Завтра в Архангельске +11°CСеверодвинске +10°CОнеге +10°CВельске +11°CМирном +11°CШенкурске +9°CЯренске +11°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, воскресенье, 11.04.2021 19:26

Город на самом краю Европы

05.01.2018 12:00
«Хотя я уже неделю был в Лиссабоне, я все еще не мог привыкнуть к беспечным огням этого города». Эрих Мария Ремарк, «Ночь в Лиссабоне».

Архангелогородец Александр Савкин, историк по образованию, публикует путевые записки из нетуристических уголков Европы.


Лиссабон начался для меня с аэропорта Портела. Но главными были не багаж и документы, как обычно, а аренда автомобиля. Любой аэропорт оказывает услуги по найму автотранспорта. Точнее, предоставляет площади для фирм, занимающихся этим бизнесом. Все было заказано и оплачено заранее, поэтому машина с полным баком уже скоро оказалась в моем распоряжении.

Волнительное чувство — выезжать в вечернюю темноту со стоянки аэропорта, имея конечной целью отель в центре Лиссабона. Это была моя первая поездка подобным образом, и я совершил большую ошибку — не обзавелся навигатором.

Ехать по темному городу, держа левой рукой руль, а правой бумажную карту Лиссабона, пытаясь краем глаза смотреть на дорожные знаки и указатели, на которых надписи исключительно на чуждом мне португальском языке — то еще удовольствие! Не успел свернуть, уехал в тоннель и через две минуты я уже мчусь по трассе вон из города в потоке гудящих машин. В попытке развернуться чуть не сбил мотоциклиста. Как он оказался на главной дороге? Веселое бы было начало путешествия.

С горем пополам доехал до нужного мне района. Улицы узкие, заполнены людьми и машинами, сзади, трезвоня и громыхая, на тебя того и гляди наедет трамвай. В итоге до гостиницы я доехал часа через полтора. На такси ушло бы 20 минут. И все равно я чувствовал себя героем. Как-никак, добрался до самого края Европы.

На следующий день, уже пешком прогуливаясь по Лиссабону, обратил особое внимание на трамваи желтого и коричневого цветов. Замечательное зрелище! Особенно глазами архангелогородца, помнящего, как убивали родные трамвай и троллейбус.

В лиссабонский трамвай хочется вскочить и катиться по городу, глядя на него из окон. Маршрут № 28 проходит по самому центру. Внутренний интерьер в этом транспорте не менялся с 30‑х годов. Сиденья деревянные, что придает особый колорит. Рядом едет тучная смуглая пожилая местная жительница и на ходу уплетает жареные каштаны, вынимая их из авоськи. Только тут окончательно понимаешь, что ты на юге и до чопорности здесь никому нет дела. Так и хочется заплатить за проезд старым португальским эскудо. Но! На дворе XXI век, эскудо канул в Лету, в ходу только евро.

Нельзя не обратить внимание на большое количество выходцев из Африки на улицах Лиссабона. Их, конечно, куда меньше, чем в Париже, но значительно больше, чем в Мадриде. Корни этого явления видятся в колониальном прошлом этих стран. Большинство территорий черной Африки до середины ХХ века принадлежали Франции. Испанию в этом регионе не интересовало ничего. Португалия же, являясь самой старой колониальной империей в мире, владела огромными территориями Анголы и Мозамбика. Она цеплялась за них так крепко, что те смогли освободиться только после падения диктатуры загадочного профессора Салазара и «революции гвоздик» 1974 года.

А быстрее всех начать процесс колонизации португальцам помогло раннее освобождение от арабского завоевания. Португалия полностью очистила свои территории уже к 1272 году. В отличие от Испании, отвлекавшейся на войны с сарацинами, на двести лет дольше. Португальцы же, находящиеся на самом краю Европы, куда раньше своих соседей смогли направить взоры на географические открытия и завоевательные походы, которые шли рука об руку.

Отдельного внимания заслуживает португальский язык. Бросается в глаза нагромождение звуков Ж, З и Ш в нем. Имя Иероним будет звучать как Жеронимуш, Лиссабон — Лишбоа. Кто смотрел «Рабыню Изауру», должен помнить, насколько забавен на слух этот язык, ведь перевод был закадровый.

И если учесть, что Португалия владела не только Анголой и Мозамбиком, но еще Бразилией и рядом территорий поменьше, то получится, что носителей португальского языка в мире сегодня насчитывается аж 250 миллионов человек, что в 25 раз больше, чем живет в самой Португалии.

В архитектурном плане в Лиссабоне нет переизбытка древних памятников. Хоть это один из самых старых городов Европы, но почти все античные, романские и готические строения были разрушены катастрофическим землетрясением 1755 года. После него столица была построена заново. По этой причине в Лиссабоне отсутствует как таковой старый город в его классическом европейском понимании, формировавшийся в средние века и представляющий из себя площадь с ратушей и собором, от которой во все стороны отходят узкие мощеные улочки с жилыми домами, магазинчиками, ресторанчиками и прочими обязательными атрибутами.

В центре Лиссабона широкие и прямые проспекты. Улицы спланированы не хаотично, а системно, что придает городу правильность наподобие регулярного парка загородного королевского дворца типа «Версаль». Оно и понятно, ведь все старое и прекрасное в середине XVIII века было разрушено стихией. И перед первым министром Португальского королевства маркизом де Помбалом стояла серьезная задача — строительство нового города. И он справился с ней блестяще. Нигде не охватывает с такой силой ощущение, что ты находишься в центре колониальной империи, которая распростерлась на Америку, Африку, Азию. Недаром де Помбалу воздвигнут огромный памятник на одной из центральных площадей столицы.

Но я отношу себя к ценителям средневековой архитектуры. Наверное, поэтому максимально в мою память врезалась уцелевшая после землетрясения башня Белен, построенная в начале XVI века в честь открытия Васко да Гамой морского пути в Индию. Она стоит на берегу реки Тахо; когда  подъезжаешь к ней издалека, складывается впечатление, что она парит над водой. Основательная и в то же время изящная и легкая, она представляет собой образец архитектурного стиля мануэлино, вобравшего черты готики, мавританских традиций и собственных португальских веяний.

С точки зрения кухни Лиссабон — отличное место для тех, кто предпочитает морепродукты. Конечно, как в любой столице, особенно в заведениях общепита центра города, они недешевы. А официанты порой умудряются сказать несколько слов по-русски. И тем не менее, я нигде не ел столько лобстеров, как в Лиссабоне.

И хоть я склонен относить себя к любителям европейской провинции, я все же не мог не поддаться очарованию Лиссабона. Город замечателен и по-южному чуть грязноват и беспечен, особенно если свернуть с центральных площадей и проспектов и пройти в глубь португальской столицы. Во многих кварталах царит патриархальный дух начала ХХ века с его бесконечными простотой и обаянием.

Еще предстоял перелет обратно силами национальной авиакомпании TAP Portugal с любезными смуглолицыми стюардессами, говорящими на смешном языке и обязательным угощением портвейном на борту.

Но меня куда больше волновало возвращение арендованного автомобиля. Хоть и без навигатора, но доехать до аэропорта удалось без больших приключений. А главное — вовремя. Сдавать машину необходимо также, как и берешь ее — с полным баком. После осмотра транспортного средства и фиксации его целостности стряхиваешь с себя груз ответственности за него и мчишься в зону Departure.

Прощай, Лиссабон, город на самом краю Европы, дальше которого только океан и Америка.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле