Завтра в Архангельске −5°CСеверодвинске −5°CОнеге −3°CВельске −3°CМирном −3°CШенкурске −3°CЯренске +7°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, понедельник, 03.12.2018 22:52

Кинематографическая икона

14.04.2018 10:00
Рецензия на фильм «Мария Магдалина»

Режиссер: Гарт Дэвис

В ролях: Руни Мара, Хоакин Феникс, Чиветель Эджиофор, Тахар Рахим

В прокате с 5-го апреля


После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов (Лука 8:1; 8:2)

Сегодня кинематограф старается отойти от библейских сюжетов. Из последних ярких примеров можно вспомнить только «Страсти Христовы» сумасшедшего Гиббсона или ветхозаветные боевики «Исход: Цари и Боги» — блокбастер о жизни Моисея и «Ной» — блокбастер, собственно, про Ноя.

Авторы всего вышеперечисленного добавляли очень много от себя. Например, Гиббсон так сильно хотел показать именно физические страдания Иисуса, что под конец фильм превратился в реку крови, оставив главную жертву Христа на втором, а то и на третьем плане.

Режиссеры боевиков же вообще пускались во все тяжкие. Там и трехрукие лавовые ангелы и искажение биографий ветхозаветных личностей так, как заблагорассудится сценаристам.

Гарт Дэвис же дебютировал с фильмом «Лев», который, по мнению критиков, является арт-хаусной версией «Миллионера из трущоб». Первый полнометражный фильм режиссера попал в список номинантов Оскара в категории «Лучший фильм» и вообще был воспринят положительно.

Своим следующим фильмом Дэвис решил освятить жизнь Марии Магдалины. В данном контексте, слово «освятить» можно использовать в обоих смыслах.

Необходимо пояснить отношение к Марии в разных течениях христианства. Многие связывают это имя с образом раскаявшейся блудницы, но это не совсем верно. Такая трактовка образа жизни Марии Магдалины встречалась в католической церкви. Папа Святой Григорий Великий в 591-м году постановил, что блудница Мария Египетская, безымянная грешница, омывшая ноги Христу миром в доме Симона и безымянная женщина, помазавшая голову Иисусу в том же доме — это все одна и та же Мария из Магдалы.

У Римлян 6-го века н. э. были проблемы с ивритом, а отцы церкви жили гораздо позже Иисуса. Когда появилась необходимость перевести раннехристианские тексты на латынь, то возникла проблема с толкованием. Прозвание «Магдалина» может происходить от используемого в Талмуде выражения magadella — «завивающая волосы». Персонаж, называемый «Мириам, завивающая волосы женщинам», встречается в ряде связанных с Иисусом талмудических текстов, причём в одном из них о ней говорится как о прелюбодейке.

На Европу надвигались темные века, знания людей о латыни постепенно вымывались, поэтому дополнение в образ Магдалины внесли неверные трактовки ее имени. «Manens rea» с латыни созвучно с Магдалина и переводится, как «постоянно обвиняемая».  Так и укоренился образ блудницы-Марии в католичестве.

А поскольку еще Матфей писал: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»(18:18), то и любое решение папы становится каноном.

Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т. д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.

С другой стороны, в 6-м веке церковь была едина и слово главного священника Рима не являлось последней инстанцией. Существовал еще Константинополь. Великий понтифик Рима в то время назначался только с согласия восточного императора и собора в Равенне (столица того, что считалось Западной Империей). Поэтому финальное слово в религиозных вопросах оставалось за патриархом Константинополя.

Восточная церковь, которая позже преобразовалась в православие, не считала и не считает Марию блудницей и почитает, как равноапостальную святую.

И вот в 2016 году Ватикан официально признал последнюю версию единственно-верной, а мнение, бытовавшее ранее — ошибочным.

Как бы то ни было, в Новом Завете имя Марии Магдалины носит нейтральный характер. Вот, что известно о ней из «официального источника» христианства, исключая различные трактовки:

  • Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк. 8:2; Мк. 16:9)
  • Затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием (Мк. 15:40–41, Лк. 8:3)
  • Потом присутствовала на Голгофе при кончине Иисуса (Мф. 27:56 и др.)
  • После чего была свидетельницей его погребения (Мф. 27:61 и др.)
  • А также стала одной из жён-мироносиц, которых ангел возвестил о Воскресении (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8)
  • Она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это (Не прикасайся ко Мне), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскресении (Ин. 20:11–18).

Все вышеперечисленное важно для понимания контекста картины.

Информацию из этих жизнеописаний Христа и взял режиссер для своего фильма, слоган которого выглядит так: «Её история будет рассказана впервые».

Дело в том, что не впервые.

Дэвис просто дословно пересказывает Новый Завет, прибавляя к нему апокрифические изложения.

Явно выделяется курс на обеление личности Магдалины. В фильме она показана даже слишком чистой. Единственный ее грех — это молитва в неположенное для женщин время — это и есть вся самостоятельность картины.

А дальше, все строго по писанию. Поначалу повествование правда идет от лица Марии, но ровно до момента появления Иисуса. Едва появившись, сын Бога перетягивает одеяло на себя и далее кино будет о нем.

Зрителю повезет увидеть почти все деяния Мессии, которые застала Магдалина. Показано и прозрение слепца, и воскрешение Лазаря, и перевернутые столы в иудейском храме, и Тайная вечеря, и т. д. Надо сказать, что показаны эти сцены хорошо. Без пафоса, очень спокойно, но, в то же время, видно, как Иисус лично переживает трагедии, спасенных им людей, не произнося ни слова.

Отдельное внимание хочется уделить проповедям в исполнении Хоакина Феникса (Иисус). Они действительно впечатляют слушателя по ту сторону экрана. Мимика и пронзающий взгляд актера очень четко дают понять, насколько сам Христос верит в то, что говорит от имени Бога.

Режиссер не обошел вниманием и возможную любовь между Иисусом и Марией. Похоже, что Магдалина нужна этому фильму только для раскрытия этой темы. Персонаж Марии Магдалины, получив начальное раскрытие, развивается только в сценах, связанных с теплыми чувствами к Христу.

Зато с апостолами режиссер обошелся достаточно забавно. Виной тому стремление к толерантности или влияние фильма «Догма» Кевина Симта (по сюжету «Догмы» у Иисуса был 13-й темнокожий апостол), но 3 из 12-ти учеников обладают темной кожей и мало похожи на евреев. Сам Апостол Петр оказался африканцем.

Многие упрекнут режиссера в том, что такие изменения были внесены из-за стремления угодить различным кинематографическим ассоциациям, ставящим фильмы с одними «белыми» актерами на второй план. Но, с другой стороны, почему бы и нет? Темнокожего населения на Святой Земле хватало всегда. Зато с, привычными русскому взгляду европеоидами, были проблемы по всему Средиземноморью.

Могут возникнут претензии к излишней феминистичности картины, они не лишены оснований. Режиссер делает большой упор на патриархальность иудейского общества и низкую роль женщины в социуме. Но, в начале нашей эры, женщина действительно занимала довольно унизительную роль практически на всей территории Земли, и никакого феминизма не было и в помине.

В евангелие от Филиппа также затрагивается эта тема дискредитации той, кто на самом деле была самой любимой и лучшей ученицей Христа и положила начало Церкви, захват власти над ранней Церковью мужчинами, и в частности апостолом Петром. Видно, что создатели не обошли вниманием и это евангелие.

Из всех 12-ти апостолов, как персонажи, раскрыты только Петр и Иуда. Пару раз упоминается имя Матфея, а остальные 9 — просто безликие ученики Христа, на которых даже реплик пожалели.

Фильму надо отдать должное за то, что он рассказывает о событиях, важных для миллиарда человек, без тени пафоса или бравурности. Все повествование проходит тихо, спокойно и без резких поворотов. Даже цвета использованы очень мягкие и различаются только оттенками серого.

Все снято практически без использования графики, за исключением обширных пейзажей. Античный Иерусалим выглядит очень похожим на то, что мы сегодня знаем об этом городе того времени. Вообще, к реквизиту подошли с любовью: костюмы и декорации выглядят аутентично и помогает окунуться в эпоху. Радуют вставки молитв на иврите.

С истинно-христианским спокойствием происходят все главные чудеса. Даже воскрес Иисус почти без слов, но, преисполненный достоинства.

Поскольку повествование идет от лица Марии, то зрителю не покажут ни Понтия Пилата, ни особых страданий Христа, Ирода тоже нет. Основное внимание сконцентрировано на взаимоотношениях Магдалины с Иисусом и конфликте Марии и Петра.

«Мария Магдалина» названа кинематографической иконой потому, что полностью выполняет функции иконы. Основная задача этих религиозных изображений (особенно в католицизме) — максимально сжато донести какой-либо библейский сюжет до зрителя. И кино с этим справляется, не привнося ничего нового. Перед зрителем дословный пересказ Нового Завета от лица одного из действующих лиц.

Поэтому, история уже была рассказана, но так близко к источнику показана, пожалуй, впервые.


Александр Губкин


Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле