Завтра в Архангельске−18°CСеверодвинске−19°CОнеге−20°CВельске−18°CМирном−19°CШенкурске−19°CЯренске−19°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 11.02.2024 19:35

Писатель, «убивший» Леннона и 2 часа времени

16.12.2017 12:40
Рецензия на фильм «За пропастью во ржи» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Денни Стронг.

В ролях: Николас Холт, Зои Дойч, Кевин Спейси, Сара Полсон.

В прокате с 7 декабря 2017 года. 


Название самого известного произведения Джерома Сэлинджера — так называемого романа воспитания «Над пропастью во ржи» — известно даже людям, далеким от мира литературы. С самого момента публикации, несмотря на шквал восторженной критики, «Над пропастью во ржи» обвиняли в пропаганде насилия и потакании подростковому пьянству. Книгу запрещали из-за бранной лексики, депрессивных настроений и поведения главного героя. Холдена Колфилда называли дурным примером, и хотя этот вымышленный персонаж в реальности помог пережить войну самому Сэлинджеру, жизнь нескольких других людей он трагически оборвал.

Влияние книги на неокрепшие умы было настолько велико, что увлечение (а вернее, одержимость романом) привело к печальным последствиям. Поклонниками «Над пропастью во ржи» были Джон Хинкли-младший, совершивший в 1981 году покушение на Рональда Рейгана, и Роберт Джон Бардо в течение нескольких лет преследовавший, а затем убивший актрису Ребекку Шеффер. Убийца Джона Леннона Марк Чэпмен и вовсе заявил, что нашел на страницах романа зашифрованный приказ убить музыканта. На внутренней стороне обложки экземпляра, найденного у Чэпмена, была сделана запись: «Холдену Колфилду. От Холдена Колфилда. Это моё заявление»

Большинство классических американских романов так или иначе экранизировано. «Над пропастью во ржи», однако, остается исключением из правила. Многие «голливудцы» заплатили бы большие деньги за честь экранизировать ключевую подростковую книгу XX века, но Сэлинджер при жизни наотрез отказывался продавать на нее права, и его наследники следуют завету писателя. На биографию автора, однако, копирайт Сэлинджера не распространяется. Поэтому теперь у нас есть байопик о классике, который стал режиссерским дебютом сценариста Дэнни Стронга

Что можно сказать о «За пропастью во ржи»? Что Стронг выстроил картину из самых нудных мгновений жизни писателя. Насыщенное детство Сэлинджера, которое во многом отразилось в «Над пропастью во ржи», в фильм вовсе не попало, а перепахавшая Джерома война затронута лишь краем, в нескольких коротких и невнятных фрагментах.

Таким образом, картина в основном состоит из сцен, где Сэлинджер яростно строчит в блокноте или на машинке, и из эпизодов, в которых будущий мэтр выслушивает советы Бернетта или спорит с редакторами, настаивающими, что Джерому надо писать позитивнее и слащавее. Со временем издательское непонимание сменяется обожанием и подписанием лестных контрактов, но суть фрагментов от этого не меняется. Мы видим малоинтересную закулисную возню, которую можно наблюдать в любом кино о начинающем литераторе.

Конечно, из «За пропастью во ржи» можно извлечь уроки о том, как продвигаться к литературной вершине. Но эти уроки тривиальны и полезны лишь для очень узкого круга зрителей. Кроме того, главный вывод из творческого пути Сэлинджера состоит в том, что нужно родиться в богатой семье, которая будет годами оплачивать все твои «завихрения» и неудачи, пока ты будешь жаловаться на папу, не понимающего высоких устремлений и справедливо утверждающего, что продавать бекон куда надежнее, чем рассказы.

Прочный финансовый тыл главного героя начисто лишил «За пропастью во ржи» того драматизма, который пронизывает истории о безденежных авторах. Джерому не нужно ни работать официантом, ни разменивать талант на сугубо коммерческое творчество. Он может всласть писать и всласть вставать в позу, когда его что-то не устраивает.

Романтические связи Сэлинджера включены в фильм только для того, чтобы бегло рассказать зрителям, что у писателя были любимые женщины. Куда большего внимания удостаивается психическая травма, которую Джером привез с войны, но ее основная сюжетная функция — мешать Сэлинджеру писать. То есть вышеупомянутые сцены, в которых Джером яростно строчит, ненадолго сменяются фрагментами, где автор страдает, что не может сочинить ни строчки, потому что ему в голову лезут военные кошмары.

Конечно, следить на экране за перипетиями писательской карьеры Сэлинджера занятнее, чем читать о них в учебнике или энциклопедии, поскольку в фильме снялись яркие актеры и поскольку картина неплохо передает атмосферу эпохи.  Если вам не нужно сдавать экзамен по биографии Сэлинджера, и вы хотите получить удовольствие, а не выяснить, почему антология «Девять рассказов» была напечатана после «Над пропастью во ржи», хотя сочинена до нее, то лучше прочесть или перечитать книги Сэлинджера. А не смотреть, как Николас Холт неплохо играет ребячливого писателя.

А Кевин Спейси хорош, будет очень жалко прощаться с актером такого уровня. Пусть люди поскорей забудут все эти грязные скандалы и хороший актер снова сможет работать по профессии.


Александр Губкин


Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель». 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле