Режиссер: Райан Джонсон.
В ролях:Дейзи Ридли, Марк Хэмилл, Кэрри Фишер, Энтони Дэниелс, Джон Бойега
В прокате с 14 декабря 2017 года.
«Звездные войны» вскоре после своего дебюта стали мультимедийным проектом, охватывающим несколько развлекательных индустрий. Однако в то время, когда «Войнами» распоряжался их создатель Джордж Лукас, фильмы цикла были и оставались единственным «каноном», который было необходимо знать для понимания новых эпизодов и происходящих в них событий.
Теперь,
после перехода франшизы под контроль Walt Disney, «Звездные войны» устроены
иначе. Чтобы в полной мере понимать их сюжеты и всех персонажей, нужно не
только ходить в кино, но и смотреть телевизионные мультфильмы, читать книги и
комиксы «Войн», а также обращать внимание на видеоигры с развитым сюжетом. Как
минимум стоит просматривать специализированные «Википедии», обобщающие
почерпнутые из разных мест факты.
Для преданного
фаната это скорее плюс, чем минус. Есть чем заняться в промежутках между
премьерами! Но с точки зрения кинокритика немного неприятно видеть, как в
фильмах появляются персонажи со «звездочкой» и примечанием: «Хотите узнать
больше? Штудируйте другие медиа». Таковы, в частности, Со Геррера в
прошлогоднем «Изгое-один» и вице-адмирал Эмилин Холдо в новых «Последних
джедаях». Фильм показывает Холдо достаточно долго, чтобы о ней многое можно
было понять, но все же нужно знать ее книжную предысторию, чтобы досконально в
ней разобраться.
К счастью,
это единственная существенная претензия, которую можно предъявить картине
Райана Джонсона. Два года назад «Пробуждение Силы» напугало нас своим
откровенным подражанием «Новой надежде». Тогда показалось, что новый продюсер
эпопеи Кэтлин Кеннеди и ее режиссеры и дальше будут вольно копировать
классические ленты, добавляя в проверенные сюжеты политкорректность и поднимая
планку спецэффектов. Но, хотя в «Последних джедаях» чувствуется сюжетное
влияние пятого эпизода «Империя наносит ответный удар» и шестого эпизода
«Возвращение джедая», это не атака клонов, а то, чего мы ждали с самого начала,
— полноценная эволюция «Войн», которая воздает должное классике, но не
становится ее рабом. Иными словами, Джонсон, в отличие от Абрамса, ведет цикл
вперед, а не топчется на месте.
«Последние
джедаи» — это блокбастер, где нашлось место для всего, чем развлекают лучшие
голливудские ленты. Неожиданные и остроумные шутки соседствуют с патетическими
речами и драматичными проявлениями героизма, а приключения сосуществуют с
тонкими психологическими диалогами и даже философскими рассуждениями и
социальными обобщениями. Рукопашные схватки на световых мечах (и не только на
них) сменяются космическими баталиями, романтические и душевные моменты —
проявлениями злобы и ненависти, а потрясающие нарисованные пейзажи —
завораживающими природными красотами, найденными в разных уголках земли. Причем
разнообразие картины не сваливается в эмоционально невнятную неразбериху. У
Джонсона все там и тогда, где должно быть для усиления общего эффекта. Даже
милейшие птички-порги в фильме уместны — уместнее, чем эвоки в «Возвращении
джедая».
Режиссер в
одиночку сочинил картину, смог вплести в повествование духовное развитие почти
каждого значимого персонажа, кроме достигших высших точек Добра и Зла генерала
Леи и Верховного лидера Сноука. Персонажи «Последних джедаев» получают то, чего
им недостает. Так, изначально настроенные на жертвенность По Дамерон и Роуз
Тико (новая главная героиня из технического подразделения Сопротивления) учатся
ценить жизни товарищей, а склонный к эгоизму Финн, наоборот, проникается духом
героизма и товарищества. Еще более сложный путь проходят Рей и Кайло Рен,
которые в «Последних джедаях» очень тесно взаимодействуют. Даже Люк Скайуокер
не копирует умиротворенного Йоду в «Империи», а развивается как персонаж и как
человек, несмотря на возраст и джедайскую умудренность.
Прокладывая
собственный путь, Джонсон попутно исправляет то, что раздражало в «Пробуждении
Силы». В частности, фильм объясняет, откуда взялась сверхсила Рей и почему в
кульминации «Пробуждения» девушке удалось победить опытного воина Кайло в
схватке на мечах. Кажется, это прямое общение Lucasfilm с фанатами, и приятно,
что студия реагирует на претензии, а не гнет свою линию. Хотя возможно, что
лента проговаривает то, что Абрамс имел в виду, но не сказал в своем фильме. В
любом случае хорошо, что эти вопросы прояснены.
Кого
«Последние джедаи» могут разочаровать? Во-первых, тех, кого не устроит
этническая пестрота главных героев. Политкорректность победила, и из Голливуда
она никуда не уйдет. Если вы еще не привыкли, что главный герой «Звездных войн»
может выглядеть как британский нигериец Джон Бойега или американская вьетнамка
Келли Мари Тран, то придется привыкать или искать другой Голливуд.
Во-вторых,
картина не порадует тех, кто ждет продолжительных и акробатических схваток на
мечах в духе приквелов «Звездных войн». Бои в фильме Джонсона яростны и
коротки. Они изобретательны, но не перенасыщены действием. Это противостояния
персонажей, а не боевые демонстрации, что соответствует общей концепции новой
трилогии: «Больше классического Лукаса, меньше Лукаса приквелов».
В общем, если вы следите за событиями в мире «Войн», вы не простите себе, если не увидите «Последних джедаев» на большом экране, в наилучшем возможном качестве. Это не абсолютно идеальная, но превосходная лента, и ее уже называют лучшей во всем цикле после непревзойденной «Империи» — заявление весьма спорное, но не беспочвенное.
Александр Губкин
Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».