен более чем, но главное в данном случае, что его слова были от души.
Личность Панов всё-таки для города одиозная. Его резкие
высказывания нравится не всем. Так, наверно, и должно быть. Мне не понравилось, как он рассуждал, мол, тот
кто лобстеров не ел об их вкусе рассуждать не может.
С одной стороны, так, с другой – каждый рассуждает со своей
колокольни. И у всех эта колокольня разной величины. Я наверно тоже рассуждаю с
колокольни пониже, чем у Виктора Петровича, но не всегда дело в размере.
Конечно, можно долго пенять на то, что зритель у нас
недостаточно образованный. Хотя часто театралы говорят: у нас очень внимательная
и доброжелательная публика.
Так, а у нас альтернатив и немного. Разбрестись особо
некуда. Два театра и кино. Есть библиотеки, музеи, но они пустуют.
Почему? Вот тут главный предмет для споров. Я даже
рассуждать не буду на эту тему, потому что ответа дать не могу. Минкульт? Сами
люди? Серость за окном и вечная лень? Интернет? Зима полгода?
Продолжите сами.
У нас душа поёт летом. В белые ночи. И то, когда сухо.
Выходишь в июне вечерком на набережную, а там салюты гремят,
на барабанах играют, поют, пускают мыльные пузыри, бразильянки в перьях
ягодицами вертят, трёхметровые куклы бегают. Ну разве не это не круто?
Круто. Это импульс. Он вырывает из привычного ритма жизни.
Кто-то ещё возмущается, что это не искусство. Да, оно уличное. Но оно имеет
права быть. Это нравится людям, это вдохновляет их и радует.
В искусстве не надо копаться. Его надо любить. А вот любить
могут не все. Кому-то надо копаться, искать *овно и нудеть.
И вот те, кто нудит, говорит - уличные театры людям не нужны. Ну так давайте
и всё остальное закроем. В кино тоже ходить необязательно. Вообще, можно много
без чего обойтись.
У нас таких громких событий, как эти фестивали, в год
раз-два и обчёлся. Даже Арктический форум когда был, люди, не причастные к
нему, обсуждали это мероприятие. Конечно, Путин приезжал, президенты Финляндии
и Исландии. Только мы их не увидели. А Франктастико и Шеваль де труа можем.
Причём забесплатно.
Есть и платные представления, но правильно Панов говорит, на
этих фестивалях надо зарабатывать. Вместо того, что сокращать финансирование,
стоило сначала подумать о том, как найти деньги. А зачем, когда есть простой и
действенный вариант: урезать.
Урезали-то в итоге тех людей, которые ради этих театров в
Архангельск приезжают и тех, кто тут живёт и эти театры любит.
Да, на «Европейскую весну» нужно больше денег, чем на тот же
«Фестиваль органа». Так и артистов больше, и популярность у них выше, и посещаемость
друга. Опять же, я не знаю, у кого какие зарплаты, кто сколько просит, что там
и как. Куча всяких нюансов и причин, которые нам неведомы.
Нам нужны эти фестивали. Нужны кому-то лично и городу в
целом. Это бренд. Это то, за что наш город знают и что важно - любят.
Откровенно говоря, мне не важно, урежут ли им
финансирование, повысят ли, я просто хочу, чтобы театры были. Сейчас они есть
лишь благодаря Панову, и он всей душой за это дело болеет.
Я не лезу к нему в карман, не считаю, сколько он
зарабатывает. Мало ему денег или хватает с достатком – мне абсолютно наплевать.
Я рядовой зритель. И я всего лишь хочу, чтобы в городе было
что-то яркое, чтобы Архангельск был знаменит не только разбитыми дорогами,
торговыми центрами по соседству с развалившимися деревяшками и Арктическим
«паркетом».
Оставьте людям искусство.