Завтра в Архангельске−5°CСеверодвинске−6°CОнеге−8°CВельске−7°CМирном−6°CШенкурске−7°CЯренске−6°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 03.02.2024 13:29

Древнегреческий триллер

04.03.2018 10:00
Рецензия на фильм «Убийство священного оленя» от нашего культурного смотрителя.

Режиссёр: Йоргос Лантимос.

В главных ролях: Колин Фаррелл, Николь Кидман, Барри Кеоган.

В прокате с 15 февраля.


Пятая полнометражная работа главного представителя «новой странной волны» Йоргоса Лантимоса, была всячески обласкана всеми кинокритиками и добилась звания лучшего психологического триллера десятилетия. Более того, этого начинающего автора уже сравнивают с самим хозяином Олимпа американского кинематографа — Стенли Кубриком. Пару этих фактов уже дают серьёзные основания для заинтересованности в картине «Убийство священного оленя».

Йоргос Лантиомос прославился во многом благодаря своему пренебрежению здравым смыслом и полной абсурдности происходящего в его картинах. Это во многом делает сложным пересказ происходящего в фильме. Тем не менее, наметим общую фабулу картины, обойдя всевозможные спойлеры.

Перед зрителем разворачивается картина жизни идеальной семьи: отец (Колин Фаррелл) кардиохирург, мать (Николь Кидман) офтальмолог, прекрасная в своей юности и изяществе дочь четырнадцати лет и мальчик с изумительными шоколадными кудрями и просто ангельскими голубыми глазами. Весь этот фотогеничный квартет помещён в декорации просторного белого дома, с большим садом и верандой. Но в этой райской экспозиции не обходится и без первородного греха, за которым, само собой должна следовать расплата. Стивен -отец семейства настолько верит в свои совершенно отточенные навыки в области хирургии, что позволяет себе работать спустя рукава. Это приводит к смерти одного из его пациентов. Однако последствия этого инцидента настигают семейство спустя много лет, когда уже всё сделанное предано забвению.

Стивен в тайне начинает встречаться с сыном своего экс-пациента, дарить ему неподобающе дорогие подарки, разговаривать на личные темы. Согласно греческому духу, пронизывающему весь фильм, при таком положении дел можно ожидать разворот сюжета в сторону запретной любви между Мартином и Стивеном. Однако судьба кардинально меняет русло этой истории. Чувство вины заставляет отца семейства проводить с мальчишкой всё больше времени, а сын погибшего пациента начинает активно злоупотреблять доверием Стивена. В дальнейшем на всё ангельское семейство обрушивается череда страшных событий, порочный круг которых способен разорвать только роковой выбор или сакральная жертва.

Если рассматривать данный фильм с точки зрения привязки к жанру, то всё оказывается чрезвычайно прозаично, это всего лишь хоррор о проклятии, и казалось бы, в жанровые рамки настолько узки, что сказать что-то новое и самобытное режиссёру с таким необычным подходом невероятно трудно. Однако, Йоргос Лантимос подрывает все устои кинематографической условности и делает это настолько филигранно, что большинство зрителей может сбиться со следу и принять фильм за простую психологическую драму с элементами фантасмагории, подобную произведению Даррена Ароноффски «Мама!».

Во многом такое незаметное внедрение в реальность сказочного элемента стало возможно благодаря взятой в основу фильма древнегреческой трагедии Еврепида «Ифегения в Авлиде», повествующей о судьбе  дочери, погибшей за честь и славное имя отца. Поведение Ифегении в греческом обществе расценивалось как достойная ролевая модель женщины. Именно этот пример берёт для себя дочь Стивена.

Яркий парафраз между древнейшими временами и современными реалиями одна из сильнейших сторон режиссёра Лантимоса, этот приём также можно увидеть в более ранней его работе «Лобстер». Переосмысление архетипа и адаптация его в современном обществе — одна из авторских задач, которая стоит перед шокирующем греческим режиссёром. Реализуя свой творческий потенциал теперь уже на американской земле греческий мастер воспевает и подзабытую современниками античную культуру.

Нельзя не отметить безупречную актёрскую игру всего состава. Колин Фаррел предстаёт в уже знакомом зрителю амплуа. В «Убийстве священного оленя» он — живое воплощение мужественности, ему безупречно удаётся сыграть сильного мужчину, поставленного в жизненные обстоятельства, которые требуют волевых решений.

Их дуэт с Николь Кидман, который не так давно радовал зрителя в «Роковом искушении» поражает своей красотой, но если в прошлогоднем фильме Софии Копполы доминанта была на женской стороне, то этот фильм отличается суровым патриархальным духом прошлого. Образ холодной блондинки, держащей всё под контролем, крепко закрепился в фильмографии Николь Кидман. В новом греческом хорроре она вдыхает в свою героиню свойственную только ей красоту и изящество.

Фильм получил награду Каннского кинофестиваля за лучший сценарий и это вполне достойный выбор жюри. Ведь в данной истории слишком уж умилительно переплетаются культурные пласты. Особенно красиво это иллюстрируется в первом и последнем кадрах фильма. В первом — мы видим останавливающееся биться сердце на операционном столе, в последнем — картошку фри смачно обмакиваемую в кетчуп. Кровь или кетчуп, вечное или наносное — с этими вопросами оставляет нас автор, а ответ только за вами.


Ася Спиридонова


Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле