Завтра в Архангельске−3°CСеверодвинске−4°CОнеге−6°CВельске−2°CМирном−4°CШенкурске−2°CЯренске−6°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,пятница, 02.02.2024 16:43

Об актуальных проблемах здравоохранения…

06.09.2017 12:39
Вторая часть большего интервью с Виктором Рожковым — координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества», который в минувший понедельник побывал с инспекцией в Архангельске, прочувствовав гнев людей и истинное положение в здравоохранении региона.

Первая часть интервью с эмиссаром Общероссийского Народного Фронта (ОНФ) в материале «Всё решается кулуарно».

Напомним, что 4 сентября 2017 года координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Рожков совместно с экспертами и активистами регионального отделения ОНФ провел в Архангельске рейды по медицинским учреждениям.

Список проверяемых поликлиник был сформирован на основе отзывов граждан.

Продолжение интервью….

Виктор Рожков, руководитель проекта Общероссийского народного фронта «Народная экспертиза качества», руководитель центра по независимому мониторингу указов Президента РФ «Народная экспертиза»:

— В Народный фронт пришел сигнал по седьмой поликлинике и что неделю-две назад все узкие специалисты взяли и ушли в отпуск. То есть остались только врачи-терапевты.

Отсутствие врачей в поликлиниках, как оказалось — не вопрос финансирования. Здесь вопрос плохой организации.

Это поразительно, но, как выяснилось, вопрос связан с тем, что руководство учреждений безграмотно отнеслось к формированию графика отпусков. Нам обосновали, что врачи тоже люди и им тоже надо ходить в отпуск летом.

Я согласен, но не всем же уходить в отпуск сразу и одновременно.

Далее, у вас и в некоторых других регионах сталкиваешься, например, с проблемами, когда в крупных поликлиниках не один, а несколько кабинетов забора крови. Но в пиковый сезон, когда идет пиковая нагрузка, почему-то оказывается, что работает один кабинет забора крови. Второй дружным составом уходит в отпуск.

При том, что наступление зимы имеет прогнозируемые сроки, у нас она по стародавней традиции приходит как-то неожиданно.

Так же и в Архангельске я столкнулся с организационным хаосом — у вас 1 сентября в детских поликлиниках наступило неожиданно. Когда родители в преддвериии 1 сентября повели своих детей, чтобы оформить все документы для поступления в детский сад, школу, именно в этот момент оказалось, ¸ что ни один кабинет забора крови не работает, потому что его работники ушли в отпуск.

Илья Азовский — главный редактор «Эхо СЕВЕРА»:

— А какой ответ?

Виктор Рожков:

— А ответ такой: лето. Людям хочется отдохнуть.

Илья Азовский:

Все, что вы говорите — это недостатки менеджмента. Но менеджмент в здравоохранении, это не случайные люди — это люди с высокими зарплатами, это люди, которые, видимо, проходили какой-то отбор. Как вот так получается? Может быть не тех людей взяли? Или слишком высокие зарплаты им платят, зарплаты у них как амбиции — не по амуниции?

Виктор Рожков:

— Ну, на счет зарплат руководителей минздрава здесь не буду рассуждать. Могу сказать с точки зрения менеджмента. Очень часто со стороны главных врачей наблюдается модель поведения, при которой они в первую очередь врачи. И только во вторую они являются управленцами, отвечающими за работу большого количества людей и отвечающих, более того, за обслуживание того населения, которое приписано к его поликлиники.

Для них какая-то врачебная работа на первом месте, а вопросы управления на втором.

Мы с вами взрослые люди и прекрасно понимаем, что это неправильно. И так это не должно быть.

Потому что главный врач — это в первую очередь менеджер. И, наверное, хороший главный врач врачом как таковым перестает быть.

У него остается набор каких-то профессиональных познаний, но он уже даже не должен быть практикующим врачом.  Его задача выстраивать все эти процессы с учетом той статистики, которая складывается с учетом тех проблем, которые имеются.

К сожалению, практика рейдов ОНФ показывает, что основная масса главных врачей действует по старинке. Что вроде бы так сложилось.

И львиная доля проблем они объективны и воспринимать как данность и буду с ними жить.  Как, например, очередь в регистратуру.

Хотя, если опять проанализировать почему появляются эти проблемы, то здесь ничего удивительного нет.

Вот сами посудите. Допустим, берём совершенно реальный случай не в Архангельской области, а в другом регионе. Когда человек записывается на прием по интернету. Это замечательно. Ведь все-таки 21 век.

На правительственном уровне провозглашен запуск программ цифровая Россия, где охвачены все сферы человеческой деятельности. Человеку после записи по Интернету только и стоит, что прийти в поликлинику. Но когда он приходит в поликлинику, его путь лежит в туже регистратуру.

И вот человек стоит в очереди, чтобы взять карточку и отнести ее к врачу.  И возникает вопрос: неужели за 15-20 минут до начала рабочего дня нельзя назначить ответственного человека, который будет набирать карточки тех людей, которые записались и относит их по кабинетам.

А ответ слышишь достаточно такой интересный, в том числе в социальных сетях — дескать, работники поликлиник тоже люди. Они должны иметь тоже рабочий график.

Это тоже все понятно. Но можно договориться, что если человек придет на 10-15 минут по раньше, то сможет уйти на эти самые 10-15 минут по раньше.  И эта искуственно формируемая проблема будет решена.

Далее, во многих регионах я слышу статистику, что через электронный терминал записывается до 40 процентов людей.  Хотя муссируется проблема о том. Что многим людям это не доступно. Все они это умеют и могут пользоваться.

Тоже проблема надуманная…

Иногда просто не хватает человека, который бы стоял около терминала и помогал записываться на прием.

Мы вот в Архангельске в двух поликлиниках были и в живом порядке не нашли человека, который в профессиональной среде называется стюардессой.  Она спрашивает, что людям надо и они объясняют ей. А она помогает выполнить это действие через терминал.

Илья Азовский:

— Вопрос не касаемый только поликлиник. К примеру, в Архангельской области Фонд обязательного медицинского страхования в прошлом году был 18 мрлд рублей, в этом 18,5 млрд рублей. Рост бюджета Фонда даже ниже уровня инфляции. Как выживать фонду? Вводить бюджетное прямое финансирование тех же больниц, тех же поликлиник?

Виктор Рожков:

— Насколько мне известно, это финансирование складывается из федеральной и региональной части. И федеральная часть она в общем-то известна и по сути складывается из нормативов. 

Вопрос уже возникает на уровне финансирования из бюджета субъекта. Насколько прозрачна эта система ОНФ не раз высказывал сомнения. Этот вопрос очень остро стоял в 2015 году, когда проходил форум по здравоохранению, по медицине.  

Здесь со своей стороны могу отметить следующие наблюдения. Они связаны не с менеджментом на уровне медицинской организации, а с менеджментом на уровне региона.

Когда берем и в ходе рейда видим 2 поликлиники разного характера. Одна (условно) имеет одного приписанного человека и годовой бюджет в миллион рублей, а вторая (условно) имеет миллион приписанных граждан и бюджет в размере одного рубля. 

И тут возникает вопрос к региональному минздраву. Коллеги, о чем вы думали, когда таким образом распределяли финансирование. Тут главный врач, может и молодец, может и умница, но он все равно будет загибаться и не справляться, потому что ему не хватает ресурсов.

Даже для того, чтобы нанять нужное количество врачей. И обслуживать то количество пациентов, которое у него есть.

А здесь роскошные хоромы, недавно отстроенные, а главврач ходит гоголем и говорит¸ что у него все хорошо и замечательно, косвенно намекая, что это его заслуга.

Более того, эти проблемы произрастают из того, что новые микрорайоны, застраиваемые новыми домами не обеспечены новыми зданиями инфраструктуры. По факту получается, что население растет, а новых поликлиник не прибавляется и получается, что все это новое население не обеспечено медицинским обслуживанием в соответствующей норме.

И мы получаем, что граждане вынуждены пользоваться самой ближайшей поликлиникой, а у этой поликлиники бешенными темпами растет нагрузка.

Опять же возникает вопрос кто подписывает эти разрешительные документы без грамотного соблюдения схемы и территориального планирования. 

Если мы берем застройку каких-то крупных микрорайонов, то достаточно часто звучит вопрос о том, что поликлиника строится за государственный счет.  Хотя не мало примеров того, когда это проходит в формате государственно-частного партнерства. Когда застройщик берет на себя львиную долю по строительству, а государство берет на себя обязательство по укомплектованию оборудованием.

Илья Азовский:

— Ваше отношение к такой важной проблеме как аутсорсинг в медицине: скорая помощь, питание. По замыслу организаторов-затейников предусматривалось, что понизятся цены на услуги.

В итоге по факту этого не происходит. И местами получается, что после такого аутсорсинга качество не улучшилось, просто всё стало дороже.

В Архангельске, к примеру, сейчас очень острая проблема со скорой помощью. Столичная фирма, которая обеспечивает обслуживание города находится на грани банкротства, водители не получают зарплату, а государственная скорая помощь скоро будет возить пациентов на велосипедах. 

Не планируется ли отказ от этого аутсорсинга, который показал свою неэффективность.

Виктор Рожков:

— Основной тренд в развитии страны связан как раз к тому, чтобы во все сферы должны привлекаться частные инвестиции. И даже такая проблемная сфера как ЖКХ на сегодняшний день без привлечения частных инвестиций развиваться не может.

Более того, по ряду вопросов государство не является эффективным собственником, эффективным управленцем имущества.  Возникают бешеные траты, которые не приводят к какому-то эффекту.

Что касается аутсорсинга, касаемо моей личной позиции, я скажу так: без аутсорсинга, без государственно-частного партнерства медицина не будет эффективно развиваться.

Если рассматривать ту ситуацию, которая произошла в Архангельске со скорой помощью, то здесь не все так просто. Здесь явно есть проблемы, которые скрыты от глаз общества. По сути и являются причиной этого конфликта и эскалации данной ситуации.

Илья Азовский:

— Касаемо этого же аутсорсинга. Возьмем услуги прачечной, или питания в больнице. Что мы видим после аутсорсинга — тоже самое оборудование, те же самые люди, только выведенные за штат больницы. За счет работников происходит экономия. И эта экономия уходит на маржу бизнесменам, а не в экономию денег для медицины.

Виктор Рожков:

— Эта сфера у нас еще до конца не отрегулирована.  Опишу суть на примере ЖКХ (в здравоохранении — аналогично)…

Некоторые муниципалитеты сдают в аренду объекты какой-то коммунальной инфраструктуры.

Также некоторые частные организации получая в свое пользование государственные объекты высасывают из него все соки и бросают. И не боятся, потому что они не несут за этот объект какой-то ответственности, так как это не было прописано в документах.

Просто надо наводить порядок в данной сфере.

Также есть какие-то смычки у людей на местах. Эти проблемы тоже отрицать нельзя. Здесь и стоит задача нашей организации, как «Народного фронта» следить, чтобы этого не происходило.

Также это мониторят и местные организации и СМИ.

Илья Азовский:

— Мы уникальный регион по части медицины. Мы единственный регион в Росси, где до сих пор по части закупки медикаментов и медпрепаратов проводятся так называемая совместные закупки.

То есть львиную долю, чуть ли не до 100 процентов одно ГУП АО «Фармация».

При этом проводится оптовая закупка, но цены бывают такие же как розничные, а говорят, даже и выше.

Итог — катастрофа с обеспечением лекарствами и медпрепаратами в больницах. Совсем дикий случай — детская областная больница в Архангельске.

Там не хватает даже памперсов. И совершенно пародоксальная ситуация, когда в учреждение культуры идут волонтеры с протянутой рукой для детской областной больницы, собирать деньги на памперсы.

Виктор Рожков:

— Не буду говорить ни да ни нет, что он единственный такой регион. 

Илья Азовский:

— Схожая ситуация была в Мурманской области, но там проблему решили.

Виктор Рожков:

— Я со своей стороны обещаю, что по приезду в Москву эту информацию я передам коллегам из проекта ОНФ.

Илья Азовский

Спасибо за интервью.

Стенограмма первой части беседы здесь…


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле