Завтра в Архангельске−5°CСеверодвинске−6°CОнеге−8°CВельске−8°CМирном−6°CШенкурске−8°CЯренске−7°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 03.02.2024 19:26

Коротко о главном

13.04.2018 15:00
Председатель ФПАО Алла Сафонова прокомментировала самые значимые изменения в трёхстороннем Соглашении.

Напомним, что в конце марта в Архангельской области было подписано трёхстороннее Соглашение между властью, профсоюзами и работодателями. Подробности здесь.

Архангельское областное трёхстороннее соглашение заключается в регионе в четвёртый раз. Инициатором коллективных переговоров по заключению нового Соглашения традиционно выступает областная Федерация профсоюзов. И именно профсоюзы представляют двум другим сторонам социального партнёрства — власти и работодателям, разработанный проект нового документа. 

Председатель ФПАО Алла Сафонова рассказала о самых значимых изменениях, принятых в новом документе:

— Для подготовки проекта Соглашения на 2018–2020 годы была создана специальная рабочая группа, в которую от каждой стороны социального партнёрства вошли по 7 человек. Рабочая группа трудилась над проектом полгода. 

Как правило, заседания проходили раз в полторы-две недели. Мы рассматривали каждый пункт этого документа. Задача профсоюзов состояла в том, чтобы сохранить всё то хорошее, что было предусмотрено в предыдущих Соглашениях. И, конечно же, ввести новые пункты, связанные с различными направлениями: молодёжная политика, оплата и охрана труда, социальная защита и др.  

Достаточно сказать, что практически полностью обновился раздел «Охрана труда», который был переписан с учётом результатов, полученных в рамках Года охраны труда. Коротко остановлюсь на самых важных разделах.

Раздел 2 — «Экономические отношения». 

Мы предусмотрели, что стороны социального партнёрства (подпункт 2 пункта 2.1) имеют право вырабатывать и направлять в адрес федеральных органов государственной власти, Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предложения, способствующие повышению конкурентоспособности экономики, совершенствованию налоговой и тарифной политики, закреплению квалифицированных специалистов на Севере и в Арктической зоне, в том числе по совершенствованию нормативных правовых актов, связанных с гарантиями и компенсациями при регулировании трудовых отношений на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Этот пункт даёт толчок для развития предпринимательства на территории Архангельской области. И напоминаю в связи с этим, что именно наша область была выбрана пилотным проектом для разработки проекта федерального закона о частичной компенсации госгарантий за счёт федерального бюджета (подробнее — в материале на стр. 3 этого номера).

Следующий важный пункт этого раздела (подпункт 11 пункта 2.2) говорит о том, что правительство Архангельской области рекомендует Губернатору включать в состав комиссии по бюджетным проектировкам не менее трёх представителей от объединений профсоюзов и не менее трёх представителей от объединений работодателей. Это очень важно, потому что все вопросы, связанные с индексацией зарплаты, с переводом средств с одной статьи на другую и т. п., надо решать на уровне разработки проекта областного закона о бюджете.

Также в целях развития социального партнёрства мы  предусмотрели, что (подпункт 12. пункта 2.2), правительство обеспечивает реализацию права представителей объединений (союзов) работодателей Архангельской области и объединений профсоюзных организаций Архангельской области на участие в заседаниях Правительства Архангельской области, совещательных и вспомогательных органах при Губернаторе Архангельской области, общественных советах и коллегиях министерств, агентств и инспекций Архангельской области, получение необходимой информации.

Раздел 3 —  «Оплата труда». 

Этот раздел очень важен, и прежде всего здесь необходимо сказать о том, что мы добились сохранения ежегодной индексации заработной платы у работодателей производственной сферы, причём именно в части тарифных ставок. Напомню, что этот пункт являлся одним из трёх «камней преткновения», потому что правительство Архангельской области не хотело его пропускать. Но долгие переговоры ФПАО с правительством всё-таки привели к тому, что данный пункт остался в документе абсолютно в той редакции, которую изначально предложила Федерация профсоюзов. А именно: работодатели производят ежегодную индексацию тарифных ставок (должностных окладов), ставок заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в Архангельской области за предыдущий календарный год.

Конечно, если мы говорим об обязательствах регионального правительства в части оплаты труда, то я могу сказать о том, что у нас один пункт, связанный с индексацией, всё-таки претерпел некоторые изменения по сравнению с формулировкой ФПАО, предложенной изначально. 

Суть его была в следующем: правительство Архангельской области разрабатывает нормативно-правовой акт об условиях и порядке индексации заработной платы работников, финансируемых из областного бюджета. Это был очень значительный шаг, предложенный профсоюзами и согласованный на рабочей группе всеми сторонами соцпартнёрства. Но в этой связи необходимо напомнить, что прежде, чем выйти на подписание Соглашения на Трёхсторонней комиссии, документ должен был быть утверждён постановлением Правительства. 

При этом соответствующие административные регламенты предусматривают: любые документы, которые выносятся на утверждение Правительством, должны предварительно пройти экспертизу правового департамента правительства области. И правовой департамент увидел в данном пункте риски, так как в случае его принятия он будет обязательным к исполнению. 

Таким образом, если будет указано, что индексация проводится один раз в год не менее, чем на 4%, то необходимо будет строго следовать написанному. Но с учётом того, что сейчас существенно повышается МРОТ, и северные необходимо начислять сверх него, то не факт, что прописанные требования могли бы быть выполнены. Поэтому правовой департамент не согласился с предложенной формулировкой. 

С учётом долгих переговоров на высшем уровне мы предложили редакцию, которая устроила и профсоюзы, и власть (подпункт 4 пункта 3.2): Правительство ежегодно рассматривает вопрос об индексации заработной платы работников организаций, финансируемых из областного бюджета (размере и сроках проведения индексации), в качестве отдельного вопроса на заседании комиссии по бюджетным проектировкам при обсуждении проекта областного закона об областном бюджете.

Сразу же остановлюсь на третьем «проблемном» пункте, который был связан с отказом работодателей предоставить мотивированное мнение о присоединении к Соглашению. Его суть была в следующем. 

Мы предусмотрели в трёхстороннем соглашении Приложение № 3, где была прописана форма этого отказа — т. е. протокола консультаций с профсоюзом, и порядок предоставления отказа. Подобная форма не предусмотрена никаким федеральными законами или иными документами, но мы считаем, что она удобна для работы ППО в случае, если их работодатель вдруг захочет отказаться от выполнения обязательств Соглашения. Поэтому, чтобы первички понимали, как им действовать, мы и предусмотрели это приложение. Но с этим приложением также не согласился правовой департамент Правительства области, хотя в итоге мы смогли убедить оставить приложение в неизменном виде.

Если же говорить про обязанности работодателей, предусмотренных в разделе «Оплата труда», то для профсоюзов очень важен пункт, касающийся работников бюджетной сферы (подпункт 8 пункта 3.3): работодатели по запросу выборных органов первичных профсоюзных организаций предоставляют в течение трёх рабочих дней со дня поступления запроса информацию о расчёте эквивалента одного балла в рублях, определяемого при применении премии за интенсивность и высокие результаты работы основному персоналу государственных учреждений Архангельской области. 

И это очень удобно, потому что членам профсоюза профком сможет объяснить, почему в их учреждении один балл стоит именно столько. А если расчёт работодателем будет сделан неправильно, то профком сможет воспользоваться своим правом и, проведя собственные расчёты, предложить другую цену балла (см. порядок расчёта одного балла в газете «Поморское вече» № 4).

Раздел 5 — «Условия и охрана труда». 

Этот раздел принят практически в новой редакции — около 90% новых пунктов. Одно из новшеств: мы написали о том, что теперь работодатели должны устанавливать дифференциацию в оплате труда в зависимости от класса вредности (подпункт 24 пункта 5.3). Профсоюзы пытались провести этот пункт на федеральном уровне — через изменения в ТК, но так как этого не получилось, то ФПАО предприняла шаги на региональном уровне. Подпункт 23 этого же пункта касается дифференциации дополнительного отпуска за работу во вредных условиях.

Конечно, мы предусмотрели большое количество пунктов, связанных с возможностью использования денежных средств на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма с участием в этом процессе представителей первичных профсоюзных организаций. Это новшество связанно с тем, что мы реализовали тематический Год охраны труда в 2017 году. 

Хочу отметить, что все пункты, предложенные нами по итогу реализации тематического года, приняты. Приоритетные направления расходования средств ФСС также предусмотрены одним из пунктов Соглашения — это проведение специальной оценки условий труда и санаторно-курортное лечение работников, работающих во вредных условиях труда. При этом приоритетными являются здравницы, расположенные на территории нашей области. Также напомню, что уполномоченные представители профкома по охране труда освобождаются с сохранением средней заработной платы на весь период прохождения учёбы, участия в профильных совещаниях.

Раздел 7 — «Социальные гарантии молодёжи». 

Этот разделготовился с учётом итогов IV Форума работающей молодёжи, состоявшемся в июле 2017 года, и в новом Соглашении были учтены различные предложения молодых профсоюзных лидеров. 

В частности, в нём говорится о том (подпункт 3 пункта 7.1), что стороны готовят сводную информацию, включающую перечень мер социальной поддержки, предоставляемых молодёжи (в том числе молодым специалистам, молодым семьям), и оснований их предоставления на государственном, региональном и муниципальном уровнях, размещают её на официальных интерне-сайтах Правительства Архангельской области и Федерации профсоюзов Архангельской области, а также обеспечивают её актуальность путем своевременного обновления. 

То есть вся информация по льготам и гарантиям для молодёжи будет систематизироваться, кодифицироваться и в удобном доступе размещаться на сайтах правительства ФПАО.

И, конечно же, важно, что сохранён такой принципиальный пункт (подпункт 11 пункта 7.3), на основании которого работодатели обеспечивают молодёжи в возрасте до 30 лет выплату процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы в данных районах или местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.

Раздел 8 — «Развитие социального партнерства в сфере труда и координация действий сторон». 

Одним из новых пунктов этого раздела (подпункт 5 пункта 8.2.) предусмотрено, что правительство  размещает на своём официальном сайте в разделе «Регионы» официальную информацию о координационных советах организаций профсоюзов муниципальных образований. Таким образом, на основе этого пункта председатели координационных советов профсоюзов на местах смогут начать переговоры о создании профсоюзных страниц на сайтах соответствующих муниципальных образований.

В заключение хочу сказать, что в целом в новое Архангельское областное трёхстороннее соглашение внесено более 50 новых пунктов.


Полный текст Соглашения размещён на сайте ФПАО в разделе «Социальное партнёрство.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле