Режиссёр: Фредерик Бегбедер
В ролях: Гаспар Пруст, Одри Перо, Анамария Вартоломей, Джонатан Ламбер, Камилль Роу
В кино с 27 апреля.
Фильм «Идеаль» французского режиссёра и писателя Фредерика
Бегбедера является экранизацией одноимённого романа и второй частью культовой
картины и книги «99 франков». Поэтому, стоит предостеречь зрителей, которым не
понравилась первая часть, стиль Бегбедера ничуть не меняется, это всё тот же безумно
пошлый китч, порожденный обществом потребления.
В отличии от первой части действие картины разворачивается
не в родной для автора Франции, а на просторах России. Главный герой Октав
Паранго предстаёт в совершенно ином амплуа, теперь он не циничный рекламщик, а
модельный скаут, которого отправляют в Россию для поиска свежих лиц в модельной
индустрии.
Паранго предоставляется шанс: он должен найти новое лицо для
косметической фирмы «Идеаль», которая терпит колоссальные репутационные потери
из-за съёмок предыдущего лица бренда в нацистском порно. Скауту приходит мысль
о том, что после такой грязи компании необходимо найти девушку, чей образ будет
наполнен красотой и невинностью. Для этого он и отправляется в Россию, в
поисках красавицы-русалки.
Основным лейтмотивом фильма служит сравнение нацистской и fashion-индустрии. Во время кастинга моделей рассматривают
исключительно по антропометрическим стандартам, выверяя каждый не
пропорциональный сантиметр и не рассматривая человеческую индивидуальность.
Подобными евгеническими методами пользовались и гитлеровцы
для выведения идеальной расы. Подобная параллель не может не наводить на мысль
о том, что в современном мире для некрасивых людей просто нет места под
солнцем.
При просмотре картины российскому зрителю неизбежно придётся
столкнуться с набором грубых стереотипов о своей родине. Книга, по которой был
снят фильм, написана 10 лет назад, поэтому время действия картины гораздо
больше напоминает смуту 90-х, нежели нынешнюю стабильность. Русские олигархи, устраивающие
оргии с ко**ином, во*кой и шл**ами, русские Анстасьи и Наташи, мечтающие выйти
замуж за иностранца любой ценой, коммунистические революционные кружки и
колоссальная пропасть между Москвой и провинцией — это не полный набор «клюквы»,
представленной в фильме. Увы, но таков взгляд в «Идеале» на Россию, ну что ж,
спасибо, что обошлось без балалайки и медведей.
Тем не менее, все эти стереотипы служат лишь фоном для
основной проблематики фильма. Потеря самоидентичности и следование общественной
норме, которую задают масс-медиа и социальные сети — вот то, что по мнению
автора является главной бедой современности.
Фредерик Бегбедер без прикрас показывает обратную сторону
жизни моделей: сексуальные домогательства, наркозависимость, булимия,
педофилия, порно-индустрия и отношение к девушкам как к товару, продукту
потребления. Бьюти-индустрия диктует дамам свои стандарты и эталоны, которые
уже давно расходятся с представлением о прекрасном, однако, девушки готовы на
многое дабы стать красивыми, не понимая, что их истинная красота не нуждается
ни в косметике, ни в пластической хирургии.
Экранизируя свою же книгу, автор предпочитает
воспользоваться методом тотального упрощения, что резко проводит черту меду
книгой и фильмом. Если в книге присутствует хоть какая-то рефлексивность
главного героя, попытка разгадать «загадочную русскую душу», то фильм
представляет собой нечто крайне не глубокое и поверхностное, что в общем можно
и понять: кинематограф — искусство масс, а литература, пусть и бегбедеровская,
— удел элит.
«Идеаль» после просмотра оставляет
достаточно смутное впечатление. С одной
стороны, взгляд автора на сложившуюся в мире ситуацию, безусловно, заслуживает
внимания, но с другой стороны, мы видим, как безвкусно Бегбедер преподносит
неплохой замысел.
Ася Спиридонова.