Завтра в Архангельске−19°CСеверодвинске−19°CОнеге−16°CВельске−18°CМирном−16°CШенкурске−18°CЯренске−23°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,четверг, 15.02.2024 09:04

Власть и Профсоюзы

14.09.2017 14:49
Председатель Федерации Профсоюзов Алла Сафонова комментирует процесс заключения трехстороннего соглашения…

В декабре 2017 года в регионе заканчивается действие Архангельского областного трёхстороннего соглашения — документа, обязательного для исполнения всеми сторонами соцпартнёрства: властью, работодателями и профсоюзами.

В настоящее время идёт активная работа по обсуждению проекта нового соглашения на 2018–2020 годы. Так, в августе прошло уже три заседания рабочей группы по согласованию пунктов нового документа.

Мы попросили рассказать председателя Федерации профсоюзов Архангельской области Аллу Сафонову, насколько успешно идёт эта работа с точки зрения профсоюзной стороны.

– Алла Владимировна, о чём не смогли договориться стороны соцпартнёрства?

– Как правило, проект Архангельского областного трёхстороннего соглашения разрабатывают профсоюзы. А две другие стороны социального партнёрства — работодатели и региональное правительство — вносят свои коррективы.

Для того чтобы тот или иной пункт вошёл в соглашение, он должен быть принят всеми сторонами единогласно. Если хотя бы одна из сторон будет против, пункт выносится в протокол разногласий.

Уже состоялось три заседания рабочей группы по подготовке нового соглашения, которые прошли 18, 24 и 31 августа. И на сегодняшний день могу сказать, что без протокола разногласий обойтись не удалось. Но есть и хорошие новости.

– С чего началась работа на первом заседании по заключению трёхстороннего соглашения?

– Мы обсудили первый раздел — «Общие положения». Его приняли без возражений, были только технические правки, связанные с уточнением формулировок.

Также на первом заседании рабочей группы 18 августа мы увидели, что со многими предложениями профсоюзов либо одна, либо обе стороны не согласны.

Мы понимали, что отчасти они правы. Поэтому после первого заседания, заслушав мнения сторон, аппарат Федерации профсоюзов скорректировал внесённые предложения, и накануне второго заседания 24 августа мы собрались с членами рабочей группы от профсоюзов, чтобы их обсудить.

– Кто входит в рабочую группу от профсоюзной стороны?

– Председатели отраслевых областных профсоюзов: агропромышленного комплекса, гос­учреждений, лесной отрасли, судостроения, образования, культуры, я как председатель ФПАО и мой заместитель Роман Юшкевич.

Мы на рабочей встрече обсудили с коллегами внесённые коррективы, а также определились с предложениями по третьему разделу — «Заработная плата»: по каким пунктам мы до конца стоим на своём и, если их не примут, заносим в протокол разногласий, а по каким можем пойти на компромисс. То есть выработали тактику ведения дальнейших переговоров.

– Какие предложения внесла ФПАО во второй раздел?

– Второй раздел называется «Экономические отношения», и в него у профсоюзной стороны было несколько предложений. Одно из них касается участия профсоюзов в подготовке областного бюджета.

Сначала мы выходили с предложением рассматривать на заседании трёхсторонней комиссии проект областного закона об областном бюджете и проект прогноза о социально-экономическом положении Архангельской области.

Но в связи с тем, что эти документы сначала вносятся на правительство, а затем в областное Собрание и в этот период они могут дорабатываться, мы скорректировали предложение.

Самое главное — чтобы проф¬союзы участвовали в разработке самого проекта областного закона об областном бюджете.

– Бюджет вносится правительством в областное Собрание. Каким образом ФПАО может участвовать в его принятии?

– Со следующего года правительство Архангельской области в обязательном порядке должно включать в состав комиссии по бюджетным корректировкам не менее трёх представителей профсоюзов.

Сейчас в эту комиссию вхожу только я как председатель ФПАО, и то это было решение губернатора, принятое в индивидуальном порядке. А теперь это — обязательство регионального правительства, которое будет прописано в новом соглашении. За него стороны социального партнёрства проголосовали единогласно.

Это значит, что проект бюджета на 2019 год будет рассматриваться с участием профсоюзов. Чем хороша комиссия по бюджетным корректировкам?

Она заседает не менее двух недель (сентябрь, октябрь), и проекты всех документов направляются членам комиссии по бюджетным корректировкам заранее, что очень удобно.

Таким образом, лидеры отраслевых профсоюзов смогут заранее посмотреть документы всех министерств, задать уточняющие вопросы своим профильным министерствам. Тогда как если бы мы рассматривали проект бюджета непосредственно на трёхсторонней комиссии, то такой объёмный пласт информации мы просто не смогли бы проанализировать в отведённых временных рамках.

Также мы предусмотрели ещё один новый пункт: теперь на трёхсторонней комиссии мы будем рассматривать предложения, связанные с совершенствованием нормативно-правовой базы, связанной с гарантиями и компенсациями для работников, работающих на территории Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.

То есть, мы в принципе можем говорить о доработке закона «О северах», о предложениях по внесению изменений в Трудовой кодекс в рамках трёхсторонней комиссии, и уже от её имени направлять по необходимости в адрес органов государственной власти или трёхсторонней комиссии федерального уровня наши предложения. Этот пункт также был принят единогласно.

Кроме того, предусмотрели пункт об участии представителей работников в процедурах банкротства, в том числе бывших работников; это тоже было предложение от профсоюзной стороны, и оно прошло.

В принципе, есть федеральный закон, который предоставляет работнику право участвовать в процедуре банкротства, в том числе и с правом голоса. Но на практике этот закон не реализуется, поэтому мы предусмотрели такое право и в трёхстороннем соглашении.

Таким образом, без участия работников теперь процедуру банкротства будет не провести. Это новый пункт в обязательствах работодателя.

– Что-то из предложенного ушло в протокол разногласий?

– Профсоюзами был предложен пункт, связанный с правилами предоставления работодателям субсидий из областного бюджета. Предусматривалось, что правительство Архангельской области в приоритетном порядке будет предоставлять субсидии тем работодателям, которые, помимо требований, прописанных на федеральном уровне, соответствуют ещё нескольким критериям.

В частности, не имеют просроченной задолженности по заработной плате, не исполненных предписаний надзорных органов в сфере труда, а также в их организации принят коллективный договор. Именно этот пункт первым отправился в протокол разногласий.

– И кто с ним не согласился — правительство или работодатели?

– Правительство придерживалось нейтральной позиции. А вот работодатели были категорически против, мотивировав это тем, что подобные требования могут привести к росту коррупции.

Много говорилось о том, что и без того у работодателей очень много требований по соблюдению всех норм, правил и т. д., указывалось на то, что заключение коллективного договора — это право, а не обязанность работодателя. Таким образом, сторонам договориться не удалось.

Но самый главный пункт, который я хотела занести в новое соглашение, был связан с обязательствами работодателей предусматривать порядок и условия участия работников в заседаниях коллегиальных органов.

Мы хотели, чтобы представители работников «зашли» в совет директоров, собрания акционеров, на официальные планёрки исполнительных органов и т. п.

И написали в проекте о том, что порядок и условия участия представителей работников в коллегиальных органах управления определяется в коллективном договоре. Однако работодатели также были категорически против, говоря о том, что это коммерческая тайна.

Хотя статья 53 ТК предусматривает участие профсоюзов в совершенствовании работы предприятия, в участии в социально-экономической деятельности и т. п. Но она не предусматривает способы этого участия, которые мы и попытались предусмотреть в трёхстороннем соглашении, но не нашли понимания.

Таким образом, данный пункт остался в старой редакции: работодатели определяют в коллективных договорах форму участия представителей работников в управлении организацией.

Однако в течение трёх последних лет, как действует эта норма, проверки наших правовых инспекторов показывали, что практически ни в одном коллективном договоре формы эти не были определены.

Но, так как прежняя редакция этого пункта останется в соглашении на 2018–2020 годы, то работодатели обязаны предусмотреть форму участия работников в управлении организацией.

А наши профсоюзные правовые инспекторы при проверках будут прицельно проверять выполнение данного пункта.

– Наверное, ещё больше споров было по третьему разделу — «Заработная плата»?

– Я бы так не сказала. В этом разделе мы предусмотрели два дополнительных пункта, связанных с обязательством правительства размещать на сайтах профильных министерств и государственных организаций информацию о заработной плате руководителей и соотношение заработных плат руководителей и работников бюджетных учреждений.

Ещё по бюджетникам для нас был очень важен пункт, связанный с обязательством работодателя предоставлять первичной профсоюзной организации информацию о расчёте стоимости одного балла, который важен при определении премий работникам.

