Завтра в Архангельске +22°CСеверодвинске +20°CОнеге +20°CВельске +22°CМирном +23°CШенкурске +23°CЯренске +7°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, вторник, 03.07.2018 13:10

Единственный грех – грех сокрытия

25.03.2018 10:00
Рецензия на фильм «Гонка Века»

Режиссер: Джеймс Марш

В ролях: Колин Ферт, Дэвид Тьюлис, Рейчел Вайс.

В прокате с 22 марта


 «Я разочаровался в космических существах. Что-то пошло не так. Я чувствовал, что смог бы сыграть в эту игру лучше, чем космические существа. В конечном счете я был вынужден признать, что природа вменяет космическим существам единственный грех, который они способны совершить. Грех сокрытия. Это незначительный грех для человека, но ужасный для космических существ. Он несет страдания космическим существам». Из бортового журнала Дональда Кроухерста.

Мечта может завести человека на самую вершину мира, при должном усердии можно всю жизнь посвятить одной лишь мечте и умереть счастливым, понимая, что всю жизнь шел по пути, который выбрал сам.

Но она же может свести с ума, разорвать сознание человека своей недостижимостью. Лишившийся своей мечты, может бесконечно падать в бездну безумия, все дальше и дальше уходя от начальной цели.

Фильм 2018-го года «Гонка века» основан на реальных событиях. Основанием для сюжета служит бортовой журнал мореплавателя-любителя Дональда Кроухерста, отправившегося в одиночное кругосветное путешествие на парусной лодке-тримаране в 1968 году.

Кроухерст был обычным мелким предпринимателем, коих в Великобритании миллионы, что тогда, что сейчас. Дела в жизни Дональда не задались сразу: дважды был уволен из вооруженных сил за дисциплинарные взыскания и авантюрный угон автомобиля во время увольнения.

После выхода в запас открыл мелкую компанию по производству электроники «TeigmouthElectron», прибыли от которой хватало на содержание семьи, но не более.

Несмотря на положение дел чуть ниже среднего, Дональду было не занимать авантюризма, он постоянно жил историями о знаменитых мореплавателях, великих открытиях, всегда цитировал смелых моряков, отправившихся в неизвестные воды и всецело тянулся к воде. Даже завел маленький парусный катер, на котором катался с семьей по рекам и заливам.

В марте 1968 года газета «Sunday Times» объявила о проведении непрерывной кругосветной гонки на приз «Золотой глобус». Это объявление стало поворотным моментом в жизни Кроухерста. Наконец на горизонте появилось то, чего раньше не делал никто. В одиночку пройти вокруг Земли и без остановок.

Конечно, изобретатель тут же подал заявку и стал готовиться к отплытию.

Сам фильм начинается, как добрая семейная история, не предвещающая ничего экстраординарного. Создается четкое ощущение, что это будет стандартный фильм о преодолении героем трудностей, в конце которого зрителя ждет счастливый финал.

Все задатки для таких мыслей присутствуют. Главный персонаж – не очень успешен, но у него есть любящая семья, которая во всем поддерживает начинания ее главы. Есть мечта, которую необходимо воплотить не смотря ни на что. Зритель уверен, что Кроухерст справится с любыми трудностями и дойдет до финиша в любом случае.

Далее – раскрытие сюжетного поворота. Если читатель еще не видел фильм, то лучше перемотать до фразы «Конец спойлера», чтобы не портить ощущение при просмотре.

Так бы и случилось, если бы это было кино, а не реальная история.

Регата Дональда Кроухерста начала обрастать проблемами еще до ее начала. Инжинеру пришлось заложить дом, чтобы закончить в срок строительство тримарана. Сроки были сжаты, поэтому и выход в море осложнился неисправностями. Уже на первой неделе стало ясно, что до конца плавания мореход-любитель не дойдет.

Фильм концентрируется на раскрытии чистого энтузиазма главного героя. Первая его половина очень грамотно показывает, что значит для него обогнуть Землю. Это такая мечта, которую невозможно отпустить, невозможно отступить или сдаться, иначе герой потеряет себя и умрет, как личность.

Постепенно Кроухерст понимает, что призовые ему не получить: другие участники сильно обогнали его по времени. Возвращаться, по сути, было некуда. Вернувшись проигравшим, он отдаст дом, потеряет семью и лишится всех средств. Все из-за дурацкой мечты.

Тогда главному герою приходит в голову мысль подделать бортовой журнал и, сославшись на попутный ветер, приписать себе несколько сотен лишних километров.

В родном городе, получив сообщения о том, что Дональд уже огибает Африку, жители сделали из него настоящего национального героя. Пресса в восторге. Еще бы: любитель на самодельной лодке ставит мировые рекорды скорости и обгоняет именитых яхтсменов.

На самом деле, Кроухерст отставал от выдуманного маршрута на несколько недель.

В этот момент картина начинает делать плавный поворот от стандартного повествования. У Дональда появляются первые признаки паранойи, постепенно приходит осознание поступка. Психика в одиночестве начинает сдавать.

Кроухерст находится у берегов Аргентины, не пройдена даже половина пути. Пробоина в борту ставит точку в кругосветном путешествии без остановок. Просто необходимо сойти на землю, что Дональд и делает.

Залатав дыру, герой понимает, что он нарушил правила, а значит предал мечту. Остается один вариант – прийти к финишу последним, тогда никто не будет проверять его. К этому времени паранойя достигает критических масштабов, ибо остальные участники гонки сходят с дистанции один за другим.

Поглощенный галлюцинациями, герой не видит другого выбора, кроме как окончить свое плавание здесь и сейчас. Самоубийство – вот выход из сложившейся ситуации.

Дональд Кроухерст шагает за борт, так и не выплыв из Атлантического океана.

Конец спойлера.

В фильме «Гонка века» отлично раскрыто погружение разума обычного человека в паранойю. Прекрасно видно, как собственные мысли сводят с ума любого, допустившего малейшую слабость в диалоге самим собой. Причем, повествование идет настолько плавно, но уверенно, что зритель не успевает понять, где именно что-то пошло не так, оттого финал смотрится еще сильнее.

Одиночество показано не как что-то резкое, внезапно падающее на человека, а как вода, обтачивающая скалу. Оно медленно обволакивает героя, постепенно все отдаляя его от реальности.

Благо, игра Колина Ферта делает историю только лучше. Его актерские способности в «Гонке века» лишний раз напоминают, что золотая статуэтка стоит на его полке не просто так. Весь фильм, по сути, это театр одного актера. Остальные персонажи – лишь приятное дополнение к Ферту. Еще одно приятное дополнение, которое можно обнаружить после просмотра – внешняя схожесть Кроухерста и Ферта.

Каких-либо технических изысков ждать не стоит. Если в каком-нибудь «Жизнь Пи» можно было часами смотреть на прорисовку океана, звезд и прочих приятных глазу деталей, то в «Гонке века» океан не такой. Зачастую, он жесток и выглядит серым, но есть, конечно, и яркие момент. Львиная доля действий с Кроухерстом происходит в каюте яхты. Работа оператора нареканий не вызывает, но и отметить ее никак не хочется.

А вот музыкальное сопровождение заслуживает внимания. Саундтрек сильно потворствует созданию правильной атмосферы и незримо обволакивает уши, присутствующих в кинотеатре. Саундтрек не заметен вовсе, но после просмотра приходит осознание, что без него картина потеряет треть себя, а то и больше.

К сожалению, композитор Йохан Йоханнсон скончался через 3 дня после мировой премьеры фильма. И это была его последняя работа.

«Гонка века» ставит перед зрителем вопрос: скрывать свои грехи до конца, а значит существовать во лжи до последнего часа или покаяться публично. Есть еще третий вариант, который и выбирает главный герой, поэтому реального ответа на этот вопрос зритель не получит и должен вывести его сам.

Название фильма в русском дубляже отсылает к одноименному советскому фильму 1986-го года, который тоже заслуживает внимания. Но британский вариант, все же, лучше, ибо в нем отсутствует какая-либо идеология и все внимание сконцентрировано на внутренних переживаниях персонажей, да и история это чисто-британская.

В оригинале же фильм называется «The Mercy», что переводится, как «благодать». Такое имя куда больше подходит картине. Потому как, раскрывает ощущение освободившегося человека. По мнению режиссера, именно это испытывает герой в финале, полностью свободный и уверенный, в том, что его поступок сделает лучше всем. Так оно и есть. Имя самого Дональда Кроухерста стало известным всему миру, как он и хотел. А настоящий победитель гонки пожертвовал-таки призовые деньги, так необходимые, семье главного героя.

И, наконец, приятный момент: Голливуд с постоянными ремейками и сиквелами, кажется, отходит на второй план, снова уступая пальму первенства европейскому кино. Примером тому служит и «Гонка века», и «Три билборда…», и, как ни странно, отечественный «Довлатов», заслуживший зрительские симпатии далеко за пределами России. Различные кинопремии – тому доказательство. 


Александр Губкин


Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле