Режиссер: Энди Серкис.
В ролях: Эндрю Гарфилд, Клер Фой, Хью Бонневилль.
В кино с 30 ноября.
В конце ноября
состоялась премьера «Дыши ради нас», биографической мелодрамы, рассказывающей о
Робине Кавендише — британце с полиомиелитом, который смог победить свой недуг и
прожить счастливую, практически полноценную жизнь. Еще одна трогательная, но
свернувшей не туда история, с Эндрю Гарфилдом и Клер Фой в главных ролях.
Фильмы о
тяжелых заболеваниях можно условно поделить на две категории. Первая — это
ленты, где зрителю демонстрируют силу воли главного героя, показывают, как он
сам преодолевает трудности, несмотря на постепенно ухудшающееся состояние.
Картины из второй категории делают ставку на дружбу или любовь — в этих случаях
уже близкие люди стараются облегчить жизнь отчаявшегося персонажа.
«Дыши ради
нас» — это типичный представитель второй категории. Фильм наивен, однако его
«трогательная» формула работает и все еще способна задеть за живое.
Сюжет ленты
основан на реальной истории Робина Кавендиша, британца, у которого в 28 лет
диагностировали неизлечимый паралич всех частей тела. Как это обычно бывает,
герой сразу же закрывается, впадает в депрессию и просит дать ему спокойно
умереть, чтобы уберечь от мук и себя, и своих близких. Но тут в его завещание
вмешивается жена, которая всеми силами старается вытащить мужа из апатичного
состояния, а также обеспечить ему полноценную и счастливую жизнь.
Главный
герой живет легкой и беззаботной жизнью, встречает красивую девушку и тут же
заводит с ней роман. Во время медового месяца тело Робина вдруг парализует,
после чего выясняется, что Кавендиш не может дышать без особого аппарата, да и
жить ему, по словам врачей, осталось максимум три месяца. Его утешают друзья, любящая
жена, и затем нам показывают полуторачасовую нарезку из самых счастливых
моментов в жизни персонажа.
Кому-то
станет грустно, кто-то даже заплачет, но в целом эффект будет один — через
полчаса после выхода из кинозала вы напрочь забудете об увиденном.
И нет, не
стоит сразу же винить актеров или режиссера — сомневаться в игре Гарфилда и Фой
не приходится, а в качестве дебюта Серкис представил действительно серьезную и
достойную работу. Единственная проблема фильма — это его тематика, а также
подача самой истории.
«Дыши ради
нас» — шаблонный байопик, который только и делает, что два часа пытается давить
на жалость и взамен не предлагает ничего нового или необычного. Да, возможно,
от такого фильма и не требуется какого-либо креатива, но это не оправдание тому,
что большую часть времени лента кажется нудной.
Более того,
у нас уже есть «1+1», «Теория всего», «До встречи с тобой» и десятки подобных
картин, которые сняты по схожему принципу. Однако если в перечисленных фильмах
была отличительные черты вроде выдающейся игры актеров или просто красивой
съемки, то «Дыши ради нас» удивить зрителя попросту нечем. И игра актеров на
уровне и уровень съемки высок, но в современном массовом кино хочется не только
этого.
Авторы
покажут пару живописных пейзажей под неспешную джазовую музыку, но на большее
рассчитывать не приходится — далее идут одни лишь штампы и слезливые диалоги.
После обретения «новой» жизни главный герой никак не меняется.
Зрителю сложно следить за переживаниями героя, так как его эмоциональное
наполнение не меняется с середины и до конца фильма.
Следует
отметить, что Серкис пытался разнообразить предложенный сценарий, но вместо
этого сделал его еще более неоднозначным. Чтобы совсем не превращать фильм в
мыльную драму, режиссер решил акцентировать внимание на историчности. Дело в
том, что люди с параличом, вызванным полиомиелитом, буквально вынуждены были
проводить всю оставшуюся жизнь в заключении — прикованные к койкам рядом с
шумящими медицинскими аппаратами. Этот шум не останавливается практически ни на
секунду, постоянно напоминая, что герой умрет без механизма.
В те
времена идея жизни больных параличом без медицинской опеки звучала как нонсенс,
а использование оборудованных колясок было в диковинку. Врачи не хотели брать
лишней ответственности за больных, поэтому боялись выпускать их из больниц —
даже под присмотром родных. Кавендишу удалось исправить ситуацию: своим
примером он повлиял на мнение специалистов и фактически обеспечил всем
инвалидам справедливую жизнь.
Все это,
конечно, звучит здорово и воодушевляет, однако с самого начала фильм выбрал для
себя совершенно иную тональность. «Дыши ради нас» — это, прежде всего, кино о
любви и семейной поддержке, которое зачем-то испортили уклоном в гуманизм.
Чтобы
мелодрама и впрямь «подействовала», нужно постараться все 2 часа удержать
зрителя в некоем эмоциональном вакууме — в каждом кадре он должен ощущать
героев и их трагедии, даже если фильм сплошь набит пафосом.
И Серкису
практически удалось довести свою ленту до той самой «плаксивой» ноты: парализованный
персонаж со счастливой улыбкой путешествует по миру, знакомится с новыми людьми
и все время проводит в кругу искренне любящих его родных. Как тут не
проникнуться историей? Но когда драматичность ленты достигает своего апогея, и
начинают виднеться отголоски трагедии, «Дыши ради нас» вводит 20-минутную
социальщину, которая напрочь рушит всю атмосферу.
В итоге
«Дыши ради нас» можно охарактеризовать как некую почти сработавшую формулу,
которую просто не смогли довести до конца. У нас есть полтора часа действительно
хорошей и чуткой истории — она не нова, но способна растрогать сентиментальных
зрителей. Перед просмотром нужно быть готовым лишь к одному — в определенный
момент магия разрушится, и перед вами окажется еще один фильм о глобальных
общечеловеческих проблемах.
Александр Губкин.
Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».