Практика показывает, что профсоюзы только недавно стали запрашивать информацию о том, из чего состоит один балл, как рассчитывается, какая часть фонда оплаты труда бралась за основу и т. д.

Но работодатель очень медленно и долго им отвечает, до месяца. Поэтому теперь предусмотрен срок предоставления подобной информации в три рабочих дня. Пункт принят единогласно.

Ещё одно предложение, которое приняли все стороны, касается того, что если имеется задолженность по заработной плате, то при её погашении работодатель должен выплачивать денежную компенсацию в размере 1/150 ставки рефинансирования, а не 1/300, как предусмотрено на федеральном уровне.

Самый важный пункт, который мы хотели предусмотреть в новом соглашении, связан с индексацией заработной платы бюджетников. Наша проф¬союзная группа считала, что нам придётся однозначно побороться за его принятие.

И если бы этот пункт попал в протокол разногласий, то даже обсуждался вопрос, что этот факт станет региональной темой Всемирного дня действий профсоюзов «За достойный труд!» 7 октября.

Мы предложили формулировку, что правительство Архангельской области принимает нормативно-правовой акт либо областной закон, который бы устанавливал порядок и условия индексации заработной платы работников организаций, финансируемых из областного бюджета.

Вопрос очень актуален, так как правительство области уже много лет подряд не говорит об индексации заработной платы, то есть о повышении на конкретный размер постоянной части зарплаты всех работников. Если и ведутся разговоры, то о повышении фонда оплаты труда.

Но мы понимаем — это совсем не значит, что данные суммы коснутся зарплаты каждого конкретного работника.

А статья 134 Трудового кодекса говорит о том, что работодатель (в данном случае — правительство для областных госучреждений), должен разработать свой нормативный документ, который говорит как об индексации заработной платы, так и об её условиях и порядке.

До сегодняшнего дня такого документа правительством не разработано. И на наше счастье, все стороны социального партнерства согласились с предложением профсоюзов. Теперь мы имеем право требовать от правительства Архангельской области выполнения данного пункта.

– А что касается индексации заработной платы работников коммерческих организаций?

– Во первых, индексация заработной платы в этом секторе экономики прописана и в действующем соглашении. И работодатели не исключили этого пункта (хотя изначально такие предложения звучали).

То, что мы этот пункт не потеряли — тоже положительный момент. И в этом же пункте прописано, что порядок увеличения фонда оплаты труда учреждений, которые финансируются из муниципальных бюджетов, устанавливаются соответствующими нормативно¬правовыми актами муниципального уровня.

– На кого распространяется действие соглашения?

– Распространение действия Архангельского областного трёхстороннего соглашения предусмотрено в областном законе «О социальном партнёрстве в Архангельской области».

Семь лет назад областная Федерация профсоюзов, обладающая правом законодательной инициативы, внесла в него изменения, говорящие о том, что после подписания трёхстороннего соглашения предложение о присоединении к нему публикуется в официальной прессе.

Если в течение месяца кто­то из работодателей направит свой мотивированный отказ в Архангельскую областную трёхстороннюю комиссию, то действие соглашения в ближайшие три года на него распространяться не будет.

Если же отказов не последовало, то все не отказавшиеся работодатели автоматически подпадают под его действие. Из опыта прошлых лет: присоединиться к соглашению отказались единицы. При этом напомню, что Архангельское областное трёхстороннее соглашение имеет силу закона.

И за его невыполнение предусмотрена такая же ответственность, как и за невыполнение требований Трудового кодекса: административное наказание, предписания прокуратуры, штрафы и т. д.

– Сколько ещё времени продлится работа над проектом нового соглашения?

– Мы рассмотрели пока три раздела из девяти.

Следующее заседание рабочей группы состоится в середине сентября, где будут рассматриваться самые важные разделы для профсоюзов, куда мы предлагаем внести много нового — охрана труда и гарантии для молодёжи.

Ну и ещё одна наша задача — необходимо сохранить «в неприкосновенности» раздел «Социальная защита работников», потому что там прописаны пункты, касающиеся оздоровления работников и их детей, мер социальной поддержки социально незащищённых категорий граждан, вопросов ЖКХ, оплаты проезда в отпуск, льгот для женщин и многого другого.

Так что работы предстоит ещё много. А в декабре мы должны выйти на финишную прямую.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле