Завтра в Архангельске−2°CСеверодвинске−2°CОнеге−5°CВельске−8°CМирном−8°CШенкурске−9°CЯренске−8°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,вторник, 19.03.2024 05:36

Шаблонно до слёз

09.12.2017 13:00
Рецензия на фильм «Дыши ради нас» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Энди Серкис.

В ролях: Эндрю Гарфилд, Клер Фой, Хью Бонневилль.

В кино с 30 ноября.


В конце ноября состоялась премьера «Дыши ради нас», биографической мелодрамы, рассказывающей о Робине Кавендише — британце с полиомиелитом, который смог победить свой недуг и прожить счастливую, практически полноценную жизнь. Еще одна трогательная, но свернувшей не туда история, с Эндрю Гарфилдом и Клер Фой в главных ролях.

Фильмы о тяжелых заболеваниях можно условно поделить на две категории. Первая — это ленты, где зрителю демонстрируют силу воли главного героя, показывают, как он сам преодолевает трудности, несмотря на постепенно ухудшающееся состояние. Картины из второй категории делают ставку на дружбу или любовь — в этих случаях уже близкие люди стараются облегчить жизнь отчаявшегося персонажа.

«Дыши ради нас» — это типичный представитель второй категории. Фильм наивен, однако его «трогательная» формула работает и все еще способна задеть за живое.

Сюжет ленты основан на реальной истории Робина Кавендиша, британца, у которого в 28 лет диагностировали неизлечимый паралич всех частей тела. Как это обычно бывает, герой сразу же закрывается, впадает в депрессию и просит дать ему спокойно умереть, чтобы уберечь от мук и себя, и своих близких. Но тут в его завещание вмешивается жена, которая всеми силами старается вытащить мужа из апатичного состояния, а также обеспечить ему полноценную и счастливую жизнь.

Главный герой живет легкой и беззаботной жизнью, встречает красивую девушку и тут же заводит с ней роман. Во время медового месяца тело Робина вдруг парализует, после чего выясняется, что Кавендиш не может дышать без особого аппарата, да и жить ему, по словам врачей, осталось максимум три месяца. Его утешают друзья, любящая жена, и затем нам показывают полуторачасовую нарезку из самых счастливых моментов в жизни персонажа.

Кому-то станет грустно, кто-то даже заплачет, но в целом эффект будет один — через полчаса после выхода из кинозала вы напрочь забудете об увиденном.

И нет, не стоит сразу же винить актеров или режиссера — сомневаться в игре Гарфилда и Фой не приходится, а в качестве дебюта Серкис представил действительно серьезную и достойную работу. Единственная проблема фильма — это его тематика, а также подача самой истории.

«Дыши ради нас» — шаблонный байопик, который только и делает, что два часа пытается давить на жалость и взамен не предлагает ничего нового или необычного. Да, возможно, от такого фильма и не требуется какого-либо креатива, но это не оправдание тому, что большую часть времени лента кажется нудной.

Более того, у нас уже есть «1+1», «Теория всего», «До встречи с тобой» и десятки подобных картин, которые сняты по схожему принципу. Однако если в перечисленных фильмах была отличительные черты вроде выдающейся игры актеров или просто красивой съемки, то «Дыши ради нас» удивить зрителя попросту нечем. И игра актеров на уровне и уровень съемки высок, но в современном массовом кино хочется не только этого.

Авторы покажут пару живописных пейзажей под неспешную джазовую музыку, но на большее рассчитывать не приходится — далее идут одни лишь штампы и слезливые диалоги. После обретения «новой» жизни главный герой никак не меняется. Зрителю сложно следить за переживаниями героя, так как его эмоциональное наполнение не меняется с середины и до конца фильма.

Следует отметить, что Серкис пытался разнообразить предложенный сценарий, но вместо этого сделал его еще более неоднозначным. Чтобы совсем не превращать фильм в мыльную драму, режиссер решил акцентировать внимание на историчности. Дело в том, что люди с параличом, вызванным полиомиелитом, буквально вынуждены были проводить всю оставшуюся жизнь в заключении — прикованные к койкам рядом с шумящими медицинскими аппаратами. Этот шум не останавливается практически ни на секунду, постоянно напоминая, что герой умрет без механизма.

В те времена идея жизни больных параличом без медицинской опеки звучала как нонсенс, а использование оборудованных колясок было в диковинку. Врачи не хотели брать лишней ответственности за больных, поэтому боялись выпускать их из больниц — даже под присмотром родных. Кавендишу удалось исправить ситуацию: своим примером он повлиял на мнение специалистов и фактически обеспечил всем инвалидам справедливую жизнь.

Все это, конечно, звучит здорово и воодушевляет, однако с самого начала фильм выбрал для себя совершенно иную тональность. «Дыши ради нас» — это, прежде всего, кино о любви и семейной поддержке, которое зачем-то испортили уклоном в гуманизм.

Чтобы мелодрама и впрямь «подействовала», нужно постараться все 2 часа удержать зрителя в некоем эмоциональном вакууме — в каждом кадре он должен ощущать героев и их трагедии, даже если фильм сплошь набит пафосом.

И Серкису практически удалось довести свою ленту до той самой «плаксивой» ноты: парализованный персонаж со счастливой улыбкой путешествует по миру, знакомится с новыми людьми и все время проводит в кругу искренне любящих его родных. Как тут не проникнуться историей? Но когда драматичность ленты достигает своего апогея, и начинают виднеться отголоски трагедии, «Дыши ради нас» вводит 20-минутную социальщину, которая напрочь рушит всю атмосферу.

В итоге «Дыши ради нас» можно охарактеризовать как некую почти сработавшую формулу, которую просто не смогли довести до конца. У нас есть полтора часа действительно хорошей и чуткой истории — она не нова, но способна растрогать сентиментальных зрителей. Перед просмотром нужно быть готовым лишь к одному — в определенный момент магия разрушится, и перед вами окажется еще один фильм о глобальных общечеловеческих проблемах.


Александр Губкин.


Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель». 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле