Режиссер: Фернандо Леон Де
Араноа
В ролях: Хавьер Бардем,
Пенелопа Крус, Питер Сарсгаард, Джульет Рестрепо, Оскар Хаэнада
В прокате с 14 июня
Печально известная фигура колумбийского наркобизнеса Пабло Эскобар продолжает интриговать кинематографистов со всего мира, и его очередной байопик решил снять испанский режиссер Фернандо Леон Де Араноа с ведущим итальянским актером и обладателем премии «Оскар» Хавьером Бардемом в главной роли.
В оригинале фильм Араноа
получил название «Loving Pablo» («Любить Пабло»), как первая часть названия
мемуаров любовницы Эскобара Вирхинии Вальехо «Любить Пабло, ненавидеть
Эскобара».
И это название как раз
подчеркивает, что картина является не историей становления Эскобара, а историей
его романа с некогда популярной колумбийской телеведущей, и поэтому она имеет
ярко выраженный мелодраматичный налет. Русские прокатчики решили, что лучше на
постерах будет выглядеть пафосная фамилия «Эскобар», но на самом деле это
байопик не только о нем, а о нем и о Вальехо.
Будучи богатым и самовлюбленным
человеком, Эскобар окружал себя всем самым лучшим и самым красивым, поэтому
когда к нему на виллу прибыла сногсшибательная телеведущая Вирхиния, которой
восхищается вся страна, наркобарон не смог отказать себе в удовольствии забрать себе и этот приз.
Араноа решил далеко не ходить и
взять на эту роль супругу Бардема Пенелопу Крус, на чьем счету также есть
множество престижных мировых наград, включая «Оскар». Правильный парик, яркий
макияж, и она стала очень похожа на настоящую Вальехо, а вот на преображение
Бардема понадобилось гораздо больше грима, усов и лишних килограммов.
Чем же этот невзрачный толстяк
покорил первую красавицу Колумбии? Своей решительностью, как она отмечает после
начала их романа, происходившего на глазах всех, включая законную жену Эскобара
и мать его детей Марию Викторию Энао (Жульет Рестрепо).
Состояние Эскобара, оцененное
журналом Forbes в 3 миллиарда долларов, помогало Вирхинии закрывать глаза на
то, как он заработал эти деньги, а сконцентрироваться на том, как он их тратит,
как она заявляет в первые минуты фильма, где Эскобар показывает ей масштабное
строительство жилья для бедных.
Но вслед за стремительным
взлетом начинается стремительное падение наркобарона, чья бескрайняя жестокость
и неуемные аппетиты вскоре делают его самым разыскиваемым человеком в родной
Колумбии и в США, где он сбывает свой белый товар.
«– У тебя есть деньги, у тебя
есть мы, что тебе еще нужно?
— Уважение.»
Бедные колумбийцы сначала
считали Эскобара Робин Гудом, и он тоже пытался соответствовать этому статусу,
строя те же дома в бедном районе рядом со свалкой, но потом решил, что
благотворительность не удовлетворяет его эго так, как удовлетворит власть.
Он идет в политику, финансируя
разных кандидатов, но не обладает талантом вести переговоры, а просто
расстреливает любых своих оппонентов посреди белого дня на людных улицах, будь
то министр юстиции или редактор газеты, что напечатала об Эскобаре
разоблачительную статью.
В результате он доводит
конфликт до точки невозврата, когда в его родном городе начинается настоящая
война между его приспешниками, конкурентами и полицией. Под ударом оказываются
все: и его лейтенанты, представленные здесь вскользь, и его жена, и его маленькие
дети. Он обещает им, что все будет хорошо, а потом продолжает убивать и
устраивать показательные казни.
И в результате Эскобар
заканчивает, как и все бандиты его калибра — с кучей полицейских пуль в животе,
оставив своих детей без отца, а якобы горячо любимую жену — вдовой. В фильме
говорится много о том, как он сильно любил свою семью, но больше всего на свете
он любил себя и свое эго.
Несмотря на вес Бардема в
испанском и мировом кинематографе, Эскобар в его воплощении получился типичным
жестоким психопатом, для которого ничего не стоит жизнь других людей, но как-то
ореола крестного отца, перед которым благоговеют окружающие, вокруг него здесь
не возникает.
Те же антагонисты Бардема в
прошлогоднем триллере «мать!» и даже в диснеевском фэнтези «Пираты Карибского
моря: Месть Салазара» получились более интригующими и приковывающими внимание.
В своей работе Араноа решил
уйти от романтизации бандитов, которой уже целый век страдает американский
кинематограф, но в своей погоне за реализмом и откровенностями он из
потенциально хорошего байопика сделал кровавый фарс, похожий на Роберта
Родригеса, где герои кажутся преувеличенными пародиями самих себя, стреляют
направо и налево и вызывают смешки, а не трепет. Временами этот Эскобар
напоминает ребенка с гранатой и не идет ни в какое сравнение с другими
знаменитыми образами гангстеров на большом экране.
Героиня Крус тоже не вызывает
теплых чувств и постепенно из знаменитой телеведущей превращается в запуганную
до смерти (и Эскобаром, и его врагами) безработную женщину, которая не раз
пожалела о встрече с пресловутым наркобароном, поскольку страстная на первых
порах связь с ним впоследствии разрушила ее жизнь и чуть было не убила ее.
В картину Араноа было вложено
много сил и стараний, но она больше напоминает несерьезный клип о самых
жестоких и отвратительных выходках Эскобара, представленных с неуместным юмором
(самолет с кокаином садится в США под песню «Let It Snow»), нежели целостный
портрет его знаковой и трагичной в истории Колумбии персоны. Зато у него
получилось отменная антипропаганда наркотиков и наркобизнеса.
Главная идея фильма:
«Если хотите жить долго и
счастливо, то не становитесь наркобаронами. Они долго не живут, и после их
смерти шикарные виллы не переходят в наследство их детям».
Лучше «Эскобара» получился «Кокаин» с Джонни Деппом и все с той же очаровательной Пенелопой Крус.
Знак информационной продукции: 18+
Александр Губкин
Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».