Послушные депутаты Архангельского областного Собрания могут узаконить квази-конкуренцию в области госзакупок по системе здравоохранения.
Итак, на грядущую сессию Архангельского областного Собрания депутатов будет представлен законопроект о реализации государственных полномочий региона в сфере охраны здоровья граждан. Данный проект фактически разработан в целях определения ГУП «Фармация» в качестве единственного поставщика лекарственных препаратов.
Проще говоря, предприятие может стать единственным поставщиком специализированных товаров и услуг в области. Это позволит, как отмечают эксперты, законодательно закрепить сложившуюся ущербную систему закупок в регионе с квази-конкурсами, квази-конкуренцией, экономическим анти-эффектом и так далее. Речь идет о том, когда в один лот объединяются услуги по доставке, хранению и отпуску лекарственных препаратов.
И это, к слову, едва ли не единственный пример, работающий на территории Российской Федерации, — в большинстве других регионов страны разум взял свое, и от подобной практики было принято отказаться.
Еще важный момент — авторы законопроекта уверяют, что его принятие (в том числе) поможет сбавить цены на лекарственные препараты. Цитата из пояснительной записки:
«ГУПАО „Фармация“ за счет увеличения оборотов предприятия (регулярных закупок больших партий лекарственных препаратов, медицинских изделий и иных товаров) обеспечит более низкие цены по сравнению с установленными в настоящее время ценами в государственных контрактах».
Конец цитаты.
Этот пункт также вызвал у экспертов определенное недоверие. Вопрос логичный: раз «Фармация» в настоящий момент фактически и является единственным поставщиком, то что им мешает сбавить цены? Эксперты полагают, что узаконивание процесса может лишь усугубить ситуацию.
О проблемах, связанных с галопирующим ростом цен на лекарственные препараты, наша редакция писала неоднократно. С нашими публикациями соглашались и сами сотрудники системы здравоохранения, лично рассказывавшие о сути тех или иных проблем. А пока одни видят — другие молчат. Такое ощущение, что профильные чиновники и руководители на местах сидят в «розовых очках» — у них везде оптимизация.
Любую пробоину они с легкостью затыкают при помощи чиновничьих отписок и байками о нехватке средств. Неужели денег и правда нет? Куда же они уходят. Вот один из вероятных вариантов ответа.
Редакции ИА «Эхо СЕВЕРА» стали известны результаты проверки расходования бюджетных средств в области здравоохранения, которую провела Контрольно-счетная палата Архангельской области.
Речь о данных за 2015 год. Они показывают наглядный рост цен на лекарственные препараты в Архангельской области.
В ряде случаев рост цен просто галопирующий и ошеломительный. И это при том, что ни одного реального обоснования для подобного роста в регионе не наблюдается.
Далее — примеры (сперва будет указана цена по заключенным контрактам на лекарства в 2014 году, а затем мы покажем цену по совместным торгам на 2015 год).
Препарат | 2014 | 2015 |
Адеметионин | 1074, 70 | 1 612,00 |
Аминокислоты для перинатального питания | 3946,25 | 4 472,00 |
Аторвастатин | 387,86 | 1 236,00 |
Будесонид | 310, 46 | 1 253,00 |
Винпоцетин | 38,48 | 212 |
Дабигратана этексилат | 2428,80 | 3 639,00 |
Имипенем+ (Циластин) | 495,00 | 1 196,00 |
Левотироксин натрия | 18,00 | 133,5 |
Хлоропирамин | 73,26 | 137 |
Желатин | 215,90 | 2 242,00 |
Впрочем, во всей этой истории есть еще один ключевой момент.
Как было сказано выше, законопроектом предполагается «упорядочить систему закупки, отпуска, доставки (транспортировки), хранения, назначения, а также систему контроля по указанным направлениям». И все бы ничего, да только периодически чиновники в Архангельской области действуют будто замороженные — подтормаживают, пропускают мимо ушей или вовсе не обращают внимания на важные детали.
Поясняем.
12 января 2018 года вышло Распоряжение Правительства РФ об утверждении плана мероприятий по «Развитию конкуренции в здравоохранении». В числе прочего, одним из планов предлагаемого мероприятия является «установление запрета на объединение в один лот услуг по поставке, хранению и отпуску лекарственных препаратов».
Срок реализации — сентябрь 2018 года.
Отсюда следует, что Правительство РФ говорит о запрете объединения процедур по поставке, хранению и отпуску лекарственных препаратов в один лот, а правительство Архангельской области намерено этот процесс узаконить. Это наши чиновники так власть не слышат? Или не желают?
Так или иначе, но последнее слово будет за областными депутатами. И почему-то у нас есть подозрения, что народные избранники примут то, что в сентябре 2018 года придется отменить...