Завтра в Архангельске +22°CСеверодвинске +20°CОнеге +20°CВельске +22°CМирном +20°CШенкурске +19°CЯренске +7°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, понедельник, 02.07.2018 10:08

Автобус несбывшихся надежд

02.07.2018 09:43
Что творится на рынке пассажирских перевозок в Архангельске. Аналитика.

Вот уже три с половиной месяца на архангельских улицах работают пассажирские автобусы «МАЗ». Узнать их можно легко даже в плотном потоке прочих автобусов и других транспортных средств, благодаря ярко-зеленому цвету  и наличию светодиодного табло вместо привычного картонного указателя маршрута.

Смотрятся они действительно современно, стильно и «свежо», но  только ли внешним дизайном удался этот автобус? Мы попробовали выяснить мнение горожан — тех, кому каждый день приходится, как минимум, два раза пользоваться общественным транспортом по дороге на работу и обратно — что они думают о новых городских автобусах.

«Лучше  ПАЗика, но ждали большего»

Если совсем  кратко резюмировать мнения архангелогородцев, то получится именно такая формула.  На протяжении нескольких лет средства массовой информации пытались (и не безуспешно) сформировать  для автобусов Павловского автозавода «образ врага». Обсуждая его несовременность и даже «колхозность», в вину ему ставили многочисленные аварии (забывая при этом, что виновниками аварии являются  лихие  горе-водители, а не собственно транспортные средства). В итоге  начало замены автопарка на иные модели оказалось  весьма долгожданным  и почти радостным событием.

— Первое, на что я обратила внимание, когда увидела новый автобус на одном из городских маршрутов, оказался его размер — он меньше, чем были до этого ЛИАЗы, и в силу этого у него только две двери, — рассказала молодая мама Светлана.  — Конечно, отсутствие ступеней и низкий пол в центре автобуса это удобно, при входе не надо слишком высоко поднимать ноги. Однако если средняя площадка занята, то подниматься в  поднятую заднюю часть весьма не комфортно.

Так совпало, что мы разговаривали с пассажирами в жаркие июньские дни, и практически все они отмечали, что в автобусе, мягко скажем,  «совсем не холодно».

— Посмотрите, форточки просто не предусмотрены конструкцией  на всех окнах, а там, где они есть, они просто не справляются с задачей проветривания, 
— поделился наблюдением ветеран труда Сергей Николаевич. — Конечно, в крыше есть два люка, но толку при небольшой скорости движения от них тоже немного.

Еще об  одной особенности зеленого автобуса рассказала пенсионерка Зоя Федоровна:
— Мне как  человеку пожилом, да еще и небольшого роста, очень неудобно  садиться на кресло — они подняты над полом, и мы реально рискуем упасть на пол, особенно при движении автобуса.

Среди прочих  мнений стоит  обратить внимание на достаточно высокий уровень шума от двигателя, особенно в «высокой» задней части автобуса, который затрудняет порой разговоры по телефону.

— Сперва новые зеленые автобусы мне очень понравились — красивые, низкий пол в зоне входа, большие окна, хороший обзор, зимой тепло, и если бы у них было три двери, как  и положено в настоящих городских автобусах, это было бы хорошее решение. — считает  Николай Юрьевич. — Все впечатление портит двухдверная компоновка, в которой основной вход и выход расположен в середине. Надеемся, что это не окончательный выбор городских властей, и мы сможем ездить на по-настоящему удобных и современных автобусах.

Альтернатива есть, но ее не замечают

Отметим, что в настоящий момент во многих российских городах в общественном транспорте активно происходит «смена поколений». Там, где финансы позволяют, на улицах появляются или импортные машины, или собранные по лицензии.  В ряде городов (особенно в «миллионниках») приоритет отдан автобусам на газомоторном топливе или электробусам.  Есть выбор и для тех, кто живет по средствам, но тоже хочет перемен.

Как рассказал  директор Ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрей Попов, в конце прошлого года «Группа ГАЗ» начала производство нового автобуса среднего класса «Вектор NEXT»  в модификации «Доступная среда».

— Помимо современного дизайна и комфортабельного салона в автобусе есть низкопольная накопительная площадка и задняя дверь, проем которой  расширен до 0,9 м, автобус оборудован механической аппарелью и местом для инвалидной коляски.— рассказал Андрей Попов. — Благодаря низкому уровню пола и функции опускания задней подвески задняя площадка практически совпадает с высотой бордюра на остановке, поэтому коляски могут заезжать в автобус беспрепятственно.

Отметим, что «первые ласточки» уже появились  в Архангельске  — на маршрутах  1 и 44, и горожане начинают к ним понемногу привыкать.  Чего не скажешь об отдельных представителях городской администрации.

— Все попытки начать разговор о том, что альтернативы МАЗам существуют, почему то упираются «железобетонный» аргумент»  со стороны чиновников — «это же ПАЗ!», — с горечью констатирует Андрей Попов. —  Со стороны это очень похоже на лоббирование отдельной (и совершенно конкретной) марки автобусов. Отмечу, что официальное письмо  от имени Ассоциации в городскую администрацию было написано еще 20 марта, но ответа на него так и не было получено.

Экономика должна быть экономной

Подорожание с 1 июня  стоимости проезда  в архангельских автобусах до 26 рублей  вызвало в обществе давно забытые крайне негативные эмоции и даже вывело отдельные группы граждан на митинги протеста. Внешне  же все выглядит почти что правильно: самый крупный перевозчик начал процесс замены подвижного состава на новые современные автобусы, а  Агентство по тарифам и ценам (которое утверждает тарифы за проезд) поддержало инвестиционные планы владельцев автобусов, оправдывая свои действия все той же «заботой о народе».

Однако есть ряд  вопросов,  на которые хотелось бы получить исчерпывающие и аргументированные ответы:

— Почему в качестве базовой модели для развития общественного транспорта в Архангельске выбрана именно «МАЗ 206», если известно, что он обладает (по данным из открытых источников)  колоссальным расходом дизельного топлива — 34-35 литров на 100 км в городском цикле?

— Среди моделей белорусских автобусов есть и более удобные — трехдверные — автобусы, но они остались «за кадром». Почему приоритет отдан именно модели  «МАЗ 206»?

— Почему не рассматриваются автобусы иных производителей, если известно (опять же, по данным из открытых источников), что стоимость автобуса «Вектор NEXT»  в модификации «Доступная среда» практически в два раза ниже, чем автобуса «МАЗ 206».

Вопросы эти отнюдь не праздные — от них  напрямую зависит  стоимость проезда в общественном транспорте. Каждый из нас прекрасно понимает, что начавшийся взрывной рост цен на топливо (в том числе дизельное, которое использует МАЗ) продолжится и дальше, а это значит, что очередное повышение цен не за горами. Оно нам надо?

P.S

Когда материал готовился к публикации, стало известно, что администрация Архангельска  объявила аукцион на маршрут № 5. Предполагается, что на данный маршрут должны выйти 10 автобусов  среднего класса с пассажировместимостью не менее 72 человек.  Принимая во внимание, что кроме МАЗов под такие характеристики более ничего не подходит, можно предположить, что выбор в пользу дорогих и «прожорливых» автобусов сделан.  И сделан он явно не в пользу обычных пассажиров….


Комментарий директора ООО «Архтрансавто» Николая Карягина:

— Мы должны с вами понимать, что технические характеристики дает завод-изготовитель. А он трактует, что расход топлива в городской черте автобуса «ПАЗ Вектор Некст» — 20/25 литров, а «МАЗ 206» — 25 литров.

Естественно, дальше идут уже эксплуатационные (технические) расходы, которые у «МАЗа» составляют 32-35 литров. «Вектор Next» же «кушает» около 30-33 литров.

Разница в расходе топлива у этих двух автобус незначительна. Больше всего она обусловлена в массе. У «МАЗа», к слову, автоматическая коробка передач.

Этот же автобус позволяет на борт взять 70 пассажиров. Поэтому все эти факторы и обуславливают больший расход топлива.

Выбор компании при покупке автобуса — это соотношение цены и качества. При прочих равных показателях «МАЗ» оказывается дешевле ряд других аналогичных вариантов, таких, как, например, «Нефаз» или «ЛиАЗ». Важно, что комплектуется импортным оборудованием.

Не считаю, что для города подошел бы «Вектор NEXTt», на маршрутах с большим пассажиропотоком, но на ряде маршрутов вполне возможен. Идея в том, что каждый автобус предназначен для определенного типа (объёма) перевозок. 

Да, «Вектор NEXT» стоит дешевле, чем «МАЗ», но для качественного функционирования в городской среде таких автобусов надо больше. Он менее вместителен. Это очень важно, если учитывать расходы на их эксплуатацию. Мы же должны думать о количестве сотрудников, зарплате, налогах и так далее.

Смысл не в том, чтобы закупить дешевые автобусы. Мы выбрали вариант, которые лучше работает в условиях нашей городской среды. Поймите, что покупка автобуса — это первичная затрата. Основные затраты уходят на его содержание. И в этом плане «МАЗ» гораздо перспективнее «Вектора NEXT».

Не стоит, зная, что один автобус попросту дешевле другого, считать его покупку правильным выбором и заострять на этом большое внимание.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле