Режиссер: Гильермо Дель Торо
В ролях: Салли Хокинс, Майкл Шеннон, Ричард Дженкинс, Октавия Спенсер, Майкл Штульбарг
В прокате с 18 января 2018.
Трудно спорить с тем фактом, что Гильермо Дель Торо является сегодня одним из самых изобретательных сказочников мирового кинематографа. Каждая новая его картина – это невероятный мир, продуманный до мелочей, имеющий свою стилистику, атмосферу и цвет, наполненный удивительными существами. При этом в своих картинах мексиканский гений говорит о простых вещах – о страхе, о взрослении, о доброте, любви и готовности бороться за свое счастье. Это прекрасно, однако есть кое-что, что не позволяет поставить Дель Торо в один ряд со Стивеном Спилбергом, Робертом Земекисом, Джорджем Лукасом или даже Тимом Бертоном. Автор «Хеллбоя» и «Тихоокеанского рубежа», безусловно, блистательный художник и архитектор своих кинематографических миров, но придумщик сюжетов он не слишком изящный, по сути, его фильмы непритязательны драматически и берут исключительно визуальным роскошеством.
Послевоенные
годы в США. В гонке покорения космоса американцы не гнушаются ничем, даже
экспериментами над загадочным человекообразным существом, дышащим через жабры,
выловленным в Амазонке. Пока в секретной лаборатории ведется оживленная
дискуссия о том, стоит ли монстра выпотрошить и изучить строение его органов
дыхания или лучше оставить его в живых, с таинственным существом находит общий
язык немая уборщица Элайза, влюбленная в музыку и кино. Глубоко переживая за
судьбу неожиданного нового друга, девушка организовывает похищение монстра с
самого охраняемого секретного объекта в США.
«Форма
воды» – фильм-триумфатор Венецианского кинофестиваля и недавней церемонии
«Золотой глобус» – едва ли не самый простой в фильмографии Дель Торо, более
наивный сюжет, пожалуй, только у картины о битве Егерей и Кайдзю. Критики,
поспешившие сравнить «Форму» с «Человеком-амфибией» Чеботарева и Казанского,
Голливуду откровенно польстили – советскому фильму полувековой давности далеко
до глубин Александра Беляева, но даже эта очаровательная безделушка с молодыми
Кореневым, Вертинской и Козаковым в главных ролях дает сто очков вперед фильму
Дель Торо. Сюжет «Формы» даже как-то стыдно пересказывать – злодеи поймали
невинное существо и давай его мучить, но нашлась сердобольная женщина, которая
монстра спасла и даже стала с ним жить. Прошлогодняя «Красавица и чудовище»
ровно об этом же. И еще сотни и сотни других произведений.
Разумеется,
Дель Торо делает попытку разбавить прямолинейную структуру трогательными в
своей беспомощности ответвлениями – тут и советские шпионы из КГБ привлечены, и
никчемный художник, страдающий от облысения, и жестокий начальник охраны,
купающийся в своей безнаказанности, и даже столь актуальные сегодня вопросы
расизма и домашнего насилия затронуты. Однако все это выглядит странно и
неуверенно, словно сценарий Ванессы Тейлор насильно растягивали, добавляя в
него побольше воды, буквально и фигурально, особенно нелепо выглядят назойливые
вставки кадров классических картин, акцент на трогательной музыке и сцена с
песней и танцем. Общую сюжетную беспомощность это только выпячивает, а от
банального финала не остается никакого другого чувства, кроме недоумения.
Однако в
визуальной части и актерском исполнении «Форма воды» практически безупречна.
Да, Салли Хокинс, Октавия Спенсер и Майкл Шэннон вынуждены ютиться в весьма
тесных предсказуемых образах, но зато игре они отдаются без остатка и делают
свои персонажи максимально выпуклыми: если жестокость, то настолько злодейская,
что аж пальцы отваливаются, если доброта, то такая, что пули останавливаются. А
уж о волшебной атмосфере 1960-х и говорить не приходится – Дель Торо, как никто
другой, умеет создавать красоту из самых обыденных вещей, а необычные
конструкции превращать в сказочные декорации, переполненные тайнами и
сюрпризами.
И тем более никуда не денешься от назойливой демонстрации почтения классическому кино, пеплумам, духу фильмов-событий, выказываемого постановщиком на протяжении всей картины. Получилось это несколько «толще», чем у «Артиста» или «Хранителя времени», оммаж получился несколько притянутым за уши, но здесь это, как говорится, красиво, во-первых, во-вторых и, в-третьих. К сожалению, за красотой у Дель Торо в «Форме воды» пустота и бесцветная жижа, в которой не за что ухватиться. Наивно для сказки, предсказуемо для драмы, бесхитростно для триллера – вода, одним словом.
Александр Губкин
Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».