Завтра в Архангельске−19°CСеверодвинске−17°CОнеге−22°CВельске−19°CМирном−19°CШенкурске−20°CЯренске−20°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,вторник, 06.02.2024 12:12

Памяти отца

08.05.2017 19:01
Известный архангельский журналист Георгий Гудим-Левкович о своём отце, пережившем блокаду Ленинграда. Проникновенный и лиричный рассказ.

«В сон мне - желтые огни,

И хриплю во сне я:

- Повремени, повремени,-

Утро мудренее!»


Отец был сложным человеком. Его непростая, путаная жизнь, трагически прервавшаяся 15 лет назад для меня – как зеркало всего 20-го века, оказавшегося самым непонятным и жестоким для всей человеческой истории.

Он умирал. Маленький, трехлетний мальчик… Единственный сын. 

Он умирал. При этом, тот, кто поднимался в смертельную атаку на «Невском пяточке», и та, что кричала: «Вперед!», махая, выданным ей, как комсомолке наганом на Пулковских высотах, отчетливо понимали: их единственный сын, оставленный там, в коммуналке на Васильевском острове – это все, что у них есть, как их непосредственное продолжение – в единственной, на этом свете жизни. Это для них было будущее Отечества.

Тогда, в октябре 1941 года они не задумывались о том, нужно ли срочно запастись самым необходимым. Они просто пришли на призывные пункты как тысячи и тысячи… Они оставили с детьми своих пожилых родителей. Они ушли сражаться за Родину… 

Мой отец умирал… Тяжело, жестоко, грубо… Не мог трехлетний ребенок пережить то, что в учебниках истории называется «блокада Ленинграда». Бабушке, как бойцу с передовой, выдали на ее сына бумажку с печатью: «подлежит эвакуации». Там и диагноз указан – пелагра, дистрофия… Может быть, я живу только потому, что тогда, той страшной первой блокадной зимой бабушка приняла самое главное решение – она не отдала отца в эвакуацию. 

Перед глазами – ледяные столбики замерзших в кузове машин при эвакуации… Обстрелы и полыньи… Умершие прямо на берегу Ладоги от простой горячей пищи… При этом водителей этих машин, работников самой Ладожской трассы погибло на порядок больше эвакуируемых из Ленинграда жителей. Вечная им память, они отдали свои жизни ради того, чтобы спасти как можно больше тех, кто вырывался из блокады.

А он умирал… Смотрю на снимки лета 1942 года – огромные распухшие колени и локти четырехлетнего ребенка. Бабушка вместе с сестрой уже после комиссования работает в госпитале. Моя дочка Лиза спрашивает: «А как дедушке варили кашку?» И я рассказываю – раненные зная, что у бабушки маленький ребенок, отдавали ей, из своего скудного пайка по ложке гречки, по грамму жира… Но на проходной госпиталя всех раздевали до белья… «Мы прятали это так, что сейчас стыдно сказать» - это подлинная цитата из воспоминаний бабушки Зины.

Отец пережил блокаду. Он очень хотел стать морским офицером, возможно потому, что самым ярким воспоминанием детства, стали залпы салютов кораблей Балтийского флота в честь снятия блокады Ленинграда. Но на мандатной комиссии военно-морского училища, то, что его дед был «врагом народа» пересилило все медали его отца. Этот удар «советским обухом по голове» мой отец не смог пережить… Вся его последующая жизнь была, по сути, антитезой тому, что происходило вокруг, в «обычной советской действительности».

В этой жизни было много интересного: знакомство с Сергеем Довлатовым и пусконаладка Архангельской ТЭЦ, учеба в трех ВУЗах и та самая Мордовия. Была работа в первом кооперативе, организованном в нашем городе известным создателем деревянного «небоскреба» и гениально задуманный бизнес в Питере. 

Отец вырос в непростое время в обычной ленинградской семье. Но всегда в нем проявлялось то, что Сергей Довлатов назвал – «…черточка ленивого барства. Его неизменная готовность раскошелиться. То есть буквально - уплатить за всех...»

Он умер там, где его должны были убить. Да, те самые жители благополучной, цивилизованной Европы, заряжавшие пушки под Ленинградом 70 с лишним лет назад. В 1942 году снаряд разорвался на 13-й линии Васильевского острова, но бабушка смогла прикрыть собой своих внуков – моего отца и его двоюродную сестру. Ценой своей жизни… 

В той же квартире, спустя 58 лет отец и умер… Я приехал в Санкт-Петербург в холодном октябре 2000 года. И похоронил отца, под цветами шиповника. Рядом с его папой и мамой

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле