Завтра в Архангельске−6°CСеверодвинске−6°CОнеге−7°CВельске−9°CМирном−8°CШенкурске−6°CЯренске−7°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 03.02.2024 08:59

Это магия

21.05.2017 11:05
Интервью с архангельским музыкантом Тимом Дорофеевым об отличии джаза от блюза, предстоящем фестивале, джеме и таланте.

Уже двенадцатую весну подряд Архангельск становится мировой столицей блюза. Музыканты приезжают к нам со всех уголков мира, чтобы покорить слушателей насыщенным свингом, вокальной экспрессией и невероятной харизмой.

В преддверии «Архангельск-блюза», который пройдёт с 29 по 30 мая в Драмтеатре, журналист нашего издания пообщался с музыкантом и руководителем продюсерского центра «Архангельск-Джаз» Тимом Дорофеевым.

- Как вы познакомились с джазом? Каков был ваш музыкальный путь?

- Музыкой я интересовался с детства. Играл на балалайке, потом начал осваивать гитару, брал уроки игры на барабанах. В школе у меня даже был собственный ансамбль. Уже тогда начал сочинять первые композиции. После школы понял, что ничего кроме музыки меня не интересует.

Поступил в музыкальное училище. Там я начал слушать «Земля, ветер и огонь («Earth, Wind and Fire»), Стиви Уандера, Джими Хендрикса. Эта музыка меня поразила до глубины души. Потом сходил в армию, а как вернулся занялся джазом вплотную.

Снимали песни с кассет, пластинок. Познакомился с Владимиром Резицким и он пригласил меня в последний состав. Семь лет я принимал участие в его проектах и организации фестивалей.

В 90-ые годы было сложно зарабатывать музыкой. Пришлось идти в рестораны. Успевал и на жизнь зарабатывать и участвовать в фестивалях. Весёлое было время… 

Организацией фестивалей начал заниматься Резицкий, затем Туров, я тоже  параллельно делал свои проекты и потом придумал фестиваль «Архангельск-блюз». Это была авантюра в хорошем смысле. Денег у меня не было и каким-то образом приходилось выкручиваться: занимал, подрабатывал, и даже продавал инструменты.

- А как вообще пришла в голову идея фестиваля именно такого формата?

- Я всегда любил блюз. Джимми Хендрикс, Би Би Кинг, Эрик Клэптон… Но ничего подобного у нас не играли, и я решил это исправить.  

В первый год у нас выступало три коллектива и всё проходило в один день. Четыре года я всё организовывал сам, а потом появился спонсор. Постепенно сформировалась своя команда, подтянулись волонтёры, помощники.

Сейчас это серьёзный фестиваль, о котором знают во всём мире. Отчасти, в этом есть своя сложность – приходится всегда держать уровень.

- А как его поддерживать? Изменять репертуар? Звать новых музыкантов?

- Приглашение звёзд мирового уровня. В этом году, например, приезжает Скотт Хендерсон – один из лучших музыкантов в мире.

Это ведь мой авторский фестиваль где музыканты играют блюз в разных его проявлениях, есть что-то экспериментальное. Главное, чтобы это было  убедительно и достойно.

- Вы сами договариваетесь с музыкантами?

- По-разному. Я знаком со многими продюсерами и некоторые сами выходят на меня, кому-то я сам предлагаю.

- Как вы выбираете, кто будет участвовать? Может быть есть какой-то график артистов на несколько лет вперёд? Например, в этом году музыкант не смог приехать и переносится на следующий.

- Бывает и такое. Скотт Хендерсон, например, должен был приехать ещё в том году, но тогда не получилось.

В этот раз мне опять предлагали позвать Кенни Уэйна, замечательный музыкант, но нам нужны новые лица. Есть артисты, которые приезжали несколько раз, но с новыми программами.

Моя задача – показать разнообразие. У людей ведь должен быть выбор, а это способствует вырабатыванию определенного вкуса. 

У нас никто таких артистов не привозит, потому что это не формат. Всё по большей части заточено под российскую попсу.

- У музыкантов уровня Хендерсона есть звёздная болезнь?

- На самом деле, чем выше уровень музыканта, тем менее он зазвездился.

- Про эстрадных певцов, особенно отечественных, вряд ли можно так сказать…

- В попсе определенные законы, по которым все пытаются играть. Тут же ценится исполнительство, сама музыка, индивидуальность. Техничных музыкантов много, а настоящих звёзд единицы. У них есть какие-то свои фишки, неповторимая манера поведения, свой звук, манера исполнения. Их можно узнать из тысячи.

Например, Хендерсон, попросил специальное оборудование, которого у нас нет. Повезём из Москвы.

С джазовыми и блюзовыми музыкантами в принципе легко общаться. Они очень своеобразные и интересные люди и у меня наступает определённый кайф, когда они общаются все вместе, играют на джеме.

Иногда на фестивале встречаются музыканты, которые может и не будут никогда больше играть вместе. Они случайно увиделись, выдали потрясающую вещь, разъехались и скорее всего больше не пересекутся. А бывает, что после фестиваля рождаются совместные проекты.

- А были случаи, что музыканты просто отказывались приезжать в Архангельск?

- Бывало, но в основном из-за трудностей с визами, перелётами, доставками инструментов. Иногда возникают подобные сложности в организации и их приходится решать сразу же, бывает приходится не спать ночами, иначе всё это навалиться, как снежный ком.

- Джазовые фестивали развивают культуру Архангельска? Вы чувствуете отдачу от зрителей?

- Безусловно. На фестивалях стало появляться больше молодых людей.  Им хочется чего-то креативного, а креатив есть в джазе. Это один из немногих видов искусства, где есть импровизация.

Одно дело играть по нотам, а джазовый музыкант всегда играет по-разному. Он не повторяется. Это настоящая магия.

К сожалению, джаз не самый популярный жанр музыки. Но наверно так будет всегда. Шоу-бизнес превалирует.

В Европе и Америке, например, организовывают крупные фестивали. Я ездил на джазовый концерт в Финляндию, который собрал 25 тысяч зрителей. Там были забиты все гостиницы, набережные, кемпинги. Если бы наши власти вкладывались в этом дело –город бы был золотой. Мы им говорим об этом, но…

 - Виктор Панов, худрук молодёжного театра, заявил, что его фестивалям не окажут достаточного финансирования, он прекратит этим заниматься.

- Он понимает: чтобы держать уровень нужно финансирование, а если денег выделяют меньше – сделать это невозможно.

Кстати, по поводу расширения - в этот раз у нас есть идея сделать в третий день open-air на Красной пристани. Но это в стадии решения и зависит от поддержки.

Это тоже не малые расходы.

- Вообще странно, чем у нас занимается министерство культуры, если таким крупным фестивалями с историей не оказывают поддержки…

- Конечно, они должны быть в приоритете, их можно сделать настоящими брендами и зарабатывать на них, если правильно к этому делу подойти. Я рекомендую просто посетить один из дней фестиваля, что бы понять и иметь представление об этом.

Я, кстати, предлагал властям сделать фестиваль на день города. Вы представьте эту сумасшедшую энергию наших музыкантов на открытой площадке и при таком количестве народа. Это была бы феерия. Но у нас привезут очередную  российскую «поп-звезду»

Это вызывает у меня удивление. Вот эти фестивали – готовый бренд. Нужно только присоединиться, участвовать и всё.

- Как вы составляете программу на каждый фестиваль? Приходится кому-то отказывать?

- Я пытаюсь это делать режиссёрски. Выстраиваю определённую драматургию. Должно быть развитие, разнообразие, нужно, чтобы менялась картинка, звучание.

Наша задача, чтобы люди приходили, как на праздник. И они получали такие впечатления, чтобы пришли на следующий год. У нас не так много ярких событий в городе.

- Касательно грядущего фестиваля, расскажите подробнее о программе.

- В первый день будут две американские певицы. Стефани Джейнот, она уже приезжала раньше. Скорее всего она выступит Надеждой Мироновой –и это будет этакий микс  русской народной песни и блюза – тоже эксперимент. Причём предложил это один из американских продюсеров. Более того, он хочет показать это в Америке и уверен, что люди там придут в восторг.

В этот же день будет постоянный мой авторский проект – «Guitar  Summit» Это Роман Мирошниченко,  Вадим Иващенко (в этом году будет первый раз), я считаю, что это один из лучших блюзменов в стране. Наш старый друг Виктор Колесов. Я. Ещё наши барабанщики два брата – Барандовых –Алексей и Валенрий , Георгий Стрелков – преподаватель музыкального колледжа.

Третье отделение – Кармен Мокси – американская певица вместе с московской группой «Dynamic  James»

На второй день – Том Атта. Один из лучших английских блюзменов. Он будет играть акустический блюз вместе с архангельскими музыкантами

Второе отделение – Скотт Хендерсон – американец, мировая звезда. С ним также будут гитаристы из Франции. Гениальные молодые парни- Роман Лабайе и Арчибальд Лагоньер

Завершать день будет Шанна Ватерстоун  вместе с блюз-бэндом из Архангельска– американская певица, которая живёт во Франции. Она конкретная блюзменка. Это будет хорошее завершение. По третьему дню пока вопрос решаем…

Будет насыщенная программа. Концерт из трёх отделений. Можно будет выйти, отдохнуть. Ну, и в конце, конечно, будет джем. Это настоящий праздник для публики. К тому же бесценный опыт для наших музыкантов – играть на одной сцене с мировыми звёздами.

- А чем отличаются джаз и блюз?

- Можно сказать, что из блюза вышла вся современная музыка. Американский блюз в каком-то смысле – родоначальник попсы.

Блюз дал основу для джазовой музыки. Джаз развил блюз. Но прежде чем играть джаз, надо изучить блюз. Они все время пересекаются, идёт взаимное проникновение.

Основа – это блюзовый лад, пониженные ступени с грустинкой, определенный ритм. Если в джазе – свинг, то в блюзе – шафл. Ну, это уже тонкости.

- Вы говорили, что джаз – это импровизация. А можно научиться играть джаз, не имея таланта? Кто-то достигает высот в музыке, в принципе, не имея музыкального слуха только старанием. Или эпатажным поведением.

- Это такой риторический вопрос. Некоторые говорят: у меня нет слуха. Слух есть у всех. У каждого человека. И у каждого есть возможность импровизировать.

Когда ты так говоришь, то посылаешь себе негативную программу. Зачем? Если тебе нравится – сиди и занимайся.

Я много преподавал. Как-то пришёл в музыкальную школу, там был мальчик от которого все преподаватели отказались, мол, у него нет ни ритма ни слуха. А я его взял. Мы стали с ним заниматься, он выучил джазовую пьесу. И на экзамене сыграл так, что все поразились.

Любой талант – это постоянный труд. Если ты не трудишься – твой талант угаснет. Твои задатки постепенно атрофируются.

Надо развиваться. Слушать много музыки, много читать, много смотреть. Это кропотливый процесс. Да, у кого-то есть дар от рождения. Но ведь нужно не просто придумать, а всё это убедительно воплотить, в данном случае – сыграть.

- Вы слушаете другую музыку помимо джаза? Может вы что-то черпаете из неё?

- В данный момент на что-то другое времени просто не хватает. Раньше много слушал классику. Кстати, у меня есть идея собрать хорошую коллекцию классической музыки. Слушать её полезно.

- Луи Армстронг на вопрос журналиста, что такое джаз, ответил: «если вы спрашиваете это – значит вам не понять». А что такое джаз для вас?

- На самом деле так и есть. Все музыканты говорят, мы не знаем, что такое джаз. Никто не знает. Как я говорил, это магия.


Александра Дорофеева

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле