Режиссёр: Кирилл Серебренников
В ролях: Тео Ю, Роман Билык, Ирина Старшенбаум, Александр Горчилин, Никита Ефремов, Филипп Авдеев, Юлия Ауг
В прокате с 7 июля
Музыка неразрывно связана с кино. Во многом благодаря ей авторы пробуждают у зрителя чувство тоски, грусти, страха, радости, влюблённости или вдохновения. Но иногда музыка становится не только очаровательной спутницей истории, но и её главной героиней. Это происходит, когда сценарист обращается к биографическим сюжетам известных — или не очень — исполнителей.
Заслуженный театральный
постановщик, автор отмеченных на европейских кинофестивалях «Измены» и
«Ученика» Кирилл Серебренников в своей новой ленте «Лето» рассказывает о знакомстве
и начале совместного творческого пути двух знаковых для советского рока 80-х
исполнителей: Майка Науменко и Виктора Цоя.
Роль первого в фильме исполнил
вокалист группы «Звери» Роман Билык, а в вожака «Кино» перевоплотился корейский
актёр Тео Ю. Для Билыка постановка стала дебютом в большом кино.
Ещё одно главное действующее
лицо — жена лидера «Зоопарка» Наталья Науменко. Её сыграла известная по сериалу
«Шакал» и блокбастеру «Притяжение» Ирина Старшенбаум. Вокруг этих троих и
закручивается основная сюжетная линия.
В какой-то момент формируется
любовный треугольник, а усложняющими историю обстоятельствами становятся
желание Цоя попасть в легендарный Ленинградский рок-клуб и нежные
взаимоотношения между двумя главными мужскими персонажами.
Зарождающий мелодраматический
конфликт не перетекает в открытую конфронтацию, оттеняясь угрозами извне —
прежде всего, угрозой со стороны беспощадной советской цензуры, — впрочем,
косвенных и не становящихся основополагающими.
Решение взять в ленту фронтмена
«Зверей» было продиктовано желанием Серебренникова иметь в проекте хотя бы
одного профессионального музыканта. При очевидном недостатке актёрского
образования Билык неплохо справляется с ролью.
Его Науменко — немного
застенчивый, рефлексирующий поэт, меломан, превыше всего ценящий семейную
идиллию. Цой, напротив, являет собой решительного, не идущего на компромиссы
начинающего музыканта. В нём чувствуется сила улиц, он уважает старших, но
своеволен и обладает внушительной, скрытой за маской повседневности харизмой. Наталья
— покладистая, порядочная, — олицетворяет музу, вскружившую головы обоим
мужчинам.
Однако игра актёров — не самое
лакомое блюдо на устроенном режиссёром загородном пикнике. Другим центром
притяжения внимания публики становится музыка. Роман Билык, выступивший на
проекте ещё и в качестве музыкального продюсера, получил награду Каннского
кинофестиваля за лучший саундтрек.
Это является отличной
характеристикой и рекламой полотну — в фильме звучат удивительные по своей силе
композиции. Это знаменитые у нас «Лето» и «Дрянь» Науменко, «Когда-то ты был
битником», «Бездельник» и «Восьмиклассница» группы «Кино», известные на Западе
хиты: «Psycho Killer» Talking Heads, «The Passenger» Игги Попа, «The Stranger»
Билли Джоэла, «Perfect Day» Лу Рида.
Но было бы ошибкой
предположить, что музыка — основное достоинство кинопостановки. В своём фильме
Серебренников использует тонкие метафоры (в одном из эпизодов героиня
Старшенбаум, у которой наметилось очевидное недопонимание с мужем, приносит ему
домой чашку остывшего кофе), выбирает интересную манеру подачи материала (фильм
снят в чёрно-белом цвете с редкими цветными вставками), рассуждает о дружбе и
любви, периодически ломает четвёртую стену, вводит в повествование музыкальные
отступления, по своей форме напоминающие утренники в театральном училище, а по
содержанию — лучшие номера из популярных голливудских мюзиклов.
Фантазии в ленте не меньше, чем
правды («Лето» основано на воспоминаниях Натальи Науменко), но кажется, что всё
происходящее — настоящая жизнь, а герои произведения — реально существующие
люди. Дух эпохи чувствуется, но автор делает акцент не на этом, а на
заразительной эмоциональности истории, на сопереживании Майку, Виктору и
остальным, на способности аудитории отождествлять себя с протагонистами.
Лёгкая сторона картины
сталкивается с неприкрытыми намёками на несвободу, с которой приходилось иметь
дело героям фильма (удивительно, но, кажется, за прошедшие десятилетия ничего
не изменилось, а судьба и вовсе сыграла с режиссёром злую шутку).
Несвобода эта — удушающая,
раздражающая, с непременными оттенками уродливого лицемерия — является одним из
неявных антагонистов истории. Сопротивляются ей, впрочем, персонажи как бы
нехотя, пока хватает сил. Ведь вся их энергия направлена совсем в другую
сторону — в сторону творчества и обычных человеческих отношений.
Суть «Лета» хорошо выражена в
одной из фраз героя Билыка. Когда во время визита к одному из своих товарищей
он говорит, что лучшая песня — та, в которой нет никакого смысла, это является
смелым и провокационным авторским заявлением.
Самое простое — самое лучшее.
Но простое в данном случае означает не элементарное, низкопробное, а идущее из самого сердца, искреннее, правдивое и чистое. «Лето» дышит жизнью, каждая деталь в нём — не только экстраполяция воспоминаний о Науменко и Цое, художественное воссоздание «дней нашей юности прекрасных», но и трогательное послание о том, что время не вечно, а молодость имеет свойство кончаться.
Знак информационной продукции: 18+
Александр Губкин
Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».