Завтра в Архангельске−5°CСеверодвинске−6°CОнеге−8°CВельске−8°CМирном−6°CШенкурске−8°CЯренске−7°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 03.02.2024 21:54

Еврейское счастье

11.10.2018 20:50
В Архангельске официально открылась синагога «Северная звезда».

Строительство синагоги, как и многие крупные проекты в Архангельской области не обошлось без эксцессов.

Первый памятный камень, который стоит на территории религиозного здания до сих пор, заложили еще в 2010 году. Строительство началось лишь в 2014-м. Завершить стройку планировали еще два года назад, но проблемы с подрядчиком отложили открытие почти на два года.

Всего на строительство ушло 180 миллионов рублей.

Сегодня еврейская община Архангельска насчитывает чуть более двухсот человек. И если поделить сумму, отданную строительство на количество прихожан, то получим, что на одного члена общины приходится по 900 000 рублей.

Если у читателя возникнет интерес к сложностям и скандалам при строительстве "Северной звезды", то он может пройти по этой ссылке.

Многие, в том числе высокопоставленные ее члены, выражали сомнение в целесообразности постройки такого масштабного сооружения. Даже сегодня некоторые важные для еврейского сообщества личности не явились на открытие в знак своего несогласия.

Например один из самых уважаемых евреев-архангелогородцев, по совместительству советник мэра израильского города Ашдота — Гауптман. Он не прилетел в Архангельск на церемонию открытия и многие связывают это именно с негласным непониманием смысла строительства «дворца из стекла и бетона».

Противники северной синагоги считают, что для общения с Богом иудею достаточно одной только стены, впрочем, как и для последователей всех авраамических религий ретранслятор в виде специального здания или человека не требуется, но приветствуется.

Синагога же — есть место, в первую очередь, для общения людей между собой и с Богом. Авторы проекта здания постарались следовать этому правилу. Сама синагога является скорее зданием административно-культурного назначения, нежели только религиозного.

В одном здании получилось уместить и кошерный ресторан, и маленькие конференц-залы, и воскресную еврейскую школу. Но самое главное — это огромный зал с балконом и партером, широкой молельной стеной и хорошей (по меркам современного строительства) акустикой.

К сожалению, далеко не все представители общины посетили церемонию открытия, а многие пришедшие честно признавались, что пришли ради Берла Лазара — главного раввина России.

Берл Лазар в ответ тепло пообщался со всеми желающими, никуда не прятался, ходил без охраны и в перерывах между выступлениями с улыбкой отвечал на вопросы, обступивших его архангелогородцев.  

Далее цитата приветственной речи Берла Лазара:

«Дорогие друзья, шалом! Сегодня Игорь Анатольевич спросил у меня, как будет „слава Богу“ на иврите, я ответил „Бару Хашем“(תודה לאל). И действительно, слава Богу, что мы все сегодня здесь присутствуем.

Это важнейшее событие не только для города, но и для России в целом. Очень хорошо, что наш народ чувствует себя сегодня так комфортно, так уверенно и безопасно. За все это слава Богу.

Это получилось благодаря людям, которые верили в наш успех. Когда я 8 лет назад стоял здесь, я верил и не верил одновременно. Я верил, что синагога здесь возможна, верил, что это нужно, но я не думал, что в Архангельске найдется столько евреев, чтобы оправдать постройку такого прекрасного центра.

Теперь я вижу, что все было не зря. Здание будет заполнено людьми, разными проектами и, самое главное вера.

Наш пророк говорил из „Севера откроется зло“. Это страшные и неприятные слова. Наверное, пророк не имел ввиду, что северные города нехорошие или недобрые. Наоборот. Здесь я вижу самую чистую любовь и доброту.

Дело в том, что на иврите слово „Север“ созвучно со словом „Секрет“. Пророк мог иметь ввиду, что зло исходит из секретов, из того, что скрыто в наших душах. Если мы раскрываем зло, то будем видеть только хорошее. Вот что имел ввиду пророк.

Внутри каждого человека сокрыта доброта.

Когда мы находимся в Архангельске, я чувствую особую доброту, такие сильные чувства и посылает нам Бог. Это есть секрет человечества».

Конец цитаты.

Какими бы не были скандалы вокруг строительства этого объекта, сама церемония отвлекала от этих мыслей.

Речи, молитвы и песни на иврите как могли уводили от размышлений о политике, но целый отряд представителей различных ветвей власти, непременно к ним возвращал.

Сложилось четкое ощущение, что каждый первый в администрации города, правительстве области и депутатских корпусах желал принять участие в этом мероприятии. Как обычно бывает на мероприятиях такого масштаба, речей политиков было больше, чем речей представителей конфессии.

Но, как бы то ни было, синагога освящена, Мезуза прибита к дверям, а значит, что место имеет духовную ценность.

Евреи, несмотря на помпезность своего религиозного здания, расположились в Архангельске достаточно компактно. В одном здании совмещена вся еврейская религиозная и светская жизнь. Для общины, насчитывающей около 200-250-ти членов, такого места будет более чем достаточно.

Возможно, с чисто-рациональной точки зрения, постройка этого здания и нецелесообразна, но для города это хорошая история. Такие проекты способствуют уменьшению ксенофобии в головах горожан, разбавляют культурную среду и просто дают понять людям, что на Архангельске и его понимании мира, сам мир не замыкается.

Для многих сам факт появления такого количества кошерных евреев в Архангельске оказался загадкой, поэтому вот краткая историческая справка о том, откуда же этот народ появился на северной земле.

Купцы и ремесленники иудейского вероисповедания жили здесь уже в XVII и XVIII вв., но наиболее частые упоминания в источниках появляются с 1828 г. Своим появлением в Архангельске евреи «обязаны» в первую очередь Николаю I.

Он с легкостью решил насущный государственный вопрос: Что же делать с этим народом? Ответом стал Указ 1827 года «О обращении евреев к отправлению рекрутской повинности„1. Таким образом, в Архангельских батальонах и воинских командах военного порта, каким до 1962 года считался Архангельск, появились евреи-военнослужащие.

Условия набора в армию евреев отличались остальных, прежде всего призывным возрастом (с 12 до 25 лет). Так, вместе с взрослыми здесь появились несовершеннолетние мальчики в школах кантонистов.

Военная карьера евреев ограничивалась унтер-офицерским чином. После выхода в отставку они вынуждены были либо убираться назад за ‚черту оседлости‘, либо принимать православие, чтобы остаться здесь. С 1834 года военнослужащим-евреям позволялось жениться и только на еврейках (которых выписывали из ‚черты оседлости‘).

В 1846 году в Архангельске насчитали: 157 мужчин, 31 женщину и 67 детей обоего пола. К концу 1850 года евреев стало больше — всего 243 человека.

Кантонисты практически не повлияли на формирование будущей общины. Это объясняется, во-первых, практически 100% переходом их в православие, как правило, по принуждению, и, во-вторых, тем, что по достижении восемнадцатилетнего возраста большинство их распределялось по гарнизонам и воинским частям на территории всей империи.

Как было уже сказано, военнослужащие евреи были в морском полку, а также в сухопутных командах. И если первым для отправления их религиозных потребностей начальство выделило казенное помещение для молитв, то вторым пришлось решать свои нужды самостоятельно — в 1847 году гарнизонные нижние чины купили на свои деньги для молитвенных собраний домик в Солдатской слободе в Пятой улице (примерно там, где сейчас ул. Комсомольская пересекается с пр. Ломоносова).

В 1855 году было отведено (или узаконено) место для еврейского кладбища — оно находилось между нынешней Коммунальной улицей и железнодорожной насыпью.

Согласно переписям населения 1863 и 1872 годов евреи составляли около 1%. Проживали они во второй части города (от Воскресенской до Кузнечихи), где находилась солдатская слобода и казармы. 

В 1920-м году две архангельские синагоги снесли. Одна из них возродилась спустя почти сто лет.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле